Один из признанных мировых экспертов в области образования сэр Кен Робинсон в своей книге пишет, что современная образовательная парадигма с ее культом рационального интеллекта была порождена философией Просвещения, и сейчас это наглядно выражается в иерархии дисциплин, наверху которой находятся математика, естествознание и филология. При этом творческие дисциплины, ориентированные на этическое и эстетическое воспитание, располагаются внизу или вовсе отсутствуют. Выбор тестирования как превалирующего способа проверки знаний во многом имеет ту же причину. Вообще роль экзамена становится ключевой. На это обратил внимание и Мишель Фуко, отмечая, что школа эпохи Просвещения превратилась в машину для постоянной экзаменовки с целью контроля над учениками.
Все мы прекрасно помним слова выдающегося антрополога Клода Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук, или его не будет». Необходимость обращения к человеку с точки зрения его духовных потребностей, творческих способностей и нормальной чувственности очевидна. Более того, это делается уже давно. Но еще более очевидна соответствующая смена образовательной парадигмы.Сейчас мы живем в цифровом веке, общество усложняется, разрыв поколений увеличивается, скорость развития науки и техники опередила космическую.В таких условиях особое внимании следует обратить на развитие творческих способностей учеников, на воспитание гармоничной личности, которая умеет работать руками.Для того чтобы сохраниться как личность (а тем более успешная и самобытная, всесторонне развитая личность), жизненно необходимо не просто ориентироваться в мире знаний и уметь их качественно применять, но и быть творцом, мыслящим по-новому, критически пересматривающим свой вчерашний опыт, при этом сохраняя честь, совесть и чувство прекрасного. Превосходно образованный, креативный и нестандартно мыслящий подлец – это явно не то, что требуется сейчас от системы образования. Поэтому важна не только модернизация этой системы, но и, по точному замечанию Евгения Ямбурга, архаизация некоторых ее процессов, чтобы человек оставался человеком, думал, творил, работал руками, оторвался от компьютера и сумел отличить хорошее от плохого, осознанно выбирая добро. Отсюда огромная роль воспитания, ориентация на развитие творческих способностей через искусство, новое «открытие» старых и непреложных истин. И, как ни странно, для этого нужна, по словам того же Робинсона, «революция в образовании», чтобы человек сумел жить в сложном, постоянно и быстро меняющимся мире, найдя свое призвание и оставаясь собой.Попробую сформулировать свои принципиальные педагогические позиции.Во-первых, я совершенно убежден, что никакому насилию нет места в школе. Дисциплины добиваться насилием нельзя. «Дисциплина в свободе – вот великий принцип» – подпишусь под этой фразой Марии Монтессори.Учеба – это труд, и каждый урок не может быть праздником, нужно и таблицу умножения учить, и правила запоминать, и над задачами корпеть, однако необходимо создать условия для того, чтобы ученик сам понял необходимость всего этого. Я совершенно согласен с такими апологетами гуманной педагогики, как Я.Корчак, С.Френе или К.Роджерс, что для самореализации ребенку необходимы свобода и соответствующая ей среда (вроде «творческой среды» Корчака), и Монтессори тысячу раз права, говоря, что детям нужно создать такую среду и далее «только предоставить их самим себе, дать им свободу», но я не согласен с этим «только», потому что при нашем менталитете со свободой нужно быть очень аккуратным – ей надо сначала научить наших родителей, а еще лучше, вспоминая крылатое выражение, их бабушек и дедушек. От контроля и даже присмотра наше общество, несомненно, очень устало, но что делать со свободой, мы пока не знаем. Поэтому детей нужно побуждать, но не насильно, направлять, но не заставлять, мотивировать, но не только пряником.Второе, на что хочется обратить внимание, – это предметный урок и его функция. В противоположность большей части учителей скажу, что их слишком много, даже учитывая, что в России короткий учебный год по сравнению с передовыми странами. Являясь противником классно-урочной системы еще со студенческой скамьи (притом что и в школе я терпеть не мог учиться), я однозначно за другой способ организации учебного процесса. Уроки должны служить развитию детских способностей, знания они теперь могут добывать самостоятельно. Сейчас на уроках (хотя у меня их очень немного) я пытаюсь достучаться до ребят, помочь определиться с интересами, найти свои способности.На каждом уроке мои ученики знают, что сами выбирают свой образовательный уровень: в каждой контрольной есть разные типы и уровни заданий – на «3», на «4» и на «5». Объем домашних работ я стараюсь регулировать аналогично. Ребята знают, что, если им нужна, скажем, тройка, можно сделать вот это, в таком объеме, и только первое задание на контрольной. Все. Однако если им захочется повысить свой уровень, то надо сделать вот на столько больше (или сложнее), и начать можно с любого урока. Когда я предложил вариант сделать домашнюю работу без учебника и показал, как это возможно с помощью Гугла, на меня семиклассники посмотрели как на революционера-новатора. Хорошие ребята из очень, очень приличных семей. Через три месяца такой способ подготовки к урокам стал нормой для половины ребят из двух классов. Посмотрю, что будет в конце года…Современные дети разобщены, им стыдно проявлять возвышенные чувства, быть романтиками или героями. Школьникам необходимо участвовать в общественной деятельности (целенаправленно организуемой для всех), учиться коммуникации, создавать свои общественные организации, чтобы чувствовать сопричастность этому миру и другим людям. Дети должны видеть чужое горе, помогать его преодолеть, тогда, с одной стороны, они и свои беды научатся переносить достойно, а с другой – не смогут пройти мимо, когда потребуется помощь. И это будет та коммуникация в действии, которую нельзя сформировать искусственно.Допобразование во всех его формах и видах должно перестать быть доп- и стать над-, их необходимо «перевернуть» в нашем зашколенном сознании. Детям совершенно необходимо работать руками, давая возможность потрудиться всем заложенным в них способностям. Это вовсе не значит, что в школе он должен получить рабочую профессию, хотя, я думаю, это совсем не повредит, но то, что голова не может быть развита непропорционально другим частям тела, особенно сердцу и рукам, я убежден.Ребенку нужно больше времени проводить в семье, и семья должна действительно стать со-трудником в процессе образования. Если уж проводить сегрегацию детей, то никак не по способностям, а по со-участию родителей в их жизни. Для детей, чьи папы и мамы готовы учиться вместе с ними (и по факту таких родителей сейчас все больше и больше), – один тип образовательной организации, а для тех, кто сдает своих чад в социальный сейф под присмотр и уход, – другой. При этом я не говорю о качестве образования – оно везде должно быть хорошим, я говорю именно о разных типах организации процесса воспитания и обучения. Но как это сделать? И будет ли это решением каких-то вопросов? Честно говоря, пока не знаю.Еще во время учебы в вузе мне в руки попалась книга по драмопедагогике, построенная на основе «теории действий» П.М.Ершова, которая вводила в урок театральные приемы, помогая учителю стать режиссером в образовательном процессе. Когда я пришел работать в школу, я вспомнил о ней, потом, вслед за книгой, я зашел на сайт и погрузился в изучение. Идеи мне понравились, учитывая, что я работал в театральной школе и стал потихоньку пробовать применять какие-то конкретные приемчики на уроках. Например, чтобы «собрать» сложный класс (6-7-й) перед уроком, мы вместе хлопали в ладоши. Надо было всем хлопнуть одновременно. Хлопали, пока не добьемся. Перед каждым уроком. Весь год. Дети сначала спрашивали: «Зачем?», но делали с удовольствием, а в кабинет заглядывали удивленные учителя. К 9-му классу мои ученики сказали, что они уже «большие» и делать упражнения «для маленьких» они не хотят. Проблем с дисциплиной в этом классе у меня уже не было, и необходимость в упражнении отпала. Я перестал его проводить. Когда эти ребята оказались в 11-м классе, они стали снова просить меня похлопать вместе с ними.Еще очень важный, с моей точки зрения, момент – гендерное воспитание. В нашей системе образования есть большие проблемы с маскулинностью, особенно учитывая, что 80 процентов педагогов – женщины. Кроме того, девочки созревают раньше, и мальчики чувствуют себя отсталыми на фоне «продвинутых» особ другого пола, которых еще вдобавок учительница часто хвалит и ставит в пример. Прибавляя к этому огромное количество неполных семей и «изнеженный» городской образ жизни вместе со сдвигом культурных стереотипов в сторону унисекса, мы получаем гендерную катастрофу национального масштаба. Мы теряем «мужской пол». Возможно, осторожное временное половое разделение по классам (не раньше 5-го и до 9-го класса) и/или создание особой среды/зоны с культивированием мужского и женского начал поможет компенсировать нехватку соответствующего воспитания. Формирование гендерных ролей и подобающего им поведения сейчас крайне актуально. Если этим не занимаются дома, во дворе (который сейчас просто исчез) или где-то еще, то система образования может взять это на себя.Современные дети мало интересуются миром взрослых, для них он представлен больше в виде пагубных привычек и примитивных стереотипов, взятых из массовой псевдокультуры. Выпускники почти не готовы к семейной жизни, не приспособлены к самостоятельности, не умеют нести ответственность. Если их этому не учат ни дома, ни в школе, откуда у них возьмутся такие способности? Из Интернета? Может, для этого необходимо развивать институт сотрудничества между детьми, когда старшеклассники не просто берут шефство, а «усыновляют» первоклашек и ведут их несколько лет до своего выпуска. Такой опыт есть, например, у школы «Наш дом» Светланы Городович.Разным детям – разное, и каждому – свое.По моему мнению, сейчас особо надо говорить о человекосообразности, то есть о духовном измерении педагогики, акцентируя внимание не на том, что нас объединяет с окружающим миром, а на том, что нас выделяет. В обществе быть хорошим, добрым человеком – уже подвиг. Надо, чтобы каждый, окончивший школу, оставался ребенком в простоте, незлобии, радости жизни, всепрощении и любви, взрослея по уму, совести и творческим способностям.Алексей ФИЛИППОВ, учитель истории, обществознания и права школы №2054
Комментарии