В подготовленном Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» информационном бюллетене рассматривается состояние педагогических кадров на фоне изменений, которые происходят в системе общего образования.
Информационный бюллетень «Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям» подготовлен в рамках Мониторинга экономики образования. Поясняется, что состояние кадров системы школьного образования может служить лакмусовой бумагой успешности проводимой государством социальной политики в целом и образовательной политики в частности.
Во время составления качественных характеристик педагогических кадров учитывали такие важные факторы, как возраст, стаж работы и квалификация педагога. Не менее существенным моментом при анализе являлась территория, на которой работают учителя. То есть – село, малый или средний город, крупный город, столичные агломерации.
Проблемы молодых
Если говорить о составе педагогических кадров, то в последние годы динамика основных характеристик сохранила свой вектор. «Это касается постепенного их старения, слабого притока молодежи в педагогическую профессию», – говорится в тексте информационного бюллетеня. Также наблюдается дефицит учителей-предметников по ряду дисциплин и специалистов в области индивидуального сопровождения школьников, о чем говорят родители детей.
Молодые педагоги в возрасте до 30 лет и со стажем менее 5 лет являются самой уязвимой категорией педагогических кадров. Именно они испытывают наибольшую неудовлетворенность А их недовольство условиями работы подталкивает их к мысли не только сменить место, но и профессию.
Колоссальные перегрузки
При этом учителя самого продуктивного возраста (стаж от 5 до 20 лет) по сравнению со своими младшими и старшими коллегами больше загружены не только основной работой, но и бюрократическими обязанностями.
«Большинство педагогов считают уровень своей заработной платы неудовлетворительным и хотели бы получать как минимум вдвое больше», – говорится в информационном бюллетене НИУ ВШЭ. При этом учителей не устраивает размер зарплаты, а также непрозрачность механизмов ее начисления.
Педагоги школ значительно перегружены, в большей степени – учителя среднего возраста. А вот молодые специалисты чаще загружают себя дополнительными обязанностями, которые не связаны со школой. Еще они занимаются репетиторством.
Все педагоги отмечают существенную нагрузку текущей отчетности. При этом молодые учителя признаются, что их меньше загружают работой с цифровыми сервисами по сравнению с более старшими коллегами. «В целом все категории учителей отмечают рост своей загруженности в последние два года», – об этом говорят результаты мониторинга. Это связано не только с отчетностью, но также урочной и внеурочной деятельностью.
Дефициты компетенций
Мониторинг выявил дефициты в учительских компетенциях. Так, молодые педагоги отмечают проблемы в диалоге со сложными учениками, а также с ребятами с особенностями здоровья. А преподаватели старше 50 лет обращают внимание на нехватку у себя цифровых навыков. При этом педагоги называют основной проблемой, которая препятствует их профессиональному развитию, – отсутствие стимулов.
Если говорить об общем состоянии педагогических кадров, то его определяют: проблемы профессионального выгорания из-за перегрузки, невысокий уровень зарплаты, отсутствие стимулов для профессионального и личностного роста.
И несмотря на все это, большинство учителей говорят, что любят свою профессию и удовлетворены местом своей работы. Также некоторые педагоги просто не готовы предпринимать активных действий для изменения сложившейся ситуации.
В целом можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее острым остается вопрос неконкурентной заработной платы. Учителя вынуждены перерабатывать, брать высокую нагрузку, заниматься репетиторством. Педагоги называют справедливой зарплату как минимум наполовину выше получаемой. А около трети считают, что она должна вдвое превышать существующую. «Именно невысокий уровень заработной платы препятствует общей поддержке мер государства по модернизации и развитию образования, снижая их эффективность», – приводятся выводы в бюллетене.
Тамара Астапенкова пишет о высокой нагрузке но не уточняет какова же она. Три года назад министр Васильева писала, что в среднем учитель работает на 1,45 ставки. Увеличилась ли она?
Автор пишет о непрозрачности начисления зарплаты, но не уточняет в чем она заключается. Два года назад министр Васильева писала в Российской газете, что, например, на Алтае базовая зарплата учителя составляет 4 тысячи рублей, – т. е. основную часть зарплаты составляют деньги, порядок начисления которых определяется администрацией.
Автор обращает внимание на молодых учителей. Но ни она, ни в других публикациях УГ практически не затрагивается тема обучения будущих педагогов.
Автор обращает внимание и на пожилых учителей. Но УГ никогда не публиковала средний размер учительской пенсии в РФ, которая и вынуждает учителей работать буквально “до последнего вздоха”.