search
main
0

Первый звонок для педагога

Статусом молодого специалиста нужно наслаждаться, уверена Валерия Зенкина

Сейчас идет ее третий учебный год. Потом будет пятый, седьмой и дальше… А как же было в самом начале? Первый учебный год, первое знакомство с детьми, первые проблемы и первые радости.

В лице Валерии Андреевны Зенкиной улыбка и серьезность сочетаются естественно. Она с удовольствием окунается в атмосферу старта своего профессионального пути, когда молодой учитель истории и обществознания только поступил работать в екатеринбургскую гимназию №202 «Менталитет».

– Первый учебный год был самый сложный, самый эмоциональный и самый интересный. «Адаптация» – вот уместное слово: все для тебя новое, что-то ты можешь не знать, спросишь – коллеги подскажут.

Начинала с 18 часов, только ставка. Сейчас понимаю, как важно в начале пути себя не перегружать. Бывает, новички сразу набирают много классов, разные нагрузки, еще какие-нибудь дополнительные курсы ведут. Думаю, так неправильно. В первый год работы в школе особенно важно сохранять позитивное настроение, не переутомляться, насладиться работой, общением с детьми.

Первая реакция детей на нового учителя оказалась разная, но в целом положительная. У Валерии Андреевны тогда были шестые и седьмые классы (теперь по преемственности восьмые и девятые). Семиклассники – уже более сложный возраст, появляется бунтарство, желание высказать свое мнение. С шестиклассниками же абсолютно комфортно. Молодого педагога они воспринимают как близкого им человека, но и статус учителя не подвергают сомнению. Но ведь без конфликтов не бывает у самого бесконфликтного человека! С чем был связан первый «урок непонимания»?

– С двойками, естественно, плохой учебой. И с несоблюдением субординации. Наверное, каждый молодой учитель сталкивался с тем, что хотя бы один ребенок начинает вести себя с ним, как с подружкой, разговаривает неподобающим тоном. Так и у меня случилось. Класс в принципе оказался непростым. В гимназии «Менталитет» сейчас набор осуществляется в среднее звено, сразу в параллель пятых. Этот класс был мальчишеским и спортивным, многие ученики занимались в секциях и постоянно ездили на соревнования. Успеваемость у некоторых страдала. Одному мальчику я сказала: «Все, придется звонить маме». Но, прежде чем это сделать, мы остались после уроков поговорить. Выяснилось, что в семье проблемы, и парень не хотел их усугублять. «Хорошо, – сказала я, – не буду звонить, то и ты должен пойти мне навстречу». Нам удалось договориться, больше проблем с этим учеником не было. Вообще убеждена, что главный инструмент педагога – это умение договариваться. Ребенку важно, чтобы его поняли. У него всегда есть своя правда.

Когда же был проведен самый-самый первый урок? Может быть, еще в детстве? Или в школе в дни самоуправления? Валерия Андреевна не скрывает: мечты стать учителем в детстве не было. Уроки у младших классов в дни самоуправления вела, но это было скорее развлечением, чем серьезным подходом. Что же стало отправной точкой выбора педагогического пути? Тоже нередкий вариант – замечательный учитель, который стал во многом примером. Наталья Юрьевна Конюхова преподавала литературу. Валерии импонировало, что, будучи уже опытным учителем старшего поколения, она прекрасно ориентировалась в современных тенденциях. «Я восхищалась ее человечностью, тем, что она давала нам свободу высказывания своей точки зрения. Была справедливая, в меру строгая и очень доброжелательная. Она привила мне любовь к литературе на всю жизнь».

Почему же Валерия Зенкова не поступила на филфак?

Оказывается, поступила. Но в последний момент перерешила и пошла на исторический. Увидела здесь больший простор для видов деятельности. С историческим образованием можно быть гидом, экскурсоводом, можно пойти в экономику, в юрис­пруденцию, так как знания по всем этим направлениям даются во время учебы, есть даже предмет «Банковское дело». Она выбрала наиболее универсальную специальность. Но филология от нее тоже не ушла – магистратуру Валерия Андреевна окончила именно по литературному направлению.

– Я даю мини-уроки литературы в рамках уроков истории. Например, изучаем период русской революции. Читаем Маяковского, Горького, Есенина, обсуждаем произведения Булгакова. Скоро будем проходить военное время. К теме холокоста я дам литературный урок, посвященный Людвигу Ашкенази и его мини-рассказам о холокосте. Этому писателю была посвящена моя магистерская диссертация.

В истории ярко выражена интеграция разных предметов. В каждой эпохе мы изучаем культурный процесс – как человек того или иного времени выражает себя в искусстве. Я задумываюсь над тем, что, может быть, и курс культурологи мне хорошо бы изучить, чтобы получше в архитектуре и изобразительном искусстве разбираться!

Преподаватель истории – он еще и един в двух лицах. Замечала, что у большинства педагогов, которые ведут два предмета (русский язык и литература, математика и информатика), есть предмет более любимый. Что же для Валерии Андреевны на первом месте – история или обществознание?

– История. Самой предмет интересен, и удается увлечь ребят. По манере преподавания отношу себя к современным педагогам. Использую ментальные карты, где выстраиваются связи между разными процессами, в уроки интегрированы игры. Стараюсь и сугубо теоретические знания давать в интерактивной форме, например в виде «маршрутных листов» или конспектов урока, где надо вставить пропущенные слова, даты, заполнить схему. Или вариант так называемого проблемного урока, когда мы ярко, заинтересованно общаемся по спорным вопросам. Например, тема «Красный террор» – делимся на два лагеря, и каждый излагает свою точку зрения.

Сама люблю смену деятельности и ученикам это предлагаю. 40 минут я рассказываю, а они записывают – это не про нас! Приоритет однозначно отдаю активной форме урока, так усвоение знаний происходит более эффективно.

Из параллели девятых классов историю и обществознание в нынешнем учебном году будут сдавать 36 человек – очень высокий показатель.

Не секрет, что одной из распространенных причин того, что молодые педагоги не задерживаются в школе, является низкий уровень оплаты начинающих учителей. Первая зарплата способна самого преданного отвадить от педагогической стези.

– Конечно, первый год заработок был невелик, я называла это «оплачиваемое хобби». Я получаю удовольствие, а мне за это еще и платят! Со временем появились дополнительные возможности реализовать себя. В любой работе мало получает только ленивый. Убеждена, сейчас учитель может прилично зарабатывать.
Например, участие в конкурсах. Недавно я вышла в финал конкурса «Молодой педагог», было очень интересно, полезно, да еще и поощрили материально! Репетиторство: имею 8 часов в неделю. Кстати, детей из своей школы на репетиторство не беру, для них все стараюсь сделать в рамках уроков или дополнительных занятий. Готовлю различные проекты, планирую создать свой авторский курс, платформу в Интернете и обучать через вебинары.

Все зависит от того, как учитель воспринимает свой труд. Когда человек ходит на работу без удовольствия и потом удивляется, что за эту «каторгу» так мало получает, что может быть ужаснее. Я и детям говорю: «Главное – любить то, что вы делаете, и тогда деньги сами придут».

– Валерия, мы с вами в основном говорили о начале. Как вы видите свое будущее?
– Историки в основном анализируют прошлое! А будущее… Я хочу одного – развиваться. Больше всего боюсь застрять в какой-то точке. Всегда нужно двигаться. История, она не стоит на месте, как и история каждого конкретного человека. Может быть, буду заниматься интернет-трансляциями. Может быть, напишу книгу исторических рассказов. Жизнь учителя может развернуться в любую сторону. Главное – не останавливаться, двигаться дальше.

– Каков ваш педагогический или – шире – человеческий девиз?
– Не зацикливаться на трудностях и негативе. Трудностей нет, пока ты их так не назовешь. Я и детям советую: «Не говорите «какая сложная проблема». Это просто задача, которую требуется решить».

И очень важно ценить момент. Статусом молодого педагога нужно наслаждаться, а не торопиться его покинуть и перебраться в ранг профессионалов. Ценить то, что от учеников тебя отделяет тоненькая временная прослойка. Я легко возвращаюсь в состояние учеников и понимаю их, анализирую, а мне бы понравилось, если бы учитель вот так сделал или вот так сказал… Надо по максимуму использовать то, что ты молодой.

Марина РОМАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте