Звон будильника не является сигналом к пробуждению. Возможно, вы еще не засыпали. До боли знакомая ситуация? К сожалению, в школе, когда педагог не отдохнул, это заметно не только ему и его близким, но также его коллегам и ученикам. Когда 30 пар глаз направлены на одного человека, трудно что-то упустить. И дело не только в том, чтобы поспать должные 8 часов в день.
На свидании говорить только о чужих детях? На встрече с друзьями сводить дискуссию в сторону работы? Не интересоваться ничем, кроме поурочного планирования? Это очень скользкая дорожка.Начинающий педагог рьяно бросается на амбразуру преподавания, забывая обо всем, однако это играет с ним плохую шутку. И здесь-то уже не до смеха, так как после первого месяца работы наступает переломный момент: перемен требует его сердце, перемен по 20 минут.И вот молодой специалист сидит на уроке, глядя на свой класс без прежнего трепета. Происходит дисгармония с собой: хочу научить, но нет сил; хочу понять ребенка, но мешают усталость и раздражительность; мозг перестает вырабатывать потрясающие идеи. А дети, как хорошие психологи, всё видят и понимают. Перед ними – уставший человек без интереса к жизни и работе. Хотят ли они брать пример? Хотят ли они стремиться к такому образу? Гордятся ли они своим учителем? Заряжает ли их учитель своей энергией? Ответ очевиден. Учитель затерялся в мире кабинета, как в Нарнии. Коллеги видят его только на педсоветах. Диалоги скупы и неинформативны. Родные и близкие забыли, как он выглядит, но отлично помнят его синяки под глазами. Гармония ушла, а вместе с тем в сознании учителя созревает идея тоже уйти. Ситуация в классе выходит из-под контроля. Быть или не быть? Учитель по призванию или не учитель? Прочитав Шекспира, педагог не находит ответа на свои вопросы (хотя считается, что Шекспир был учителем), а ответ совсем рядом.Работу надо наполнять жизнью, а не жизнь работой. Если верить в то, что педагог – это понятие круглосуточное, не требующее перерыва, то можно загнать себя в угол, выбраться из которого будет чрезвычайно сложно. Опытные преподаватели это отлично понимают, но новичку разобраться будет непросто.Спасение утопающих – дело рук…- самих утопающих;- школьной администрации;- родительского комитета.Получается, что наш герой, молодой учитель, готовит учеников к экзамену жизни, который сам сдать не в состоянии. Ведь только решив все задания частей А (работа), В (жизнь вне школы), С (самосовершенствование), можно получить 100 баллов. Баллов по части А (работа) хватит только на троечку, следовательно, нужно идти дальше. Человеку необходимо переключаться между работой и жизнью вне школы, чтобы видеть ситуацию по-новому, решать проблемы креативно и не терять себя. Смотря только один канал по телевизору, человек зацикливается, и пульт, завалившийся под диван, будет как нельзя кстати. Важно переключать каналы: педагогика, личная жизнь, реклама, хобби, реклама, спорт, самосовершенствование, педагогика. Детям интересна личность. Она, конечно, интересна не только детям, но именно юные умы в силу своего восприятия связывают человека с профессией. Это как в Почте России: Печкин добрый, а значит, и почта хорошая; в ближайшем отделении злые, а значит, в следующий раз туда ни ногой. Учитель добрый, понимающий, интересный, разносторонний и отдохнувший – сразу хочется учиться, и результаты прекрасные, имидж школы и всей системы образования улучшается на глазах. Как только меняется настроение в худшую сторону, результат детей и их мировосприятие меняются тоже. Круглосуточно и без перерывов – стезя робота, выполняющего строго определенные нетворческие задачи. Робот интересен детям только первое время, когда же он изучен вдоль и поперек, они перестают его замечать и им нужно что-то новое, что-то живое и вдохновляющее.Детям всегда необходимо что-то новое, их неуемные энергия и любопытство не позволят надолго сосредоточиться на рутине. А где взять новое учителю, который сам не сохранил в себе живую искру? Любая искра потухнет, если на нее смотреть 24 часа в сутки, заперев в четырех стенах, и не раздувать огонь. К тому же молодому учителю важно понимать, что каждая мелочь может пригодиться для работы: история друга, рассказанная при вашей встрече в кафе, курсы по танцам, игра на гитаре, просмотренный фильм или спектакль в театре. Почему-то школьная жизнь, а вместе с ней обучение отделяются забором от реального мира. Хватит это терпеть! Звучит либерально, соглашусь, но это работает. Можно закрыть учебник по английскому языку и в пятницу вечером сходить в театр на спектакль на английском языке. А можно сходить на мастер-класс по приготовлению изысканных блюд и поделиться потом знаниями с ребятами. И они будут готовить, но не только блюдо, но и себя к жизни вне школы. А ограничивать жизнь ребенка только школой, домом и уроками – преступление. Ребенок вырастет и будет себя ограничивать домом, работой и документами. Педагог – это не круглосуточное понятие. Положить всю жизнь на алтарь образования, при этом жертвуя всем остальным, как минимум опрометчиво, и первыми почувствуют неладное именно дети. Баланс должен соблюдаться, и я бы хотела пожелать начинающим педагогам не сдаваться, беречь интерес и искру, отдыхать и не давать своему сердцу загрубеть от рутины. Молодые специалисты, если вы еще не ушли в бизнес, то держитесь там!Дарья АШУРОВА, учитель начальных классов школы №1716 «Эврика-Огонек», лауреат конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии