search
main
0

Педагогика как процесс исцеления: как работает лечебная педагогика

Инклюзивное образование представляется мне огромным лугом с бесчисленным множеством цветов и трав. Разнообразие форматов и форм обучения в инклюзии продиктовано особенностями развития каждого ребенка. Лечебная педагогика — одно из таких удивительных «растений».

Занятия лечебного педагога Эльвиры КИВЕЛЬ

Вязание и математика одинаково важны

Основателем лечебной педагогики был австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер.

В 1924 году он прочел курс лекций по лечебной педагогике в Дорнахе (Швейцария). В своем курсе по лечебной педагогике, состоящим из 12 докладов, излагаются основные принципы и базовые ценности лечебной педагогики, основанные на антропософии — учении о духовной природе человека и мира.

Прошло сто лет, и сегодня лечебная педагогика представлена более чем в 50 странах. Она как метод применима в педагогике раннего и дошкольного возраста, амбулаторной лечебной педагогике, в школе, в работе с подростками и взрослыми людьми с нарушениями.

Метод лечебной педагогики не устаревает, а напротив, только набирает популярность на планете: видимо, вопреки безликому искусственному миру, где за металлическими кнопками не видно человека, люди ищут «живую» альтернативу, путь к гармоничной личности.

В России антропософская лечебная педагогика получила свое распространение 30 лет назад.  Родители детей с нарушениями находились в поиске альтернативы коррекционному образованию, не включавшему на тот момент детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Родительские инициативы стали возникать разных регионах страны: Иркутск, Москва, Ростов на Дону.

Лечебная педагогика Р.Штайнера в этом отношении оказалась настоящей находкой. Центральной идеей в подходе к ребенку с нарушениями является то, что в  важно «обратиться к душевной сфере ребенка, уметь правильно наблюдать его жизнь, учиться видеть явления в симптомах… отойти от сложившихся привычек мышления.  И обнаружить за телесностью другое — душевно-духовное существо». В 2004 году основана Ассоциация «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России.

Ровно через сто лет после прочтения 12-го доклада Р. Штайнера, в Самаре на XIV Всероссийскую конференцию под названием «Идентичность» со всей России съехались лечебные педагоги и социальные терапевты, разделявшие  принципы и ценности лечебной педагогики.

«Рукоделица» или «Ленивица»?

«В “Курсе лекций по лечебной педагогике” говорится о детях, “нуждающихся в особом душевном уходе”, особой заботе, – пишет Тамара Николаевна Исаева в предисловии к изданному на русском языке Курсу – Тем самым преодолевается негативное отношение к самому понятию «нарушение». В понимании сути нарушения в лечебной педагогике исходят из образа человека как существа становящегося, в воспитании и обучении которого стремятся к гармоничному взаимодействию тела, души и духа. Этот подход является результатом феноменологических наблюдений и носит качественный описательный характер. В лечебной педагогике осуществляется интенсивное исследование феноменов – нарушений, затруднений, странностей, – всего, что на первый взгляд не кажется “нормальным”, и означает, что определённые тенденции стали односторонне доминирующими и привели к дисбалансу на телесном, душевно-духовном или социальном уровне».  Лечебная педагогика основывается на том, отмечает Т.Н.Исаева, что человек с нарушениями изначально, несмотря на ограниченные возможности организма, имеет неповрежденный духовный облик. Состояние такого человека можно сравнить с состоянием пианиста-виртуоза, который вынужден играть на расстроенном и поврежденном инструменте. Благодаря духовному образу, мы обращаемся с человеком с нарушениями на уровне его духа и уважаем его человеческое достоинство.

Антропософская лечебная педагогика носит междисциплинарный характер. Она объединяет в себе педагогику, медицину, психологию, терапию, искусство, и имеет социальную направленность. Она стремится дать ребенку с особыми потребностями не только фрагментарный опыт, а – по мере возможности и потребности – целый мир, помогать развитию и обретению самостоятельности. Решающим в лечебно-педагогическом действии Р.Штайнер определял способ формирования связи между педагогом и ребенком.

Участники конференции по лечебной педагогике

В своем докладе на конференции В Самаре Тамара Николаевна рассказывает случай из своей педагогической практики. В первый класс пришел мальчик Миша. Он с большим трудом мог спокойно сидеть за партой, рвал тетради, толкал одноклассников. И вот однажды, читая своим ученикам сказку В.Одоевского “Ленивица и рукоделица”, Тамара Николаевна предложила ученикам быть кому-то рукоделицей, кому-то ленивицей. Было два сарафана: шелковый для рукоделицы и из мешковины – для ленивицы. Мише не предлагали надеть шелковый. Ну, какой он рукоделица?  Дерется, не слушается… И вот однажды воспитательница класса все-таки предложила Мише надеть шелковый сарафан.

«В тот момент, когда Миша надел шелковый сарафан, он выпрямился, поднял голову и посмотрел на меня, – вспоминает Тамара Николаевна. – Я встретилась с ним взглядом. Мне стало понятно, что я смотрела, но не видела, воспринимала, но не чувствовала, учила, но не обучалась сама. Несмотря на ограниченные возможности организма, в данном случае  слабость психической саморегуляции, проявляющаяся как деструктивность в поведении, внутри Миши живет душевное тепло в образе «рукоделицы». Принятие этого образа, удержание этого образа педагогом меняет отношение к ученику,  которого нарушение делает не похожим на меня, прежде всего в социальном плане. Он несет по жизни эту непохожесть, и моя персональная человеческая задача принимать ее как данность и учиться уважать в человеке с нарушением человека. Человек рождается с нарушением и это данность, надо дать ему право иметь нарушение».

В профессиональной деятельности педагога стоит задача не исправлять дефект, нарушение, а учить ребенка жить с этим нарушением, если угодно, приспосабливаться под него. “И тогда я ищу в нем «рукоделицу», как внутренний образ Я, обращаюсь к нему, нахожу пути встречи с ним”, – говорит Тамара Николаевна Исаева.

Когда воспитание равно исцелению

…Строимся по трое: один человек встает в серединку, двое других — справа и слева. «Лидер» идет, куда вздумается, остальные двое следуют по его траектории. Он движется все быстрее, я стараюсь не отставать и под конец «прилепляюсь» к нему, боясь потеряться. Ведущая — гостья из Германии, эвритмист Соня Цауш – останавливает движение и объясняет: на самом деле ведомый, зависимый – тот, кто в центре, а мы должны незаметно поддерживать его, быть проводником в окружающем мире. Это маленькое эвритмическое упражнение (эвритмия — искусство художественного движения, созданное Р. Штайнером и применяемое во многих школах как способ телесного и духовного развития) показывает нам в образной форме, как должны строиться отношения педагога и ученика с особенностями — бережно, уважительно, без директивы и авторитаризма. Равный с равным.

Урок эвритмии Сони ЦАУШ

Почему педагог называется лечебным, ведь никаких сугубо медицинских методов в обучении не применяется?  Потому что процесс воспитания равен процессу исцеления. Врачи и педагоги благотворно воздействуют на душевную сферу ребенка исключительно педагогическими средствами — через душевные переживания, трудовую деятельность, искусство. «Я занимаюсь с ребятами рукоделием и ткачеством на ткацком станке, – делится Ольга Емельянова, лечебный педагог из Иркутска. – Ткацкий станок – один из важных и мощных инструментов лечебной педагогики, потому что в нем есть и размеренные, гармоничные движения, и результат работы в виде красивого яркого, пестрого полотна. Поведение учеников бывает сложным, непредсказуемым. Некоторые числятся в коррекционных школах, но их вывели на домашнее обучение, потому что школа с ними не справляется. Зато они приходят к нам, а в нашей работе важен индивидуальный подход: один ребенок может сделать больше, значит, ему можно дать больше знаний. Никто из учеников не останется без внимания».

На мастер-классе Эльвиры Кивель, психолога, арт-терапевта и лечебного педагога из НКО «Благое дело» (Свердловская область), лечебно-педагогический процесс можно было увидеть на практике. «В классической арт-терапии много техник, но это проективные методики  —например, задание нарисовать семью, дом, – говорит она. – Детям с нарушениями это не подходит, им сложно, у кого-то спастика рук, и они боятся сделать что-то не так. Мы пришли к тому, что нам может помочь природа».

В поселке Верх-Нейвинский, где уже много лет  «Благое дело», есть дом и сад, дети собирают растения и засушивают их, добавляют семечки и сережки деревьев, шишки, хвою, мох, кору.  Сухоцветы — отличный «изобразительный материал», которым легко украшать бумагу. Попутно ребята вместе с педагогом наблюдают за формой цветов, за тем, какой душевный жест несет каждое растение — почему одна травинка стелется по земле, а другая тянется вверх, почему один цветок закрывает лепестки на ночь, а другие всю ночь бодрствуют…  Они проходят вместе весь цикл растения — как оно рождается, расцветает, увядает. А как интересно ходить по щекочущему ступни сухому мху, попытаться добыть краску из растения, как это делали наши далекие предки! Кто-то из ребят могут работать только на природе – у них появляются жизненные силы, и они успокаиваются. На помощь приходят релаксации мышц, дыхательные упражнения.

Телесная, физическая практика сменяется работой с чувствами, эмоциями. Эльвира Кивель занимается с ребятами социальной живописью — это проживание разных чувств в процессе создания единого пространства на большом куске бумаги. Работа с красками может как затронуть светлые струны души, так и привести к желанию выплеснуть накопившееся раздражение. Рисуя в большой группе, рано или поздно ты соскользнешь со своего участка и встретишься с соседом: так прорабатывается понимание своей и чужой границы, ты замечаешь, что сосед видит все иначе, чем ты, и это позволяет выйти из внутреннего Я и открыться миру.

Работа в группах

Эльвира Кивель предложила участникам мастер-класса нарисовать свой автопортрет сухоцветами, прибавив к ним краску. Сухой мох — и вправду очень гибкий и послушный материал! Мне захотелось «нарисовать» из него новую прическу — седые волосы. Кому же не интересно заглянуть в будущее? Однако мох не удержался на листе бумаги и отвалился, тогда я заклеила пространство «волос» рыжими травинками и вплела в них «хипповую» ленту из бересты. «Это и есть ваше внутреннее состояние, – подвела итог Эльвира. – Видимо, в старость вам еще рановато…»

Отличать истину от фальши

Фарида Абдуллина, лечебный педагог из Казани, занимается с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) индивидуально — в классе они отвлекаются, не улавливают мысль учителя, иногда хулиганят, чтобы привлечь к себе внимание. Урок в  построен так:  сначала ритмическая часть – гимнастика, стихи, элементы эвритмии со звуками. Все это настраивает душу и тело на гармоничный лад. Затем уже идут основные занятия. «В них включен устный счет, – рассказывает Фарида. — Один из мальчиков, Елисей, в уме складывает и вычитает трехзначные числа быстрее и точнее, чем в столбик. Такие способности выявляются только на индивидуальных занятиях. В общем классе — даже не заметили бы… Когда математика стала получаться, у парня как будто крылья выросли! Мы  пишем перьевыми ручками, потому что в нажиме заложено дыхание —  вдох и выдох. В нашей педагогике много натуральных материалов. Чем чаще ребенок встречается с ними, тем он быстрее научится отличать истину от фальши, настоящее от искусственных поделок».

Вот и первое здание вальдорфской школы «Солнечная река» в Самаре — тоже деревянное.  «Солнечная река» родилась в Самаре в 2009 году как семейная инициатива родителей и педагогов, ищущих новые пути здорового развития и образования своих детей. Здание было построено так: педагог-историк Ольга Сташкевич получила наследство после кончины отца — квартиру в городе. А родители приняли участие в строительстве… Семейная инициатива, подобная самарской «Солнечной реке» — это общественная организация, где родители учеников имеют право объединиться и реализовывать функции воспитания и образования своих детей — нанимать педагогов или учить их сами. При этом дети  аттестуются в обычной школе, переходят из класса в класс и сдают ЕГЭ. Все государственные требования выполняются, как положено.

Школа похожа на уютный деревенский дом, даже в просторной столовой скамьи вместо стульев. Сейчас здесь 80 учеников, в классе по 8-16 ребят, часть из которых с нарушениями развития. Уже и второе здание выросло рядом, и есть мечты пристроить помещение для школьного театра «Камертон» – какой же театр без своего дома? Участникам конференции повезло — актеры показали им искрометный спектакль «Бременские музыканты», в котором сыграли и ученики, и педагоги, и родители.

Сцена из спектакля «Бременские музыканты» – в ролях педагоги и ученики школы «Солнечная река»

«Лечебная педагогика развивает способности на трех уровнях — мышление, чувство и воля, – объясняет Ольга Сташкевич. – Наш учебный план позволяет это делать своевременно, давая ту учебную «пищу», которая может быть усвоена ребенком. Мы не стремимся к раннему развитию интеллекта, а вот волю воспитываем с первого класса — с помощью игры, гимнастики, рукоделия и ремесел. Если заниматься движением, волей и действием, то и мыслительные процессы развиваются, ведь в организме человека все взаимосвязано. А театр, искусство помогает созреванию чувственной, эмоциональной сферы. Учитель может видеть любого ребенка и наблюдать за его развитием».

На самарской конференции я слышала мнения: будущее образования — не за огромными «коробками» на 1000 человек, где никто не знает друг друга в лицо, а за маленькими, снизу выращенными родительскими инициативами, где известны потребности каждого ребенка. Не знаю насчет школьного образования в целом, но что касается обучения людей с ментальными особенностями — согласна. Инклюзия прорастает, как зерна на том самом разнотравном лугу, и каждое зернышко нужно удобрять и поливать, чтобы вырастить в результате инклюзивное общество. И чтобы человек с особенностями, выйдя за порог  школьной «теплицы», без боязни шагнул в огромный мир и нашел в нем свое место.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте