\”Учительская Газета\” уже рассказывала, что неделю назад в Москве под эгидой Минобрнауки РФ прошла первая в России Международная конференция \”EdCrunch\”, посвященная развитию новых информационных технологий в образовании. Международные эксперты уверены, в ближайшем будущем конкуренция будет проходить не между университетами, а между школами и преподавателями.
Как уже сообщало наше издание, в событии международного масштаба участвовали ведущие мировые эксперты и ученые в области образования, ректоры, студенты и основатели и руководители ведущих мировых электронных образовательных платформ: Эксперты обсудили основные тенденции развития цифровой педагогики в России и дали практические рекомендации по эффективному внедрению новейших информационных технологий в образовании.
\”Coursera\” Дафна Коллер, \”EdX\” Анант Агарвал, \”Iversity\” Ханс Клеппер, \”Eliademy\” Сотирис Макригианнис и глава штаб-квартиры \”Knewton\” в Европе Чарли Харрингтон.
В последние 20 лет, когда начали появляться новые способы получения образования через Интернет, появилась и необходимость в платформах, объединяющих в себе курсы ведущих университетов. Эти платформы, поясняет \”Независимая Газета\”, как и нынешние университеты, бывают коммерческого и некоммерческого типа. Представители классической системы образования, по крайней мере в РФ, относятся к появлению такого рода платформ без каких-либо опасений. Они не представляются им конкурентоспособными.
Выступая на этой конференции с докладом, профессор Университета Киото Тору Йоши заметил, что не все так просто с онлайн-образованием. Организовать себя на самостоятельное обучение довольно трудно. Согласно собранной статистике, отсев слушателей начинается еще до начала занятий. На первое занятие «приходят» около 40% записавшихся. После первых занятий желающих продолжать обучение еще меньше. И к концу курса слушателей остается примерно 5–7%. Даже мегапопулярные курсы, рассказал профессор, собирают не более 30% аудитории.
Тем не менее, считает профессор Университета Киото, интерес к платформам растет и конкуренция между классическими вузами благодаря онлайн-образованию начинает смещаться к конкуренции между преподавателями.
Более того, Интернет скоро сделает из преподавателей настоящих звезд. Студенты будут записываться на отдельных онлайн-лекторов тысячами. То же самое может произойти и в классических университетах, практикующих смешанный тип обучения (активно использующих технологические средства обучения). А дальше все будет выглядеть примерно так… Сотирис Макригианнис, основатель Eliademi, привел в своей лекции пример из жизни преподавательницы из Кентукки, которая набрала тысячу учеников и попросила остальных не записываться, потому что больше взять никого не может.
\”Хорошая новость, – добавил Макригианнис, – мы глобализуемся. Преподаватель из Хельсинки может читать лекции студентам из Африки. Вся власть в образовании – народу…\”
Его коллеги не уверены, что глобализация – это не совсем хорошо. И предлагают вместе со \”властью народа\” давать всем право голоса в межкультурной коммуникации. В современном обществе новый гуманизм выдвигает на первый план уважение к культурному разнообразию и формирование медийной грамотности во имя создания новой культуры и гармоничного мира, поспешили дать свое заключение участники конференции.
Вообще же медийная грамотность выйдет скоро на первый план. \”Каждые 18 месяцев возрастает мощность компьютера вдвое, – рассуждает Макригианнис, – через 10 лет наши мобильные телефоны будут сравнимы с суперкомпьютером. А самый мощный компьютер станет еще умнее. Как это будет менять образование?.. В 2017 году в массовом производстве появятся первые Google-машины. Соответственно не надо будет сдавать на права. Надо просто выбрать правильную машину. Что это сделает с нашими автокурсами? Английскому за рубежом уже обучает игрушка Furby за 60 евро. Что это сделает с нашими репетиторами?\” Впрочем, соглашается автор этих высказываний, у искусственного интеллекта имеются свои \”интеллектуальные тараканы\”.
Тем не менее гаджеты способны сделать процесс обучения более разумным и подлаженным под ребенка или взрослого обучающегося, чем сегодня. Такой вид обучения называют \”концептуальным\”. Оно учитывает время, место, условия. У нас такой вид обучения используется в IT- и бизнес-образовании и помогает объективно оценить возможности используемой системы, провести анализ выявленных недостатков и упущений, оптимизировать инвестиции в обучение и т.д.
Но в будущем такой урок войдет в практику и обычной школы. И тогда можно будет разумнее использовать время ученика. Например, когда ученик (студент) едет в автобусе в школу, он пользуется короткими аудиофайлами. Сидя на диване в комнате отдыха, он использует другой вид текста.
По информации www.ng.ruФото Ольги Максимович из архива \”Учительской Газеты\”
Комментарии