search
main
0

Пересобирающие канон

Не оставляйте неистовства, Виссарионы!

2 июня в рамках IX книжного фестиваля «Красная площадь» был оглашен шорт-лист главной литературно-критической премии страны «Неистовый Виссарион» (награждение лауреатов состоялось 5 июня в Екатеринбурге уже в пятый раз в Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г.Белинского). А 6 июня, в Пушкинский день, он же День русского языка и последний день «Красной площади», на «Главной сцене» фестиваля критик и книжный блогер Иван Родионов объявил лауреатов седьмого сезона премии для молодых авторов «Лицей» (по обыкновению, шестерых) в двух номинациях – «Поэзия» и «Проза». О победителях премий в материале «УГ».

Стихи Степана САМАРИНА отражают лоскутность этого мира и обладают утешительной интонацией

 

Вклад в развитие критической мысли

Самым неистовым из Виссарионов 2023‑го признана Виктория Шохина, два специальных приза – «За творческую дерзость» и «Перспектива» – получили, соответственно, Кирилл Анкудинов и Борис Кутенков, обладателем почетной премии за вклад в развитие критической мысли и двухтомник «Дышащий чертеж: Сны о поэтах и поэзии», к растерянному изумлению своему, обрел автор этих торопливых строк, и наконец объявили небывалую прежде номинацию «Особое упоминание», ее удостоился Александр Марков.

О том, насколько сложный выбор стоял в этом году перед членами жюри, свидетельствует хотя бы уже то, что в один только шорт-лист вошли тринадцать финалистов. В целом на конкурс поступило семьдесят пять заявок (правом выдвижения, напомним, обладают профессиональные критики и литературоведы, литературные журналы, интернет-издания, фестивали, библиотеки и книжные издательства). Из этого числа был отобран шестьдесят один номинант, представивший на суд жюри 159 критических публикаций.

Виктория Шохина получила главную премию за большую литературно-критическую статью «Прочтение «Прочтения» и другие сюжеты» о книге Андрея Бабикова «Прочтение Набокова. Изыскания и материалы», а вообще-то вот кому бы дать сразу два приза, в том числе и за вклад в развитие критической мысли. Если бы существовала номинация «За универсальность», Виктория Львовна с полным правом могла бы претендовать и на нее. Журналист, публицист, литературовед (кандидат филологических наук), литературный критик, преподаватель, редактор, она видит литературу сразу в нескольких ракурсах и работает с ней разными способами: и как аналитик, и как просветитель, и как практик. Бывший заместитель главного редактора «Независимой газеты», теперь она читает курс «Современный литературный процесс» в Высшей школе телевидения МГУ и ведет колонку в журнале поэзии «Дети Ра».

Самый дерзкий из Виссарионов 2023 года Кирилл Анкудинов самим способом своей работы (тоже, кстати, многосторонней) опровергает устоявшееся представление о том, что литература, а с ней и критика, делится на столичную и провинциальную. На первичную и вторичную она делится, на сильную и слабую тоже, но от географического положения автора, как не устает показывать опыт, деление точно не зависит: Анкудинов, живущий в Майкопе, один из самых активных, внимательных и, да, неистовых в своей пристрастности критиков страны, из своей Адыгеи прекрасно видит все происходящее в России и ее словесности. Он не только литературный критик, автор более чем сотни критических публикаций в разных журналах, газетах и на сетевых ресурсах, но и кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета. Анкудинов уже двадцать лет руководит майкопским городским литературным объединением «Оштен», занимается поэтическими переводами (в том числе с языков Адыгеи!) и сам пишет стихи (автор трех сборников), то есть знает поэтическую практику изнутри.

Поэту, критику, культуртрегеру, редактору отдела науки и культуры «Учительской газеты» и отдела эссеистики и публицистики журнала «Формаслов», обозревателю портала «Год литературы» Борису Кутенкову, за которого я рада особенно, очень соответствует номинация «Перспектива». Тем более что перспективу для литературного процесса в целом он создает собственными героическими по объему усилиями, открывая читателям и выращивая молодых авторов. Вот уж кому бы дать премию «за вклад» (почему их не несколько?), так это ему: хватило бы и одного только литературно-критического проекта «Полет разборов» (который Кутенков основал), а ведь есть еще и его младший спутник – «Этап роста» для совсем начинающих, и участие в поэтическом семинаре в «Книжном ­в клубе», где тоже анализируются тексты молодых поэтов. Не говоря уже о литературных чтениях «Они ушли. Они остались», посвященных рано умершим поэтам XX – начала XXI века, где Кутенков один из организаторов и энтузиастов, и об издании антологий по их итогам и серии книжных приложений к ней – вышло уже четыре книги. При этом он находит время и силы писать сложные и сильные стихи (автор четырех сборников), критические статьи. Их, правда, в последнее время он пишет нечасто, но теперь есть все основания надеяться, что это изменится.

Увы, на сайте премии не удалось разыскать подробностей о том, что жюри имеет в виду под «особым упоминанием» – что в нем особого, за что именно человек попадает в эту номинацию, но об Александре Маркове (получившем, кстати, в прошлом году премию «Перспектива») догадаться можно. Филолог и философ, историк и теоретик культуры, обладающий трансдисциплинарным взглядом, научный редактор и переводчик книг по современной философии и гуманитарным наукам, автор пяти монографий, вузовского учебника, двух с лишним сотен статей, переводчик с древних и новых языков, просветитель (список, чувствую, неполный), при этом еще и активно практикующий литературный критик, способный анализировать тексты любой степени сложности, относящиеся едва ли не ко всем областям гуманитарного знания (и неизменно видящий литературу как часть культурного целого, а в ней и в культурном целом замечающий неочевидные связи), проблематизирующий и превосходящий любые рамки (в номинации «За творческую дерзость», не говоря уже о несуществующей – пока? – номинации «За универсальность», он бы тоже смотрелся органично), самим устройством своей критической личности и интеллектуальной практики Марков, кажется, и должен был вызвать такую номинацию к жизни. Хорошо, что теперь такая ячейка есть, будем наблюдать, кто в ней окажется в будущем.

Об актуальных же лауреатах в номинации «За вклад в развитие критической мысли» не сужу, затем что к ним принадлежу.

 

Пора внимательно вчитываться

Лучшими молодыми поэтами года признаны занявший первое место москвич Степан Самарин (со сборником стихотворений, название которого пока не объявлено), на втором месте нижегородец Сергей Скуратовский с поэтическим сборником «Стакан из Атлантиды», на третьем – Варвара Заборцева из поселка Пинега Архангельской области со сборником «Набело хочется жить».

Среди прозаиков победил москвич Владимир Хохлов, автор романа «Заневский проспект», второе и третье места заняли соответственно петербурженка Ольга Шильцова с повестью «Хозяйка для Кербера» и москвичка Дарья Месропова с повестью «Мама, я съела слона».

Всего же в финальной битве за победу в этом году сошлись и составили шорт-лист премии 20 авторов (10 поэтов и 10 прозаиков) от 25 до 35 лет. Их работы жюри отбирало из 1872 поданных на соискание премии в целом (905 прозаических текстов и 967 поэтических были присланы не только из 272 городов России, но и из 25 других стран мира). Отбором занимался Совет экспертов премии во главе с прозаиком Владимиром Березиным: поэт Вадим Муратханов, прозаики и критики Дмитрий Шеваров, Ольга Новикова, Анна Воздвиженская и Михаил Бутов. В результате в длинном списке оказалось менее десятой части изначальных претендентов – 107. Самому молодому из авторов лонг-листа этого года всего 16 лет, а вообще участвовать можно уже с 15 и до 35 включительно. С тем лишь условием, чтобы ранее соискатель на национальные литературные премии не выдвигался. Да, еще одно важное условие: текст может быть написан в любой из мыслимых точек мира, но он должен быть на русском языке.

Решение в составе жюри 2023‑го под председательством прозаика Ильи Бояшова принимали поэт, прозаик, эссеист Дмитрий Воденников, поэт и переводчик Ирина Ермакова, редактор, журналист, литературный критик Павел Крючков и прозаик, литературный обозреватель, преподаватель, редактор Анастасия Шевченко.

Уже третий год с текстами работает издательский сервис Rideró. У него собственная спецноминация «Выбор книжных блогеров» и отдельное жюри, состоящее из книжных блогеров с большими читательскими аудиториями (для популяризации произведений поэтов-финалистов в жюри 2023‑го пригласили выпускников яснополянской Школы критики имени В.Я.Курбатова со специализацией в современной поэзии). Итак, в блогерское жюри вошли Константин Мильчин (телеграм-блог Canal du Midi), Иван Родионов (тот самый, объявлявший в этом году победителей, блог «Счетчик. Книги и рецензии на них»), Евгения Лисицына (телеграм-блог greenlampbooks+), Татьяна Трубина (ТГ-канал Bookовски), Полина Парс (автор одноименного ТГ-канала), Дина Озерова (ТГ-канал «Книжный странник»), Евгения Власенко (ТГ-канал «Книжная активистка», проект Knigagid), Анна Нуждина (блог во ВКонтакте «Критик Латунский», авторская колонка в поэтическом журнале Prosodia), Дмитрий Горшенин (ТГ-канал «Рембодлер»), Андрей Першин (одноименный ТГ-блог, авторская рубрика «Сопоставления» в журнале Prosodia, кроме того, ведет книжный клуб во ВКонтакте), Алена Серафимова (книжный блог Read_k) и «Книжный маньяк», пожелавший сохранить анонимность. Удивительным (ли?) образом, выбор блогерского жюри на сей раз практически совпал с предпочтениями жюри основного: в этой номинации лауреатами стали Сергей Скуратовский (поэзия) и Дарья Месропова (проза). Каждый победитель получил не только статуэтку «Большого лайка», но и сертификат на индивидуальную программу продвижения книг от Rideró сроком на год.

Награды победители получили из рук советника президента Владимира Толстого, президента Российского книжного союза Сергея Степашина, директора Культурного центра Республики Корея Пак Чжун Гона, директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций Владимира Григорьева, а также членов жюри и наблюдательного совета премии.

Дана Курская, глава издательства «Стеклограф», вручила сертификат на издание книги в своем издательстве Марье Куприяновой. Читатели «Года литературы», как бывает ежегодно, тоже выбирали лучших авторов, специальные дипломы Ольге Шильцовой и Варваре Заборцевой вручил шеф-редактор портала Михаил Визель.

Еще в мае, как мы читали в журнале Prosodia, одна из членов основного жюри, Анастасия Шевченко, сказала: «…Не все финалисты станут звездами, но их тексты уже утренняя заря. Они отражают то, что волнует молодых, звучат их голосами – не всегда ладно поставленными и пронзительно чистыми. Но почти всегда участники пересобирают канон на свой лад. И в этом юном неофитском восторге есть свои полнокровная свежесть и радость».

Вообще-то в адрес соискателей премии звучали и крайне жесткие оценки. Одна из членов блогерского жюри, Татьяна Трубина, уже в день вручения премии заметила: «От текстов молодых авторов в первую очередь всегда ждешь задора, экспериментов с языком и раскрытия тем, которые актуальны здесь и сейчас. Увы, со всем этим в нынешнем сезоне очень плохо. Ощущение, что все силы отборщиков ушли на то, чтобы сделать шорт-лист максимально разнообразным по жанрам, и на адекватную оценку этих жанровых произведений их не осталось. «Лицей»-2023 отдает нафталином, вторичностью, затертыми штампами, попыткой двадцатилетних-тридцатилетних писателей идти по стопам классиков XIX-XX веков, а порой даже лютым кринжем».

Ну кстати: мы же не обязаны верить на слово кому бы то ни было, даже если это члены жюри. Лучше всего чужие мнения проверять, а самое правильное – иметь свое. Тексты финалистов, между прочим, уже выложены на сайте «Лицея». Произведения лауреатов обещают издать отдельным сборником в одном из ведущих издательств. В каком, пока не говорят, но будем искать. Пора внимательно вчитываться!

Ольга БАЛЛА-ГЕРТМАН, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте