Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

«Пеликаны» в краю пеликенов!

Конкурсное движение учителей года-2020: онлайн и офлайн
Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Пандемия внесла свои коррективы в жизнь нашего российского образования. Она коснулась всех без исключения участников образовательного процесса, ее последствия не могли не отразиться и на конкурсе «Учитель года России», который в этом году перешагнул свое тридцатилетие. Яркий юбилей признанного и авторитетного профессионального педагогического состязания мы отметили год назад в Грозном. Победа филолога Ларисы Арачашвили определила следующую географическую точку на карте России для проведения его финала – город Волгоград. В первые три месяца текущего года в 36 субъектах РФ, по данным Минпросвещения РФ, состоялись конкурсы, которые выявили своих победителей – будущих участников всероссийского финала. А регионы, которые традиционно все проводят его в апреле и мае, не успели и не смогли по понятным причинам сделать этого в очном формате. В мае учредители перенесли сроки проведения федерального этапа конкурса на начало ноября, ожидая от регионов проведения до середины сентября своих конкурсов и, соответственно, делегирования победителей на российский финал. Но увы! Реальность снова внесла свои коррективы. В частности, решение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об ограничении, а в ряде случаев и об отмене до 1 января 2021 года проведения массовых мероприятий с участием детей и молодежи предопределило судьбу очередного заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 – очный формат в этом году практически исключен. Была дилемма: провести конкурс в режиме онлайн, дистанционно, или… перенести сроки, дождаться снятия ограничений, чтобы, не прерывая, как говорил Салтыков-Щедрин, «хода истории», продолжить то, что стало традицией и несомненной ценностью конкурса, – живое профессиональное общение региональных победителей из всех субъектов РФ, которое затем перерастает в мощное послеконкурсное движение. Решение принято – федеральный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 перенесен на 2021 год. Тем временем жизнь конкурса продолжается, приобретая новые ракурсы и повороты. Останутся ли прежними его главные смыслы и ценности? Что было (и будет) новым и значимым в конкурсном движении-2020?

Больше, чем конкурс

Давно не новость, что конкурс «Учитель года» не просто конкурс. Он породил мощное движение творческих, одаренных педагогов, стал школой профессионального и личностного роста не только для самих участников, но и для многих учителей страны. Плоды конкурса разнообразны, например, это новые форматы послеконкурсного профессионального общения, которые в некотором роде становятся альтернативными площадками по отношению к традиционным государственным структурам, функционально отвечающим за повышение квалификации педагогических работников. Надо заметить, что их роль на федеральном уровне в последние годы заметно ослабла, а с момента ликвидации Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, которая многие годы выполняла эту задачу, практически потеряна. Сегодня многие учителя предпочитают оттачивать мастерство и повышать уровень своей профессиональной компетенции в живом и непосредственном взаимодействии с теми педагогами, которые прошли через горнило конкурса, кто получил признание в педагогическом и экспертном сообществе. Разные модели общения – сетевые и реальные контакты учителей из различных регионов – становятся дополнительным ресурсом не только для их личностного роста. Они, укрепляя узы конкурсного братства, во многом способствуют сохранению в стране единого образовательного пространства. Именно поэтому все соучредители конкурса – Министерство просвещения РФ, Общероссийский профсоюз образования и «Учительская газета» – совпали во мнении о том, что проведение всероссийского финала конкурса в дистанционном режиме вряд ли достигнет ожидаемых результатов и перенос сроков с сохранением его прежнего, преимущественно невиртуального, живого, формата – верный путь, который обеспечит его дальнейшее развитие, а значит, и внесет свою позитивную лепту в процесс улучшения качества кадрового потенциала российского образования. Вместе с тем будет полезен региональный опыт организации конкурса в виртуальном режиме, а также примеры таких моделей его проведения, которые совмещают дистант и реальность, онлайн и офлайн.

Эхо истории

Напомним, что уже после старта первого «Учителя года СССР» в далеком 1990‑м газета четко обозначила свою позицию: конкурс важен не сам по себе, гораздо существеннее то, что происходит после него. Эту главную стратегию заложил Геннадий Селезнев, главный редактор «Учительской газеты», в 1989‑1991 годах. Вслед за ним эту концепцию развивал и реализовывал вместе с коллегами Петр Положевец, который возглавлял газету до 2019 года. Его преемник Арслан Хасавов продолжает эту традицию. Кстати, во время майской недели финалистов конкурса в 1992 году, когда конкурсные уроки проходили в двух московских школах – №372 и 1080, в профтехучилище №160 и яслях-саде №1783, состоялась творческая встреча конкурсантов с руководителями Министерства образования РФ, редколлегией «Учительской газеты», с педагогической общественностью Москвы, с учителями из стран СНГ, которые были приглашены в столицу на конкурс. Тогда главный редактор «УГ» Петр Положевец высказал ключевую для перспектив конкурса идею его превращения из творческого соревнования в творческую программу, которая могла бы повысить престиж учителя в глазах общества. «..Учитель года… Нам бы хотелось, – сказал он тогда, – чтобы тот учитель, которому будет присваиваться это почетное звание, стал полномочным представителем учительства, мог бы выступать от имени всех педагогов, помогать своим коллегам решать проблемы на уровне выше школьного – районном, городском, областном, республиканском, мог прийти в правительство и сказать от имени коллег: мы считаем так, мы хотим этого, мы требуем этого, – зная, что ему обеспечена поддержка учителя. Так должно быть, ведь учитель года – это не лучший из лучших, это символ современного учителя, который работает на будущее России…» («УГ» №18 от 26 мая 1992 года, круглый стол в «Учительской газете» «Нам не жить друг без друга»).

В те годы закладывалась и другая важнейшая задача конкурса – проецирование в педагогике инновационных процессов и широкая послеконкурсная программа профессионального роста учителей, в том числе и по освещению и продвижению педагогического творчества учителей года на страницах СМИ, и по созданию неформальных учительских объединений и ассоциаций, клубов, которые могли бы активно влиять на государственную политику в образовании. В начале 2000‑х стали заявлять о себе региональные, муниципальные клубы учителей года. Сегодня их более 60. Реально работающие структуры, процесс создания которых продолжается. Клубы складываются и как неформальные объединения – их потенциал активно используется региональными институтами развития образования в системе повышения квалификации. Они также формируются и регистрируются как общественные организации со своими уставами, ставят, замечу, перед собой весьма важные и амбициозные задачи. Такие, например, как обмен информацией и распространение положительного опыта в реализации образовательных программ и проектов в регионе, за его пределами. Клубы участвуют в проведении на местах ежегодных конкурсов «Учитель года», устанавливают, развивают профессиональное, творческое общение между участниками конкурсов разных лет, часто берут на себя распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов, создают информационные банки данных о конкурсантах, проводят конференции, форумы, семинары. Их роль в поддержке различных социально значимых акций становится все более заметной. Клубы создают свои сайты, распространяют информацию о своей деятельности через областные (краевые, республиканские) и муниципальные СМИ, привлекают финансовые ресурсы в рамках участия в образовательных проектах и грантах, содействуют работе комиссий по поощрению педагогов. «Клубники» – люди с активной жизненной позицией, часто выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят, наконец, предложения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Не дальний Дальний Восток

С каждым годом география встреч и круг участников конкурсного движения расширяются, их тематика и формы становятся все более интерактивными и привлекательными для тех, кто связал свою жизнь с конкурсом, кто планирует принять в нем участие или просто видит в нем, будучи внимательными наблюдателями, зрителями-аналитиками, новые возможности и ресурсы для собственного роста. Яркие примеры активного конкурсного движения демонстрирует Дальний Восток, расположенный в самых разных климатических поясах. Огромные размеры территории, его протяженность с запада на восток на 3 тысячи километров, а с севера на юг чуть более 3 тысяч обусловили чрезвычайное разнообразие природных условий, богатство недр и прибрежных вод двух океанов. В 35 км от Чукотки, через Берингов пролив, начинается Америка (Аляска), сорокатрехкилометровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. На протяжении 2000 км район граничит с Китаем, на 60 км тянется граница с КНДР. Дальний Восток богат природными ресурсами: каменный и бурый уголь, нефть и газ (Сахалин), полиметаллы, олово, графит (Приморский край), железные и марганцевые руды (Еврейская АО), алмазы (Респубика Саха (Якутия), дары морей и океанов (Камчатка, Хабаровский край), лесные массивы, богатые пушным зверем, на всей территории региона. Есть в Дальневосточном федеральном округе – самом крупном в России, занимающем 36% территории страны с численностью населения более 7 миллионов человек, но с довольно сложной сегодня социально-экономической ситуацией, не менее ценный капитал – педагогический, в частности образовательное сообщество, учителя – участники профессионального конкурса «Учитель года», потенциал которых огромен, и их профессиональная жизнь заслуживает большего признания и, конечно же, серьезного со стороны федеральной власти внимания и поддержки. Впрочем, это крайне необходимо всем жителям славящегося природными богатствами региона, превышающего площадь Европы, в котором проживает в 1,5 раза меньше жителей, чем в Москве, притом что уровень и качество жизни простых людей, врачей, учителей здесь в разы ниже столичного.

Встреча педагогов Камчатского края с учителями года России

Тем временем замечу: находящиеся на большом от Москвы расстоянии четыре области – Амурская, Еврейская автономная, Магаданская, Сахалинская, четыре края – Камчатский, Приморский, Хабаровский, Забайкальский, республики Саха (Якутия) и Бурятия, один автономный округ – Чукотский, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, стали для многих из нас, причастных к конкурсу, близкими и родственными благодаря именно конкурсу, его невероятно созидающей, объединяющей силе и природе. Практически с первых лет после объявления о начале конкурса «Учитель года СССР» многие регионы Дальнего Востока присоединились к этому проекту. В 2019 году, например, краевой конкурс «Учитель года» в Хабаровском крае отметил свое тридцатилетие. Ровесник федерального конкурса, он впервые прошел здесь тогда же, в 1990 году по аналогии с ним в заочном формате. Об этом и многом другом – об истории конкурсного движения в крае, о тех, кто не боится идти впереди всех и задавать темп и ритм движения, кто ищет способы собственного профессионального развития и умеет развиваться, дерзать и пробовать новое, – написала в своей недавно вышедшей в Хабаровске книге Елена Фоменко, которая в течение 18 лет возглавляла в Хабаровском краевом институте развития образования отдел сопровождения и экспертизы педагогической деятельности, была одним из региональных координаторов конкурса. Роль Елены Викторовны в продвижении конкурса, в создании клуба «Учитель года Хабаровского края», который в 2019 году зарегистрирован как общественная организация лидеров образования с таким же названием, неоценима. Как и ее коллег, участников и победителей краевого конкурса разных лет Ирины Дербиной (2012), Ольги Богачевой (2019), Евгения Симакова (2018 – «Педагогический дебют»), которые вместе с Еленой Фоменко учредили эту организацию.

Особым брендом образования Хабаровского края стала запущенная еще в 2008 году послеконкурсная программа «Слеты «пеликанов». С тех пор на него приезжают педагоги не только из муниципальных образований Хабаровского края, но и представители Дальневосточного федерального округа, других регионов России, что дает право называть его не просто краевым, а межрегиональным. Именно здесь происходит полноценное профессиональное взаимодействие участников конкурса уже после его завершения, определяются векторы дальнейшего развития, происходит обмен опытом, популяризируется учительская профессия, совершаются педагогические десанты в сельские школы, апробируются новые формы профессионального общения, разрабатываются предложения для региональных программ в сфере образования, в чем имела удовольствие убедиться сама, когда в 2014 году вместе с учителями года России побывала на четвертом их слете с романтической темой «Образование как путь к мечте, как путь героя», которую участники выбирали сами, обсуждая различные ее варианты на форуме сайта Хабаровского краевого института развития образования. Осталось в памяти, как в процессе весьма креативной смысло-деятельностной игры были разработаны принципы и походы, определяющие новое направление – педагогику восхождения к Мечте, как уточнялись сроки программы действий учителя в собственном восхождении к Мечте и помощи детям (особенно из школ, находящихся в сложных социальных условиях) в их восхождении к своей Мечте. Каждый слет, которых по счету уже шесть, решает ту или иную образовательную проблему или задачу, важную для региона. В 2018 году его главным событием стало проведение первого конкурса «ДРУГ» («Дальневосточный ринг учительских групп»), а в этом, 2020‑м, состоялся второй конкурс, который из-за пандемии прошел дистанционно. Он также стал межрегиональным, поскольку в нем приняли участие команды не только Хабаровского края, но и других регионов – Амурской области, Еврейской автономной области, Сахалина; также удалось собрать звездный состав жюри, куда вошли лауреаты и участники всероссийского этапа конкурса «Учитель года» из Дальневосточного федерального округа.
Другой пример активного послеконкурсного движения демонстрирует самый большой на Дальнем Востоке регион – Республика Саха (Якутия), где также накоплен свой особый, оригинальный опыт, в продвижении которого существенную роль играет победитель республиканского и финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010 Юрий Кынатов, ныне директор верхневилюйской школы №4 имени Д.С.Спиридонова. С именем Юрия Васильевича связаны рождение в 2011‑м и регистрация в 2016 году клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», а также ежегодные авторские семинары с приглашением известных ученых, учителей года России. Кроме того, в 2013 году клуб инициировал проведение конкурса для учителей западной Якутии под названием «Серебряный пеликан», который поддержало и наше издание. Многие годы он проводился в Верхневилюйске, в 2018 году прошел в Намцах, Нюрбе и в нынешнем, 2020‑м, в Вилюйске. Все эти годы журналисты «УГ» рассказывали об этом уникальном якутском проекте, были вместе с его участниками. И этот год не стал исключением. Наш редактор отдела культуры и науки Борис Кутенков привез оттуда свои журналистские впечатления («УГ» №11 от 17 марта 2020 года). Кстати, на сей момент известно, что в Дальневосточном федеральном округе весной в режиме офлайн Чукотский автономный округ успел провести свой региональный конкурс «Учитель года»-2020. Республика Саха (Якутия) делегирует на всероссийский финал победителя 2019 года. А в Хабаровском и Забайкальском краях он проводится один раз в два года, поэтому по графику региональные конкурсы пройдут в 2021 году. На федеральный финал-2020 поедут участники, занявшие 2‑е место в 2019 году. Так же, судя по всему, поступил и Приморский край. Чтобы определить своих победителей для участия в финале Всероссийского состязания «Учитель года России»-2020, в других шести субъектах РФ, представляющих Дальневосточный федеральный округ, региональные конкурсы пройдут нынешней осенью. Активно готовятся к конкурсу в Камчатском крае, который весной этого года внес свою заметную лепту в конкурсное движение страны. Сюда прилетели «пеликаны».

Добрый дух Камчатки

Камчатка – край далекий и сказочный. Омывается полуостров с запада Охотским морем, а с востока Тихим океаном. Уникальные природные ландшафты, долина гейзеров, горячие источники, неповторимые по красоте озера, чистые камчатские реки, берущие начало у подножия гор в ледниках, вулканы, которые составляют 40% территории, как магнит притягивают сюда туристов, волнуют воображение тех, кто мечтает все это увидеть своими глазами. Во время недавнего визита на Камчатку премьер-министр Михаил Мишустин призвал Дальний Восток провести «генеральную уборку», обнаружив немало проблем в организации туризма, в здравоохранении и рыбной промышленности, в электроэнергетике, газификации, о чем, собственно, в своем фильме «Камчатка – полуостров, который забыли», вышедшем два месяца назад, рассказал известный блогер Юрий Дудь, пытаясь найти ответ на вопрос «Почему в России даже такие жемчужины остаются такими необустроенными?».

Да, вопросы есть, тем более важно на фоне явных социальных, экономических проблем, которых немало и в этом краю уникальных природных объектов, как и во многих других субъектах страны, увидеть позитивные примеры достижений и отметить особый настрой на развитие, который демонстрирует камчатское педагогическое сообщество, активно продвигающее идеи профессионального роста учителей через конкурсы, сетевые проекты, стажировки, обучающие семинары. Кстати, победители конкурса «Учитель года Камчатского края», которому в этом году исполняется 25 лет, на всероссийском финале не раз становились лауреатами: в 2004 году – Юлия Рыжкова, учитель физической культуры, в 2012 году – учитель английского языка Елена Горанько, в 2019‑м – Виктория Скрипникова, учитель истории и обществознания, которая первого сентября провела в прямом телевизионном эфире Урок Победы с участием Президента РФ Владимира Путина. Ее учениками в этот День знаний стали школьники из 12 регионов, в их числе, конечно же, и ее воспитанники из родной Николаевской сельской школы, где она работает уже пять лет. Именно эта школа, расположенная у подножия Авачинского вулкана, оказалась в 2020 году эпицентром конкурсного движения. Ее директор Ольга Муравьева и заместитель Инна Соколова, генератор и вдохновитель многих проектов и акций, давний друг нашей газеты, а также директор соседней Пионерской средней школы имени М.А.Евсюковой Лариса Федоренко решили пригласить из разных регионов страны победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России», и в этом им не смогли отказать, вдохновившись масштабом идеи, глава Елизовского муниципального района Сергей Тюлькин, его заместитель по социальным вопросам Елена Щербак, Кирилл Волков, депутат Законодательного собрания Камчатского края, Александра Короткова, краевой министр образования и науки, а также Камчатский институт развития образования в лице врио ректора Оксаны Берестовой.

Здесь начинается Родина

Феномен, прямо скажем, уникальный! Две небольшие сельские школы инициируют проект, проводят огромную подготовительную работу, их поддерживает муниципальная и региональная власть. Девять часов в полете – и мы там, где восходит солнце, где начинается Россия. Март, еще нет серьезных ограничений на массовые мероприятия, хотя дети уже на «удаленке». Первый региональный форум «Камчатка встречает «пеликанов» стартует, как запланировано, в режиме офлайн. В реальном времени и реальном пространстве после церемонии открытия проходит калейдоскоп мастер-классов победителей конкурса «Учитель года России». Своим опытом с коллегами делятся «большие пеликаны» разных лет – профессор Брянского государственного университета Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы школы №7 г. Армавира Александр Шагалов, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского (Московская область) Александр Демахин, учитель истории, руководитель проекта «Учитель будущего» (Самара) Сергей Кочережко, учитель немецкого языка, директор регионального центра выявления одаренных детей Ленобласти «Интеллект» Денис Рочев, учитель истории гимназии №116 Санкт-Петербурга Илья Демаков, учитель французского языка школы №34 г. Рязани Екатерина Филиппова, народный учитель РФ и учитель музыки Ломоносовской школы г. Москвы, композитор Артур Заруба. Второй день организаторы посвящают «Учительской газете». Представила ее историю, рассказала о важных вехах, проектах, идеях, акциях издания и, конечно, напомнила о наших именитых авторах, выдающихся деятелях культуры, искусства, педагогики – Надежде Крупской, Максиме Горьком, Корнее Чуковском, Юрии Лотмане, Дмитрии Лихачеве, Мерабе Мамардашвили, Дмитрии Кабалевском, Марии Монтессори, Шалве Амонашвили и многих других. Их публикации на страницах газеты в разные годы и периоды ее истории, начиная с момента основания в 1924 году, ожили в выступлениях наших талантливых учителей-«пеликанов», обрели современное звучание и новый смысл.

Успев не только славно потрудиться на форуме, но и насладиться красотами уникального края, наши «пеликаны» (так сегодня повсеместно и в разных городах, регионах образно называют учителей, прошедших через конкурс «Учитель года», отдавая им тем самым дань уважения и признания, неформально присваивая конкурсантам своего рода знак качества. – И.Д.) получили в подарок местные дары природы – камчатскую икру и рыбу, а еще небольшую фигурку под названием… Пеликен – традиционный северный сувенир-оберег, почитаемый коренными жителями Камчатки. Его считают божеством-тотемом, изображен он в виде дружелюбного, улыбающегося пузатого человечка, олицетворяющего радость и счастье. Вот как! Пеликан – символ конкурса, Пеликен – добрый дух Камчатки. Общая, кроме одной буквы, конструкция слова и одновременно близкий по образному значению смысл. Пеликан, ставший эмблемой конкурса «Учитель года», его главным призом (Хрустальный пеликан), символизирует жертвенность, сострадание, доброту, безграничную родительскую любовь, даже воскрешение. Пеликен – языческий символ, хранитель домашнего очага, пожирающий человеческую зависть, глупость, житейские неурядицы и нехорошие мысли, он чист в помыслах и поступках, излучает смех, добро и справедливость. Пеликаны и пеликены, выходит, родственные души, символы, наделенные, пусть мифами и легендами, такими качествами, без которых учителю не следует идти в профессию!

На родине Василия Шукшина

В Сибирском федеральном округе, в состав которого входят 10 субъектов РФ, свои конкурсы до ухода школ на дистанционный формат обучения успели провести четыре региона – в Омской области, Республике Алтай, в Красноярском и Алтайском краях профессиональные состязания по разным номинациям – «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Психолог года» – прошли в обычном формате офлайн весной.

С членами клуба «Учитель года Алтая»

Для Алтайского края, известного своим особым отношением к конкурсу, крепкими традициями послеконкурсного движения, эффективной и влиятельной ролью в этом клуба УГА («Учитель года Алтая»), живой, реальный, творческий формат был особенно важен – конкурсу исполнилось 30 лет. Мы, «Учительская газета», наши «большие пеликаны» Артур Заруба и Екатерина Филиппова, успев до самоизоляции «вскочить в последний вагон уходящего поезда», оказались по приглашению министра образования и науки Алтайского края Максима Александровича Костенко в Барнауле в конце марта и стали участниками невероятно яркого, содержательного, по-настоящему юбилейного события. Конкурсная тема в этом регионе не просто популярна, она имеет глубокие корни и связана с конкретными людьми, стоящими у истоков алтайского конкурса. Людмила Зозуля, в 90‑е годы краевой организатор «Учителя года Алтайского края», человек одаренный и неравнодушный, дала старт состязанию педагогов и многие годы вместе с коллегами развивала его. Не случайно в число 10 финалистов второго общесоюзного финала конкурса «Учитель года СССР» в 1991 году вошел победитель из Алтая Константин Березиков, учитель физической культуры школы №376 из Барнаула, а физик Николай Бедарев, одержавший победу на краевом конкурсе в 1992 году, войдя в пятерку суперфиналистов в 1993‑м, был близок к триумфу. Финал проходил в студии «Останкино», в состав жюри входил тогда Ролан Быков. Абсолютным лидером в тот год стал филолог из Брянска Олег Парамонов. В далеком 1992 году Людмила Зозуля написала в нашей газете о том, почему нужен конкурс, как много он дает учителю для профессионального роста, и с уверенностью резюмировала: «Если случится самое худшее – не будет уже общего, большого конкурса (имелись в виду крах Советского Союза, нарастающий экономический кризис в те сложные времена, дискуссии о том, нужен ли вообще всероссийский конкурс и сможет ли он выжить. – И.Д.) – свой, местный, краевой, мы отстоим обязательно» («УГ» №18 от 26 мая 1992 года).

Они отстояли и взрастили краевой, мы – всероссийский конкурс, поэтому диалог на одной волне с нынешними алтайскими организаторами состоялся, нам было о чем поговорить, вспомнить еще одного талантливого, к несчастью, безвременно ушедшего из жизни педагога, энтузиаста, вдохновителя, организатора, рыцаря конкурса, ставшего победителем краевого этапа и финалистом всероссийского в 1999 году, Николая Марухина, которого его коллега, победитель конкурса УГА-2001, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001 Юрий Абдуллаев назвал отцом-основателем, модератором уникального свободного интернет-портала учительского сообщества, эпохальной личностью в истории конкурсного движения Алтая. Сам Юрий Николаевич, который сегодня возглавляет Алтайскую краевую организацию Профсоюза работников образования и науки РФ, также входит в когорту тех конкурсных лидеров, благодаря которым все эти годы он набирал обороты, находился в постоянном движении и развитии. Таких сподвижников и лидеров немало, но назову тех, кого знаю лично и не первый год, с кем ближе познакомилась на всероссийских финалах, и тех, кто, возвращаясь с них, независимо от уровня побед и наград продолжал дело служения конкурсу, с кем наконец встретилась на XXII конкурсе «Учитель года Алтая»-2012, когда по просьбе Николая Марухина сумела организовать наш совместный с Евгением Ямбургом приезд на Алтай. Это и Сергей Писарев, победитель конкурса УГА-1995, ныне депутат Алтайского краевого Законодательного собрания, Алла Абросимова, долгие годы председатель клуба «Учитель года Алтая», директор школы из Бийска и недавно сменившая ее на этом посту Елена Казанина, лауреат конкурса УГА-2013, директор Сросткинской школы на родине Василия Макаровича Шукшина, а также Наталья Екшибарова, Ольга Баранова, Нина Скворцова…

День «Учительской газеты» на юбилейном конкурсе в Алтайском крае

Интересная деталь: сегодня среди руководителей краевого образования достаточно много «бэушников» – бывших участников конкурса, как они сами себя называют с улыбкой. Заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына, лауреат конкурса «Учитель года России»-2002. Специалист ведомства Ирина Калашникова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2003, многие директора школ, депутат, лидер профсоюза… Похоже, это стало управленческим кредо первого лица в образовании края и вполне соответствует творческой природе Максима Костенко. Заметила, что педагогическое сообщество края с неподдельным интересом реагирует не только на его речи как министра, умные, емкие, лаконичные, но и тепло воспринимает вокальное его дарование, когда он выходит на сцену и сольно исполняет «Учительский вальс» Артура Зарубы, поет другие песни с учителями края. На Алтае, как мне показалось, витает дух демократии и свободы в общении министра с педагогами (в рамках дозволенного, конечно), а также хорошо налажены контакты между теми, кто занимается организацией конкурса и всем тем, что происходит после него. Важно и другое – что профессиональные состязания давно уже стали здесь мощным инструментом повышения квалификации учителей. Главная его площадка – Алтайский институт развития образования имени А.М.Торопова, который возглавляет ректор Марина Дюбенкова, работает в тесном тандеме с «пеликанами»-клубниками, с «бэушниками», вместе выполняя задачу развития образования в Алтайском крае.

Новый тюменский образовательный тренд

Лауреат конкурса физик из Заводоуковского района Сергей ТЕРЕХОВ

Продвигаясь с востока на запад нашей страны, попадаем в Уральский федеральный округ, в составе которого шесть субъектов РФ: два округа – Ханты-Мансийский АО (ХМАО), Ямало-Ненецкий АО (Ямал), четыре области – Курганская, Свердловская, Челябинская, Тюменская. В двух из них региональные конкурсы состоялись. Они прошли в режиме офлайн весной в ХМАО и в новом формате онлайн в Тюменской области, которая, судя по всему, стала пионером в этой сфере. В середине августа на площадке Тюменского областного государственного института развития образования (ТОГИРРО) стартовал очный этап очередного, традиционного конкурса профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области»-2020. Он шел по пяти номинациям, 77 педагогов из 22 муниципалитетов региона в режиме онлайн давали конкурсные уроки, внеурочные занятия, выполняли разные творческие задания. Вся конкурсная жизнь освещалась полно и оперативно на специально созданном сайте https://forum.togirro.ru: информация о конкурсантах и членах жюри, яркие конкурсные события, прямые трансляции с конкурсных площадок, профессиональное общение, встречи и отзывы участников.

Чтобы осуществить, по сути, новый проект под условным названием «Учитель года» – конкурс-онлайн, – команда тюменских организаторов, специалистов, работающих многие годы под руководством Ольги Ройтблат, ректора ТОГИРРО, народного учителя РФ, известного и авторитетного человека в российском образовании, с особой тщательностью, присущей им, разработала специальную платформу, на базе которой в рамках областного августовского профессионально-общественного форума «Тюменское образование»-2020 происходили практически с середины августа до начала учебного года одновременно несколько событий. Это областной конкурс «Педагог года Тюменской области», а также «Августовская пятидневка» – вебинары, онлайн-мастер-классы, дискуссии для руководителей школ, колледжей и детских садов, заместителей директоров, специалистов муниципальных органов управления образованием и методистов. На этой платформе одновременно шли пленарные заседания, методические сессии, муниципальные конференции, педсоветы, подводились итоги областного конкурса «Педагог года Тюменской области». Мощный IT-ресурс обеспечил демонстрацию работы конкурсантов и жюри в реальном времени, дал возможность аудитории наблюдать за выступлением конкурсантов, голосовать за участников, получать через новостной блок полную информацию о происходящем. Жюри оценивало конкурсные испытания не в записи, а в реальном времени через платформу Skype для бизнеса. Шел непрерывный обмен мнениями, жюри задавало вопросы, конкурсанты активно взаимодействовали с экспертами. Для просмотра конкурсных испытаний сторонними зрителями Skype-конференции транслировались на YouTube-канале. Зрители могли голосовать за участников конкурса с помощью личного кабинета. Каждый желающий, пройдя регистрацию и получив 5 баллов, переходил на страницу голосования и отдавал свои баллы в пользу понравившегося педагога. Можно было как отдать одному конкурсанту, так и распределить между разными участниками. Чтобы получать полную информацию о составе жюри, об участниках конкурса, в специальном блоке размещались необходимый контент, документы и ссылки на сторонние ресурсы. В общем новостном блоке представлено более 100 публикаций о конкурсе и форуме, а на специально созданной информационной карте Тюменской области отображались все события, которые происходили в разных территориях региона. Интерес к конкурсу оказался значительным: количество зрителей, зарегистрировавшихся на сайте конкурса, – 11600! С первого дня было запущено открытое зрительское онлайн-голосование, подтвердившее неравнодушие к региональному образованию, конкурсному движению и его участникам – главным героям большого конкурсного действа. Число голосов, отданных за участников, оказалось беспрецедентно большим – 27100! Вот она, настоящая поддержка, нерушимые (несмотря на расстояние и техническое посредничество) конкурсные узы! Наверное, это и есть то, что зовется святым педагогическим братством.

Что мы увидели? Действительно, для конкурса и профессионального взаимодействия нет границ: члены жюри общались с участниками (и друг с другом!) из разных городов России: Москвы, Брянска, Тюмени, Тобольска, Ишима! Техническая организация на платформах Zoom, Skype для бизнеса была на высоте и не подвела, не смазала общего впечатления! А суперфинал впервые прошел на базе центров профессионального мастерства Тюмени, Тобольска, Ишима – вот они, новые возможности создания и развития единого образовательного пространства!

Можно смело сказать, что Тюменская область заявила о новом образовательным тренде. Конкурсном! Успешно апробирован оригинальный онлайн-формат, который, вероятно, будет полезен и интересен тем регионам России, которые проводят его в сентябре или собираются сделать это позднее, в другие осенние месяцы, в новом дистанционном варианте. А таких, по нашим подсчетам, более 50%. Передовой региональный опыт подтвердил, что настоящий педагог способен проявить профессиональное мастерство и творчество в любых условиях. Это достойный ответ на еще один вызов неопределенного, быстро меняющегося мира, в котором творит настоящий учитель, учитель будущего. Вызов, генерировавший прорывные идеи и инновационные технологии, открытия и новые победы в образовании. Вот почему на церемонии закрытия бессменный председатель жюри регионального конкурса Олег Парамонов в своем видеообращении назвал всех участников и организаторов конкурса «Педагог года Тюменской области»-2020 пионерами, первооткрывателями, которым удалось воплотить в жизнь смелое решение, поистине революционный проект: «И все, кто стремится к знаниям, // Бесспорно, признать должны: // Тюменское образование // Идет в авангарде страны» – такими поэтическими строками закончил свое выступление председатель жюри.

Новый опыт

Впервые за всю долгую историю конкурса довелось в качестве жюри смотреть и оценивать конкурсные испытания дистанционно, задавать вопросы, выставлять баллы на «удаленке». Пять дней в непривычной и необычной ситуации. Отойти от монитора можно только в точно определенное программой время, чтобы внимательно наблюдать за ходом мыслей, логикой, аргументацией, реакцией участников на заданные вопросы. Снова и снова обращаюсь к размещенной на ресурсах платформы информации об участнике, которого вижу на экране компьютера, пытаясь больше погрузиться в мир его педагогической философии, интересов, предпочтений… Конечно, не хватало живого общения, тех самых эмоций, ощущений и нюансов, которые помогают почувствовать и уловить в учителе нечто большее, чем хорошее знание предмета, увидеть в нем личность. Что-то удалось, какие-то детали остались за кадром. Но общий вывод таков – дистанционный формат не помешал нам, членам жюри, увидеть и оценить уровень профессионального мастерства конкурсантов. А он, как мы убедились, оказался достаточно высоким, что позволяет сделать вывод о том, что система образования в этом регионе выбрала стратегически правильный путь развития, она наращивает обороты, улавливает важные современные тенденции, умеет видеть и прогнозировать очертания своего движения вперед.

Организаторы конкурса «Педагог года Тюменской области» Ольга РОЙТБЛАТ и Надежда ЛЕБЕДЕВА

Конечно же, мы по-прежнему остаемся сторонниками реального конкурсного формата. Живое профессиональное действие на такого рода конкурсах наиболее предпочтительно, поскольку важны не только сами конкурсные испытания, но и межличностное общение между участниками – конкурсантами этого года и прошлых лет, в том числе встречи с организаторами, членами жюри, что всегда создает особую атмосферу, дух, тональность конкурса, вызывает позитивные эмоции и впечатления, которые остаются на всю жизнь. Вместе с тем мы стали свидетелями того, как высокий уровень организации конкурса с точки зрения его технического сопровождения, роль которого в онлайн-трансляции всех конкурсных испытаний особенно важна и во многом определяет его успешность, а главное – четкая и системная, содержательная, научно-методическая работа на этапе его подготовки и во время проведения, которую провел ТОГИРРО, позволили минимизировать некоторые потери, связанные с объективными обстоятельствами и невозможностью в этом году в полной мере осуществить традиционно очный конкурсный формат. Для нас очевидно, что Тюменская область оказалась в числе первых в России, кто оперативно отреагировал на ситуацию, кто сумел, обладая высоким потенциалом предшествующей работы и накопленного ранее в этой сфере инновационного опыта, разработать и апробировать новую модель организации конкурса, которая органично соединила в себе элементы онлайн и офлайн его проведения с выходом на финал в реальном времени и пространстве. Такой оригинальный алгоритм профессионального состязания в дистанционном варианте в целом сохранил, на наш взгляд, главные смыслы и ценности конкурса. Возможно, и потому, что традиции и корни конкурсного движения в Тюменской области крепкие и давние, о чем неоднократно писала наша газета, в нем многие годы, начиная с нулевых, мы принимали активное участие не только в качестве журналистов, но соорганизаторов (статьи Ирины Димовой «Тюменский марафон», «УГ» №17 от 29 апреля 2009 года; «Маршрут построен: Голышманово, Ишим, Тюмень», «УГ» №31 от 1 августа 2017 года; «Атланты педагогики», «УГ» №31 от 30 июля 2019 года и др.).

Послесловие

Разумеется, мы не ставим точку в нашем рассказе о том, какие события в конкурсном движении-2020 проходили до и во время самоизоляции, которую неожиданно преподнес нам COVID-19. Важно подчеркнуть, что оно не остановилось, интерес к конкурсу «Учитель года России» не угас и ход его истории не прервался. В нашем реальном и виртуальном путешествии от Дальнего Востока до Западной Сибири мы поделились личными впечатлениями о тех конкурсах, послеконкурсных проектах и событиях, в которых довелось участвовать самим. В этом году их было значительно меньше, чем ранее, не состоялись, например, восьмой по счету форум в Перми «Все звезды в гости к нам», планируемая встреча с «пеликанами» в Ставропольском крае и другие интересные проекты в разных городах и регионах, которые стали неотъемлемой частью конкурсного движения в стране. Тем не менее конкурсная жизнь не остановилась, многое происходило там, где нас не было, но где также высок градус интереса ко всему, что связано с конкурсом, где успешно прошли региональные профессиональные состязания и форумы. Известно, например, что в Приволжском федеральном округе из 14 субъектов, входящих в его состав, конкурсы состоялись в пяти регионах – в Нижегородской, Ульяновской областях, в Удмуртской, Чувашской республиках и в Республике Башкортостан. Весной успели провести свои конкурсы Краснодарский край, Республика Северная Осетия – Алания, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. В Центральном федеральном округе, состоящем из 17 субъектов, 11 регионов определили своих победителей. В Южном федеральном округе это также сделали Астраханская и Волгоградская области. Северо-Западный округ готов делегировать на всероссийский финал победителей из Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей. Региональные этапы конкурса «Учитель года России» прошли в Санкт-Петербурге, в городе федерального значения Севастополе. Будем ждать новостей из других регионов, радоваться успехам и победам ярких, талантливых учителей, новых звезд в педагогике, хотели бы больше узнать о том, как и в каком формате проходят региональные этапы конкурса «Учитель года России», нашего родного и любимого детища. Готовы, уважаемые читатели, продолжить разговор о том, как развивается конкурсное движение в вашей школе, городе, регионе!


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt