search
main
0

Педагогика надежды

Книга-навигатор по строительству университета

Издание дневниковой прозы в России всегда становится особым событием. Откровенный дневник писателя Юрия Нагибина, опубликованный в середине 1990‑х, перевернул представление о советской эпохе, хотя казалось, что после событий перестройки новый взгляд на советское время уже невозможен.

Настоящим интеллектуальным взрывом стала публикация книги Михаила Гаспарова «Записи и выписки» в 2001 году. Энциклопедия гаспаровских дневниковых заметок и литературно-критических эссе поражала остроумием, точностью и глубиной мысли, которые можно было сравнить только с грандиозными «Аттическими ночами» древнеримского писателя Авла Геллия. В 2008 году были изданы дневники режиссера Андрея Тарковского «Мартиролог», вызвавшие болезненную реакцию у многих коллег Тарковского, беспощадные оценки произведений отечественной и мировой культуры заставляли читателя полностью переосмыслить свои привычные впечатления. Выход книги бывшего ректора Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшата Гафурова «Опыт и размышления (некоторые страницы из моего блокнота о педагогическом образовании)» продолжает линию издания дневниковых текстов. Это уникальная попытка вернуться на тринадцать лет назад и начать писать дневник, находясь в стартовой точке на должности ректора в 2010 году.

Казанский университет за 200 лет своего существования вместил в себя всю российскую историю. Об этом в 1970‑е писал поэт Евгений Евтушенко: «Как в Братской ГЭС, // Россия мне раскрылась // в тебе, Казанский университет». Ильшат Гафуров начинает свою историю с оценки масштабных изменений, которые начались в вузе с 2010‑х, когда он был преобразован в крупнейший университетский холдинг, объединивший вузы, школы, научно-образовательные центры и медицинские клиники. Это позволило создать уникальную модель подготовки учителей. В нынешнее время сложно представить себе регион, который решится встать на путь таких преобразований. Осознания необходимости перемен недостаточно, нужен решительный характер лидера, а эта книга во многом посвящена лидерству.

С 2010 года в Казанском университете под руководством Ильшата Гафурова сформировались три системы подготовки учителей: распределенная, традиционная и интегративная. При распределенной системе будущие педагоги занимались вместе со студентами классических направлений подготовки. Традиционная система построена на сочетании теоретической и методической подготовки при непременном внимании к социально-этическому образу педагога. Интегративный подход наиболее уникален для России. Он давал возможность перейти на педагогическую специальность из другой сферы обучения. Важным новшеством стало создание единого Центра педагогической магистратуры и Института передовых образовательных технологий, позволившее эффективно перейти в дистанционный режим работы в 2020 году. Казанский вуз стал одним из немногих высших учебных заведений, где 90% выпускников положительно оценили удаленный формат учебы. Уникальная история связана с открытием при вузе в 2021 году детского сада для детей с расстройством аути­сти­чес­ко­го спектра (РАС), которая еще раз показывает, насколько сложно создавать специальную инфраструктуру для особых детей с РАС. Международный фестиваль школьных учителей, включение школ в структуру вуза, возможности непрерывного образования даже создали К(П)ФУ репутацию большого педагогического университета. Педагогическое направление во время работы Ильшата Гафурова действительно стало приоритетным, а требование включить школу в пространство института должно, по мнению автора книги, стать обязательным требованием работы любого педагогического вуза. Это касается и допуска студентов к преподаванию школьных уроков. Интересная мысль принадлежит Гафурову и в другом аспекте подготовки кадров: учителя и врачи могут быть подготовлены по универсальным методикам. Педагогика и медицина требуют доказательности, поэтому единство подходов объяснимо и актуально.

Институт должен находиться в фазе постоянных изменений, как и любой другой живой организм. Ильшат Гафуров много пишет о международном сотрудничестве, отмечая опыт системы образования Сингапура, где в столице за местным университетом официально закреплено очень много территорий. В этом направлении работает Университет Назарбаева в Казахстане. Упоминаются разные международные рейтинги, включавшие вуз из Казани в число 100 лучших в мире. В давнем интервью «Российской газете» Ильшат Рафкатович отмечал, что задача вуза в умелом сочетании международной конкурентоспособности, рассчитанной на научные показатели, а также программы, нацеленной на обеспечение территории кадрами, необходимыми для ее развития.

К этой небольшой книге написано целых три предисловия, которые помогают понять ее идею, задачу и перспективу. Академик РАН Вадим Говорун пишет о практической составляющей, подчеркивая, что Гафуров делится реальными идеями и замыслами, объединяющими университетское прошлое и настоящее. Профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Асмолов видит в Гафурове руководителя с уникальным кадровым чутьем, который всегда ценил в человеке профессионализм, а не лояльность. Благодаря такому подходу Гафурову удалось создать «особое единство разнообразия» в Казанском университете и тем самым вернуть педагогическое направление в фундамент университетского образования. Вдохновенной исповедью называет работу Гафурова профессор К(П)ФУ Гасангусейн Ибрагимов. В тексте действительно много надежды, оптимизма и веры в будущее.

Книга Ильшата Гафурова посвящена ключевому выводу – важен не только административный ресурс, но и изучение той сферы, в которой ты работаешь. Простейший вывод, основанный на опыте многолетней работы со всеми ошибками и достижениями. Мотивационные книги, стратегические сессии и безграничная креативность должны быть дополнены знанием особенностей профессиональной среды. Другое наблюдение, ставшее очень актуальным в период проведения аккредитационного мониторинга, связано с интеграцией школ в университетские исследования, которые помогают понять школьные проблемы и найти маршруты их решения. «Опыт и размышления» – это сложное сочетание профессиональных выводов и педагогической утопии. Гафуров хотел создать памятник Учителю и сделать музей Школы. Выход этой книги помог реализовать обе мечты.

Гафуров И.Р. Опыт и размышления (некоторые страницы из моего блокнота о педагогическом образовании). – Казань : Логос-Пресс, 2023. – 84 с.

Полную версию книги можно бесплатно скачать онлайн по ссылке:

https://gafurov-ilshat.ru/upload/gafurov_book.pdf

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте