Очередной семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен проблеме эффективности школ. Свой доклад на тему «Движение «Эффективная школа»: история, содержание и современные тенденции» представила президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ (ICSEI) профессор Института образования Лондонского университета Альма Харрис.
Профессор Харрис отметила, что поиски секрета эффективной школы начались, по сути, в 1966 году после публикации знаменитого доклада Колемана «The Equal Educational Opportunity Survey». В нем утверждалось, что школа играет незначительную роль на пути человека к успешности, что определяющим фактором в образовании является семья. Такое замечание не могло не вызвать возмущения и побудило несогласных доказать обратное. Начались поиски успешных школ, работающих в бедных районах, с детьми, находящимися в непростой социально-экономической ситуации.Поиски увенчались успехом в 1991 году. Оказалось, что такие школы есть, и они объединены общими чертами, которые позволяют считать их эффективными или, точнее, результативными. Все они нацелены на создание системы педагогического лидерства, то есть ситуации, когда большое внимание уделяется развитию педагогов и т. д. Такие школы отличает четкая, сфокусированная миссия, безопасная и организованная среда. Кроме того, эти школы поддерживают устойчивую позитивную связь с родителями учащихся. В них царит атмосфера высоких ожиданий, они не отказываются от частых проверок успеваемости. Все это порождало высокий уровень концентрации на поставленной задаче: со звонком учитель и ученики всегда были в классе, немедленно включались в работу и т. д. В 2011 году эти положения нашли свое подтверждение в рамках международных исследований.Закономерно, что в ходе исследований были выявлены и признаки неэффективных школ. Их отличала общая инертность, неактивность в изменениях. Учителя в основном руководствовались старыми, «проверенными» методами. Такие школы были склонны винить в своих неуспехах окружение и в то же время были не готовы осознать свой трудный контекст.Есть ли путь от неуверенной в себе школы к результативной? По словам Альмы Харрис, в 2001 году рецепт был найден: оказалось, что достаточно лишь трезво взглянуть на проблему и выбрать пути развития, сосредоточившись на изменении педагогических подходов, и делать все это с нацеленностью на перемены.Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов согласился с коллегой, подчеркнув, что эффективная школа всегда начинается с самопроблематизации, не по указанию министров или других высоких начальников, а с понимания самой школой того, что пора меняться.
Комментарии