search
main
0

Педагогика социального творчества Игоря Иванова

К 100‑летию со дня рождения выдающегося создателя отечественного коммунарского движения

Академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова (1923‑1992) по праву считают основоположником педагогики сотрудничества, создателем педагогики социального творчества.

 

Игорь Петрович Иванов

 

Обретение цели

Игорь Иванов родился 5 ноября 1923 года в Батуми Грузинской ССР в семье сотрудника Особого отдела ГПУ Петра Константиновича, сына петербургского рабочего-столяра и прачки, и Ольги Константиновны, дочери военного врача и учительницы литературы.

В 1924 году семья возвратилась в Ленинград. Отец после окончания металлургического института был направлен на три года на учебу в Гарвардский университет, затем работал главным металлургом на крупном предприятии.

В 1931 году Игорь поступил в 1‑ю опытную школу, которую окончил с отличием (в тот период золотых медалей выпускникам не присуждали) в июне 1941 года.

К созданию коммунарской педагогики Игорь Петрович начал готовиться исподволь. Перед Великой Отечественной войной, увлеченный идеями Антона Макаренко и Аркадия Гайдара, он пытался построить работу школьного комсомола по сводным отрядам.

В период Великой Отечественной войны Игорь Иванов работал на военных заводах в городах Уфе и Горьком (в армию не был призван по состоянию здоровья из-за прогрессирующей близорукости), где на военно-авиационном заводе он познакомился с инженером химической лаборатории из Ленинграда Любовью Александровной Верещагиной, будущей женой и самым преданным другом на всю жизнь.

В 1945 году Игорь Петрович поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета и с отличием окончил его в 1949 году по специальности «философия». Во время учебы целенаправленно занимался педагогикой и психологией. Напряженную учебу в университете совмещал с работой учителем логики в военном училище, где получил первый опыт преподавания.

В 1949 году Игорь Петрович поступает в аспирантуру Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР, руководителем которого был выдающийся психолог и педагог Борис Геннадьевич Ананьев. Его научным руководителем становится крупный теоретик педагогики Павел Никодимович Груздев. Тема, с которой пришел в аспирантуру молодой ученый, – цель и пути воспитания.

В январе 1951 года Игоря Петровича Иванова назначают на должность заместителя заведующего отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. Два года работы дали ему возможность изучить состояние воспитания школьников в учебных заведениях. В это время он задумывается над вопросами сущности воспитательного процесса, реализации идей Макаренко, развития творческой инициативы и самодеятельности пионеров.

В начале октября 1952 года Игорь Петрович назначается заведующим сектором педагогических учебных заведений отдела по работе среди школьной молодежи ЦК ВЛКСМ, где он, в частности, рецензировал учебную литературу, издаваемую Академией педагогических наук РСФСР, участвовал в заседаниях президиума.

 

Содружество взрослых и детей

Осенью 1953 года Игорь Петрович возвращается в Ленинград к научной работе. Особенно его вдохновляли в то время социально-личностные подходы Бориса Ананьева, который организовал комплексное исследование проблем обучения, воспитания и развития. В результате ученым были установлены взаимосвязи различных сторон развития школьников в процессе обучения и разработаны научные основы организации такого образовательного процесса.

В середине 1950‑х годов детским объединениям становится тесно в хоть и расширившихся, но все же достаточно жестких рамках пионерской организации. Столкнувшись с формализмом в работе с детьми, Игорь Петрович выступил активным защитником права пионеров на участие в организации собственной жизни.

Ученый подготавливает и в марте 1955 года блестяще защищает диссертацию по теме «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе», в центре которой проблема товарищеских отношений старших и младших членов коллектива. Суть эксперимента, который проводил Игорь Петрович в ленинградских школах, состояла сначала в установлении и развитии отношений содружества взрослых и детей, а затем самих воспитанников старшего и среднего поколений (восьмиклассников и пятиклассников) как «создание отношения общей заботы о школе и окружающей жизни». Так, постепенно были определены контуры будущей коммунарской методики. Оставаясь внутренне свободным человеком, молодой ученый стремился преодолеть догмы авторитарной педагогики – «педагогики передачи и усвоения».

 

Союз энтузиастов

Выводы, сделанные в исследовании, были интересны и ученым, и практикам, поэтому Игоря Петровича часто приглашали на семинары старших пионервожатых во Дворец пионеров. В результате таких встреч в сентябре 1956 года образовалась группа старших пионервожатых, которых увлекла возможность строить жизнь пионерских отрядов по-новому. Вскоре определился постоянный состав участников творческой группы, назвавших себя Союз энтузиастов (СЭН).

Это было общественно-педагогическое объединение, созданное с целью поиска путей решения задач «всемерного развития инициативы, самостоятельности самих пионеров». В СЭН Игорем Петровичем вместе с учителями и вожатыми осуществлялся поиск путей включения детей в планирование и организацию жизни пионерского коллектива.

Два года интенсивной работы этого коллектива стали для Игоря Петровича важнейшим этапом в научном поиске. Несущими основами являлись идеи отношений между ребенком и взрослым как между младшим и старшим товарищами, включенности каждого ребенка в управление жизнью сообщества на основе технологии коллективной организаторской деятельности, заботы как смысла воспитательной деятельности.

Главной задачей СЭН была разработка методики коллективных форм самоуправления в детском объединении. Именно здесь была создана методика коллективной организаторской деятельности и коллективной организации жизнедеятельности пионерского отряда и дружины, которую сразу подхватили многие вожатые пионерских отрядов и особенно загородных лагерей отдыха.

Конкретные формы, способы и приемы коллективного управления жизнью пионерского отряда, дружины были объединены в три блока: коллективное планирование (была отработана методика «разведки дел на пользу и радость людям»), текущая организаторская деятельность в звене, отряде и дружине и коллективное подведение итогов, которое являлось источником нравственного роста отношений в коллективе.

Последовательный ряд действий в коллективной организаторской деятельности отряда давал возможность пионерам проявлять инициативу и нести ответственность перед товарищами за принятые решения. Данная методика не только явилась стержнем воспитательного процесса, но и открыла возможности воспитания самостоятельности действий и мысли растущего человека, его ответственности и творческой инициативы.

Педагогическая наука переставала быть оторванной от реальной жизни, методика давала интересные результаты в практической деятельности, привлекавшие к себе большое внимание. Члены СЭН часто выступали на семинарах вожатых, выезжали с лекциями в Высшую комсомольскую школу. На этих встречах и возник вопрос о том, как могут другие вожатые, не члены СЭН, освоить эту методику. Доминировало стремление постоянно расширять круг товарищей-соратников по общему жизненно важному делу, приносить пользу и радость каждому, кто хочет участвовать в нем. Размышления над этим вопросом привели к разработке программы нового этапа научного поиска.

 

Фрунзенская коммуна

Следующим закономерным шагом становится создание в 1959 году Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ) на базе Школы актива старшеклассников Фрунзенского района Ленинграда. Программа школы актива строилась как деятельность сводной пионерской дружины Коммуны юных фрунзенцев, которая затем получила широкое распространение как коммунарская методика.

Во главе коммуны стояли наряду с Ивановым такие незаурядные ребячьи комиссары, как Любовь Глебовна Борисова и Фаина Яковлевна Шапиро, которая особо выделялась самобытным педагогическим талантом выстраивания диалога и отношений.

Главное противоречие, которое Игорь Петрович разрешал в своей деятельности, – между формой и содержанием. Как только новое содержание перерастало имеющуюся форму, он ее менял.

Каждый его замысел предполагал ломку сложившихся стереотипов с одновременным прорывом в область подлинно гуманистической практики. Борьба за педагогику отношений приобретала принципиальный характер, утверждалась методика (технология) коллективной организаторской деятельности, направленная на развитие творческой инициативы каждого коммунара, формирования у него умения и привычки думать и действовать самостоятельно, взаимодействовать с окружающими.

Именно в общественной деятельности детей он видел возможности слияния воспитания и жизни. Идея, выдвинутая Игорем Ивановым, проста: если пионерская организация – это организация самих детей, значит, нужно найти способы, чтобы ребята овладели умениями организации деятельности пионерского отряда, взрослые при этом занимают позицию старших товарищей, которые вместе с воспитанниками строят жизнь коллектива.

Игорю Иванову удалось найти пространство, которое обеспечило перенос идей в практику. По структуре коммуна являлась сводной комсомольско-пионерской дружиной, которая включала в себя 30 звеньев (по числу школ), состоявших из 10‑15 активистов. Девизом КЮФ стал призыв полководца Гражданской войны М.В.Фрунзе: «Смело и бодро вперед, победа во что бы то ни стало!»

Развитие КЮФ не было легким и безоблачным. Это был целостный и уникальный по замыслу и новизне педагогический эксперимент, в котором преодолевался формализм в деятельности пионерских дружин и происходило освоение коммунарами опыта реальной творческой гражданской заботы об улучшении окружающей жизни.

Формулируя одно из главных условий эффективности воспитательной системы, Игорь Петрович отмечал, что это «соответствие целям и задачам воспитания тех отношений, которые складываются и развиваются между воспитателями и воспитанниками, а также между самими воспитателями и самими воспитанниками».

Приоритетами и несущими основами деятельности коммуны выступали такие ценности, как жизнь, а не ее имитация, подлинная, а не мнимая свобода, творчество, а «иначе все зачем», забота, которая реализовывалась в равных отношениях.

Разворот от формальных мероприятий к делам на пользу и радость людям позволил обосновать триединство коллективной творческой деятельности: коллективные творческие дела, коллективная организация деятельности и отношения творческого содружества поколений.

Именно тогда отрабатывалась модель воспитательного коллектива как содружества старших и младших на основе деятельности, направленной на многогранную практическую заботу об улучшении окружающей жизни.

В отечественной педагогике второй половины ХХ века коммунарская воспитательная система воплотила в себе лучшие черты жизни детских объединений, построенных на основе самоуправления и реальной деятельности, проявляемой в заботе о людях. Результаты деятельности коммуны трудно переоценить, здесь была разработана знаменитая коммунарская методика коллективной организаторской деятельности, которая затем получила широкое распространение.

 

Создатель социально-педагогического движения

Закономерно, что коммуна оказала наибольшее влияние на развитие теории и практики детского движения и социальную педагогику в целом. Игоря Петровича Иванова по праву считают инициатором и создателем отечественного социально-педагогического движения. Все, что им создавалось вместе со своими единомышленниками, начиная с 1962 года получает распространение по всей стране.

Когда идеи социального творчества в период хрущевской «оттепели» могли отчасти реализовываться, Иванову удалось сделать удивительно много. Методическая система коллективного творческого воспитания стала достоянием тысяч педагогов. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы – Клубы юных коммунаров (КЮК) – стали возникать по всей стране, например в Свердловске (ныне Екатеринбург), Перми, Петрозаводске. Большую известность получил Архангельский городской штаб школьников имени Гайдара (1961), действовавший более полувека.

Огромное значение в развитии коммунарской педагогики коллективного творческого воспитания имело то, что опытом КЮФ заинтересовалась секретарь ЦК ВЛКСМ Любовь Кузьминична Балясная, человек смелый, энергичный, искренне заинтересованный в «оживлении» пионерии и школьного комсомола, развитии инициативы и самодеятельности детей и подростков. При ее поддержке во Всероссийском пионерлагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» летом 1962 и 1963 годов были организованы две коммунарские смены.

Летом 1962 года организованный ЦК ВЛКСМ и газетой «Комсомольская правда» «десант» из 40 коммунаров из различных городов высадился во Всероссийском лагере «Орленок». Сюда же пригласили вожатыми трех «старших друзей» (В.Малова, И.Леонову, Л.Балашову) и несколько ребят из КЮФ. Многие из участников смены, вернувшись из лагеря, сразу создали в своих городах клубы юных коммунаров. В них развивалось коммунарское движение, которое объединяло детей и взрослых на основе совместной деятельной заботы.

Летом 1963 года в «Орленке» собрались уже 50 делегатов из секций клуба ЮК. И общими силами удалось вовлечь в коммунарское движение еще около 500 старшеклассников – тринадцать отрядов первой комсомольской дружины лагеря «Орленок». Так родилась знаменитая «орлятская педагогика».

Безусловно, «Орленок» и газета «Комсомольская правда» сыграли ключевую роль в распространении идей и методов Игоря Петровича Иванова по созданию привлекательного для подростков совместного образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых.

В это же время «Комсомольская правда» объявила о создании специальной страницы старшеклассников «Алый парус», в первом ее выпуске провозгласили создание Всесоюзного заочного клуба ЮК. Так у новой организации появились и название, и свой печатный орган.

В результате зародилось юношеское движение юных коммунаров, которое со временем становилось все больше похожим на молодежную политическую организацию. В разных городах стали проводиться съезды, которые скромно называли коммунарскими сборами. На некоторые из них собирались делегаты из разных городов от десятков клубов ЮК. Так, например, на летний сбор 1964 года в Братск съехались около 200 делегатов из 20 городов СССР.

Безусловно, было в явлении коммунарства что-то чрезвычайно серьезное и социально значимое для того, «оттепельного», времени. Общество нуждалось в социальном прорыве, в альтернативных идеях и нонкомформистском поведении и обрело его в коммунарском движении. Социальная активность, творчество, демократизм и товарищество становились основой «педагогики будущего в настоящем».

На протяжении 1960‑х – первой половины 1970‑х годов коммунарская методика продуктивно развивалась, причем, что принципиально важно, в общеобразовательных школах. В этом ракурсе наиболее показательна деятельность коммунарских школ №1 Челябинска и №825 Москвы, последовательно возглавляемых видным педагогом-гуманистом Владимиром Абрамовичем Караковским.

Во второй половине 1970‑х годов для осуществления социально значимой деятельности появляется много препятствий. Парадокс заключался в том, что Иванов, как, пожалуй, никто, действовал в русле коммунистического воспитания, но не ортодоксального, а творческого. Поэтому официальной поддержки его идеи не получали. Зато имели самое широкое распространение среди тех, кто работал с детьми, особенно в загородных пионерских лагерях.

Несмотря на длительное умалчивание, отсутствие печатных работ, идеи и методику Игоря Иванова долгие годы передавали «из рук в руки». Тысячи учителей по всей стране осуществляли творческую деятельность, в которой удалось объединить воспитательные цели-ценности с ценностями детской жизни. Подтверждалась основная позиция ученого: проявление любви через заботу и творчество, через участие в общественной деятельности обеспечивает условия для развития и самореализации человека.

Педагогика социального творчества Игоря Петровича Иванова вошла в историю под разными названиями, которые отражают ее различные грани: «орлятская методика», «коммунарская методика», «методика коллективного творческого воспитания», «педагогика коллективных творческих дел», «педагогика общей заботы». Практика реализации данной методики приводила к возникновению таких ярких явлений, как движение форпостов культуры и движение студенческих макаренковских педагогических отрядов.

 

Коммуна имени А.С.Макаренко

В 1961 году Игорь Петрович Иванов принял предложение стать деканом факультета педагогики (начального обучения) Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена (ныне РГПУ имени А.И.Герцена). В 1963 году он создает при институте Коммуну имени А.С.Макаренко (КИМ) – общественно-педагогическое содружество студентов, преподавателей, педагогов-практиков, увлеченных идеями великого воспитателя и педагога. Именно с КИМ связано развитие воспитательных возможностей коллективных творческих дел (КТД) – деятельного, творческого и организационного механизма, который Игорь Иванов именовал педагогикой общей заботы. Ее можно назвать педагогикой социального творчества: дети и взрослые становились хозяевами собственной жизни, создавали то, на что были творчески способны. Осуществляемые ими дела, искренняя забота об окружающем мире, развитие всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество и, главное, атмосфера свободы сплачивали.

В 1971 году ученый защищает докторскую диссертацию «Творческое содружество поколений как средство коммунистического воспитания». Подготовка диссертации к защите стала общим делом всех членов коммуны. Разумеется, зал диссертационного совета был переполнен.

Приведу удивительный факт. После положительного голосования у памятника К.Д.Ушинскому перед входом в главный корпус ЛГПИ в большом кругу кимовцы весь вечер пели песни. Игорь Петрович пел с коммунарами и не присутствовал на банкете по поводу защиты его диссертации. Это был поступок, конечно, неоднозначно воспринятый членами диссертационного совета.

 

Коллективные творческие дела

Вслед за Антоном Семеновичем Макаренко Игорю Петровичу удалось разработать целостную педагогическую систему, определить основные закономерности – принципы и пути формирования деятельного творческого коллектива, создать уникальную воспитательную систему, включающую теорию и методику (технологию) развития личности в процессе коллективной творческой деятельности, направленной на созидание.

Технология коллективной организаторской деятельности, теория и методика коллективного творческого воспитания являются краеугольным камнем концепции педагога-новатора, результатом удивительного социально-педагогического эксперимента.

В коммунарской методике все было взаимосвязано и значимо: и коллективные дела, и система отношений, и способы самоуправления на основе включенности в организаторскую деятельность каждого, и характер деятельности, и педагогический инструментарий.

Обладая подлинно научным темпераментом, Игорь Петрович щедро раздавал свои идеи, объединял вокруг себя исследователей, создавал своеобразное научное поле, «оазис педагогической общественности». Большое популяризаторское значение имели подготовленные Ивановым и его сподвижниками книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» и «Поиск, борьба, дружба. Школьные праздники», вышедшие в Ленинграде в 1970 и 1975 годах.

В этих книгах памятки о сотне жизненно важных дел воспитанников и их старших товарищей – взрослых. Каждая из памяток давала педагогу методические рекомендации для собственного и коллективного творчества, предлагала на выбор несколько (до десятка!) возможных опробованных на практике вариантов любого из дел. Памятки сопровождались «очерками» – живыми рассказами кимовцев и их друзей о том, как были задуманы, организованы и осуществлены некоторые из этих вариантов.

Сотни тысяч ребят и педагогов по всей стране с увлечением «играли» в такие коллективные творческие дела, как вечера горящих сердец, разнобои, защита фантастических проектов, пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ-ВИ (турниры-викторины), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничная почта, ЧТП (чередование творческих поручений) и многое другое. С увлечением, потому что все это делалось самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям, как, например, педагогические и трудовые десанты.

Методика организации коллективных творческих дел благодаря коммунарским сборам стала доступна широким кругам педагогической общественности. В 1973 году возникло Коммунарское макаренковское содружество (КМС). Из первого КМС выросло содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов и содружество макаренковских секций (новое КМС) педагогических обществ.

Каждый коммунарский сбор открывался и завершался девизом, в котором содержалась клятва на верность общему, самому трудному и самому нужному делу:

Коммуна – да!

Мажор – всегда!

Огнем Макаренко – пылать!

Штурмуя небо – не пищать!

 

Свет далекой звезды

В 1984 году Игорь Петрович пережил очередной инфаркт. У него отнялась речь, он на полгода оказался прикованным к постели. Полностью здоровье уже так и не восстановилось…

Парадоксально, но именно на конец 1980‑х годов приходится время нового витка наибольшей известности и популярности свершенного Игорем Петровичем Ивановым. Массовым тиражом издавались и переиздавались его труды.

Огромным напряжением сил и воли Игоря Петровича, усилиями членов семьи и его учеников создается ряд новых принципиальных книг обобщающего характера: «Энциклопедия коллективных творческих дел» (1989), «Методика коммунарского воспитания» (1990), а также «Звено в бесконечной цепи», «Наша забота», «Педагогика коллективной творческой жизни», которые выйдут в свет через несколько лет после смерти автора.

Популярности личности и деятельности Игоря Иванова во многом способствовали пленительные книги и статьи публициста и писателя Симона Львовича Соловейчика «Фрунзенская коммуна», «Воспитание творчеством», циклы статей «Дневник Николая Федоровича» и «Жизнь Иванова». В основном они обобщены в книге «Воспитание по Иванову».

В атмосфере перестройки вновь возродилось коммунарское движение, проходили слеты коммунарских комиссаров, коммунарские сборы. В 1987 году в Ленинграде про­шли Всесоюзный съезд последователей И.П.Иванова и научно-практический семинар на тему «Методика И.П.Иванова – развитие идей и опыта А.С.Макаренко». В 1988 году в Одессе состоялся слет комиссаров коммунарского движения.

…8 августа 1992 года Игоря Петровича не стало. Похоронили мыслителя на Волковом кладбище. Правильно было сказано в статье, посвященной его светлой памяти: «Иванов останется. Останутся его идеи, они органичны для русской педагогической мысли, они приемлемы для всех народов и государств, они в последних им написанных словах: единство, забота, созидание… Нет никаких сомнений, что Игорь Петрович как звезда первой величины будет дарить надежду всем, кто хочет работать в школе, кто будет воспитывать своих детей и себя как товарищей других людей…»

«Воспитание по Иванову» несло в себе большой социальный оптимизм, по сути, Игорь Петрович был ярким выразителем идей социализма с человеческим лицом. И это лицо было прекрасно.

В настоящее время личность и вся подвижническая деятельность Игоря Петровича Иванова окружены в Санкт-Петербурге искренним уважением и вниманием. Действует содружество его учеников и последователей в объединении «Педагогика социального творчества». Происходит творческая интерпретация идей коммунарской педагогики в современной образовательной практике, в опыте детских и молодежных объединений и организаций. Ученики Иванова каждые пять лет проводят научно-практические конференции.

Ценность коммунарской методики в том, что она устанавливает прямую связь с реальной жизнью, позволяет личности активно включиться в различные виды практической деятельности, осуществить в полном смысле слова социальное действие. Для сегодняшней практики образования особенно актуальна нацеленность всех ее элементов на развитие творческой и деятельной личности, проявление каждым самостоятельности, ответственности за результаты общей работы, обеспечение духовно-нравственного развития личности.

Результаты научно-педагогического эксперимента Игоря Петровича Иванова обладали важнейшим качеством научного открытия – его можно повторить. Разработанная ученым инновационная технология не только принципиально внедряема в современную практику, но и развиваема в зависимости от условий и возможностей тех, кто творчески ее осуществляет в разных областях педагогической, общественной и управленческой деятельности.

Практическая реализация идей педагогики общей заботы нашла отражение в движение педагогических отрядов, в том числе и в Санкт-Петербургском политехническом университете. Через студенческий педагогический отряд «Алый парус», а теперь и педагогический отряд «Созвездие» прошло не одно поколение студентов, которые дарили и продолжают дарить радость детям, являя собой пример заботливого отношения к окружающим людям.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

 

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте