Ежегодно московские школы, детские сады, учреждения дополнительного образования принимают все новых и новых молодых специалистов. Перед начинающими педагогами стоит чрезвычайно важная и на сторонний взгляд даже невыполнимая задача – с первого дня завоевать доверие детей и постараться расположить к себе взрослых (коллег и родителей учащихся), проявить характер, оставаясь при этом сверхтактичным человеком, быть осведомленным в профессиональных вопросах и демонстрировать желание постоянно впитывать в себя новые знания, сохранять оптимизм, несмотря на крайнюю усталость. При этом молодым людям хочется проявлять социальную активность, встречаться с друзьями и быть в курсе самых последних новостей культуры или спорта.
Bменно для таких педагогов, не замкнутых исключительно в своей профессии, готовых осваивать новые пространства, чтобы быть интересными прежде всего ученикам, проводится праздник начинающих специалистов системы образования Центрального округа «Первые шаги». Тем же, кто пока в силу своей занятости или неинформированности ничего, кроме стен школы, не видел, этот день встречи со сверстниками дает возможность ознакомиться с насыщенной и разносторонней жизнью молодого педагогического сообщества ЦАО. На этот раз «Первые шаги» стали не совсем обычными, вернее, совсем необычными. И дело не только в том, что Год учителя продолжает преподносить сюрпризы… Представив два знаковых проекта в один день, активисты Совета молодых педагогов и Молодежного ученического совета Центрального округа помогли открыть гостям и участникам праздника неоспоримую истину: можно сколь угодно громко кричать о повышении престижа учительской профессии, но без нашей собственной в этом заинтересованности и без заметных проектов, акций, мероприятий, способных переломить сложившуюся за последние десятилетия ситуацию, все слова окажутся пустыми. Одну из причин того, что «Первые шаги» 2011 года стали по-настоящему успешными, можно видеть в энтузиазме школьников и молодых педагогов, решивших по-своему поздравить тех, кто не на один год связал жизнь с образованием. Значимость праздника подчеркнуло его проведение в Большом зале префектуры Центрального округа. Такое единение власти, представителей префектуры и Центрального окружного управления образования, активистов молодежных общественных объединений ЦАО, молодых педагогов первого года работы и их старших коллег, школьников и директоров окружных образовательных учреждений, представителей педагогических вузов и колледжей тем более ценно, что оно позволяет каждому с первой минуты почувствовать свою значимость и включенность в общее дело. Обращение с приветственным словом к начинающим педагогам начальника Центрального окружного управления образования Веры Лопатиной стало своего рода их посвящением в круг избранных, в большую семью учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и психологов, воспитателей детских садов и логопедов, в семью людей, которым благодаря выбранной специальности удается сохранять молодость и оптимизм. Учитель – человек по своей природе любознательный. Он поспешит найти ответ там, где другой даже не успеет задать вопроса. Он стремится знать, когда, где, что, почему и зачем произошло. Быть может, поэтому идея проекта «Москва учительская. Вчера, сегодня, завтра», открывавшего праздник, оказалась настолько же неожиданной, насколько и ожидаемой, предугадываемой. На окружных «Первых шагах» проект предстал «в трех лицах»: видеоролике, буклете о забытых или, наоборот, примечательных уголках Москвы учительской и наконец карте-навигаторе по «местам педагогической славы». Столица раскрывается перед каждым из нас по-разному. Для кого-то это город больших возможностей и широких амбиций, для кого-то культурно-исторический центр и музей под открытым небом, а для кого-то самая что ни на есть лучшая школа, которая учит терпению, решительности и готовности впитывать в себя все новое. В московской стремительности, в суете дня мы не всегда успеваем заметить, как ежеминутно меняется наша столица… Лишь старинные улочки да здания, зажатые между новостройками, стараются удержать облик старой Москвы, которую далеко не все уже помнят.Об этой Москве, Москве исторической, изящной и самобытной, решили рассказать молодые педагоги Центрального округа. Однако, стремясь лучше узнать историю своего профессионального сообщества, они познакомились не просто с Москвой исторической, но с Москвой учительской, обратились к истокам формирования и развития столичной педагогики. Как часто случается, что, проходя по одной из московских улиц, останавливаясь у приметного московского здания или памятника, мы даже не задумываемся об их судьбе! Между тем многое в Москве красноречиво свидетельствует о ее славном учительском прошлом, увлекательном настоящем и заманчивом будущем. Знаете ли вы, когда и почему получили свое название Школьная и Библиотечная улицы? Где находится Воспитательный проезд и что теперь располагается в красивейших зданиях Воспитательного дома и Опекунского совета? Где в Москве можно найти улицу Макаренко, имя которого настолько известно, что давным-давно вышло за пределы страны, дав, например, имя кубинскому Институту педагогики в Гаване? Знаете ли вы, чем примечательны Дом педагогической книги, Московский музей образования или Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского? Какова история специальных педагогических учебных заведений столицы и учреждений, готовящих учителей? Судьба московских педагогических вузов и колледжей? Как связано с образованием здание Хамовнического суда или Дипломатической академии МИД России? В чем, наконец, загадка Московского городского Дома учителя, яркого и неповторимого звена в цепочке зданий Москвы исторической?Ответы на эти и многие-многие другие вопросы дает проект молодых педагогов ЦАО «Москва учительская. Вчера, сегодня, завтра». Начинающие специалисты системы столичного образования уверены, что с гордым именем «Учитель» связана не одна интереснейшая история, далеко не одно место на карте столицы. За прошедшие несколько веков здесь многое изменилось: почти все здания, открывавшие некогда двери перед воспитанниками гимназий и слушателями курсов, бесследно исчезли, некоторые поменяли свое назначение, а другие до сих пор бережно хранят память о зарождении столичного образования. Москва не всегда спешит открыть перед нами свое лицо, между тем если приглядеться, можно увидеть не просто Москву, но Москву учительскую, гордую достижениями прошлого и устремленную в будущее. Сколько выпускников в скором времени придут в наши педагогические вузы и колледжи! Сколько открытий в области образования сделает тот, кто только сейчас осторожно вступает во взрослую жизнь! И сколько новых страниц летописи Москвы учительской еще будет написано педагогами, приносящими славу столице и Центральному округу – ее историческому центру! Быть может, именно они чуть позже станут настоящими героями. Можно не сомневаться: неподдельная заинтересованность делами Совета молодых педагогов со стороны начинающих специалистов системы образования, пришедших на ежегодный праздник «Первые шаги», оказалась лишь одним из проявлений их стремления войти в когорту «героев нашего времени». Казалось бы, не так давно московские школьники приступили к реализации знакового для Центрального округа культурно-просветительского проекта с одноименным названием – «Герои нашего времени». И вот вслед за фильмами о молодых людях, ставших успешными в той или иной профессии, школьники ЦАО сняли видеоролики о тех, кого объединило призвание и любовь к детям, – об учителях. Получивший поддержку префектуры, Центрального окружного управления образования, Окружного методического центра, Молодежного общественного совета при префекте ЦАО, Совета молодых педагогов и Молодежного ученического совета проект «Герои нашего времени-4» рассказал об учителях, на которых стремятся быть похожими многие их начинающие коллеги, о тех педагогах, на уроки которых ученики спешат с нетерпением, о тех педагогах, которые, всячески отрицая свою принадлежность к героям, все же, по мнению школьников, ими являются. «Кто они?» – задаст вопрос один. «Каждый из них», – ответит другой. Выбравший профессию учителя уже стал своего рода героем. Не потому, что отважился, не испугался, взял на себя ответственность (как могло бы показаться на первый взгляд), а потому, что стал примером для ребят, встречающих его ежедневно в школе. И все-таки вопрос остается прежним: кто они, герои нашего времени? В Большом зале префектуры Центрального округа зрители увидели семь презентаций – всего семь, если судить по тому, какую масштабную предварительную работу проделали ребята. Героями вечера оказались Михаил Случ – учитель и директор школы №1060, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»; Анна Соломатова – учитель пушкинского лицея №1500; Константин Сержантов – учитель и заместитель директора школы №1270; Алла Худойназарова – учитель школы №1259; Максим Орлов – старший вожатый Центра образования №1429; Алексей Филиппов – учитель школы №232 и наконец Марина Смирницкая – заместитель начальника Центрального окружного управления образования, учитель и директор школы в прошлом, профессионал, всегда идущий на открытый диалог с молодежью и поддерживающий ее инициативы.Хочется верить, что, видя перед собой этих героев, и ребята, разрабатывавшие проект, и зрители, узнавшие о нем впервые, когда-нибудь распахнут двери педагогических вузов и колледжей, чтобы затем вновь прийти на презентацию фильмов о будущих героях, но в качестве уже не школьников, а молодых перспективных педагогов. А пока перед активистами Молодежного ученического совета и ребятами, создававшими проект «Герои нашего времени-4», открыты все дороги. Именно на них возлагает надежды московское учительство. Именно им педагогическая столица готовится открыть свои тайны. И именно перед ними она несколько лет спустя заиграет всеми, скрытыми пока от нас, красками.
Комментарии