search
main
0

Перемены без последствий

Профильное обучение в Омске реализуется не только в гимназиях и лицеях, но и в «обычных» школах. В городе более 90 образовательных учреждений, имеющих от одного до 15 профильных классов. Многолетняя практика показывает, что это позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Безусловно, государственный подход к проблеме необходим. Но нужно решить еще множество вопросов.

В новых стандартах указывается только четыре направления профилизации. Должен ли этот перечень быть обязательным или может расширяться? Ответ предполагает два крайних варианта развития событий – полное снятие ограничений или создание четырех жестких вариантов учебных планов.

По мнению авторов профильных стандартов, примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20 или 65 : 25 : 10. Насколько рациональным является такое соотношение? Каким должен быть механизм перехода учащихся с одного профиля на другой без ущерба для изучения образовательной программы?

Реализация идеи профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора. Однако реально школьникам он навязывается, поскольку в силу возраста они еще не могут принимать решения самостоятельно. Поэтому необходимо приобщать ребят к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути с первых дней обучения. И тут возникает ряд проблем. Например, в 8-9-м классе, когда ребенок должен определить направление профильного обучения, мало часов вариативного компонента. Как правило, они не используются на предпрофильную подготовку. В результате к окончанию 9-го класса 43 процента омских школьников имеют неустойчивые жизненные интересы.

С другой стороны, жесткая профилизация может вступить в противоречие с фактической картиной социального и возрастного становления подростков. Это приведет к негативным академическим и социальным последствиям. Поэтому мы, например, предлагаем образовательным учреждениям введение различных образовательных профориентационных курсов в основной школе. Необходимо в каждой школе разработать механизм безболезненной смены профиля каждым учеником.

Проблема еще и в том, что число желающих продолжить образование в старших классах школы больше, чем реальные возможности приема в них. Фактически возникает конкурс. Нужен механизм рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. Главным основанием должны являться интересы школьника. Вместе с тем практика зачисления в 10-й класс связана со способностями ребенка. Компромисс может заключаться в анализе итогов успеваемости, изучении результатов анкетирования и тестирования. Целесообразно изучать результаты достижений учащихся.

Кроме того, нужно определиться с организацией профильного обучения в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением предметов. Первый, радикальный, вариант предусматривает, согласно Концепции профильного обучения, определение новой структуры видов общеобразовательных учреждений. Это может вызвать серьезные негативные педагогические и социальные последствия. Более рациональный вариант, эволюционный, представлен в Стратегии модернизации образования. Он не должен привести к «смене вывесок», поскольку предлагается изменение понимания лицея, гимназии, школы с углубленным изучением предметов с учетом идей профильного обучения.

Моделей может быть много. Как вариант, возможно сочетание однопрофильной и многопрофильной школы. В первом случае дифференциация осуществляется за счет факультативов и курсов. Во втором – предлагается широкий выбор конкретных профилей.

Александр СОЛОМАТИН, начальник научно-методического отдела Управления образования города Омска, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте