Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Дневник

Педагогические вузы перешли под эгиду Министерства просвещения

Учительская газета, №15 от 14 апреля 2020. Читать номер
Автор:

Распоряжением Правительства РФ 33 федеральных вуза педагогического и социально-педагогического профиля переданы из ведения Минобрнауки России под эгиду Министерства просвещения РФ. Напомним, что дискуссия о подчинении педвузов возникла еще в момент разделения в 2018 году единого министерства на два ведомства. Новое решение правительства комментируют наши эксперты.

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке:

– Я думаю, что передача педагогических вузов в ведение Минпросвещения России – стратегически правильное решение. Если педвузы готовят кадры для школы, то логично объединить управление одним и другим. Напомню, что многие другие отрасли имеют собственные вузы. Это касается медицины, транспорта, сельского хозяйства. Не говоря уже о военных вузах. Этот вопрос поднимался Министерством просвещения еще при министре Ольге Васильевой, но тогда добиться результата не удалось. Принятое решение – успех новой команды министерства во главе с Сергеем Кравцовым. Но теперь встает вопрос, удастся ли Минпросвещения поднять статус педагогических вузов. В советский период у нас было около 100 педвузов. Сейчас осталось меньше сорока. Их объединяли бог знает с чем, хорошо еще, если они входили в состав классических университетов. В Казахстане подобная реформа привела к кадровому кризису в системе образования. Назарбаеву пришлось восстанавливать педагогические вузы и брать их под личную опеку. Хочется пожелать Министерству просвещения добиться повышения статуса педагогических вузов.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

– Для меня это решение кажется довольно странным. Дело в том, что во всем мире наблюдается явный тренд на развитие педагогического образования в контексте создания крупных многопрофильных университетов, где есть серьезная научно-исследовательская база, без которой нельзя обеспечить высокого уровня предметной подготовки студентов. Все понимают: будущие учителя должны знакомиться с самыми современными тенденциями развития разных областей наук. Международный опыт показывает: где-то предпочитают строить педагогическое образование на базе классических университетов, а где-то готовят педагогов даже в инженерных вузах, на педагогических факультетах. Такой подход по-своему оправдан, ибо позволяет дать студентам навыки применения полученных знаний в практической ситуации, ведь инженерия предполагает именно такой вариант обучения. Но сейчас, в рамках одного ведомства, мне кажется, развивать его будет сложнее, потому что коммуникации с исследованиями других областей знания, с классическими университетами, где готовится немалая доля педагогов, скорее всего, ослабнут. Думаю, что Минобрнауки не будет заинтересовано поддерживать профильные направления подготовки в отделенных от него педагогических вузах. А Министерство просвещения, ведя диалог с партнерским ведомством, также не будет заинтересовано в сохранении педагогической подготовки в классических университетах. И конфликта этого вряд ли можно избежать.

Сергей БОГДАНОВ, ректор РГПУ имени А.И.Герцена:

– Ведущий педагогический вуз является опорным вузом в важнейшей для общества образовательной сфере. Особенно актуально это осознать сейчас, когда нехватка учителей, по некоторым оценкам, составляет около 150000, и значительная часть этих самоотверженных тружеников на школьной ниве нуждаются в срочном повышении квалификации, чтобы соответствовать требованиям современного образовательного процесса. Будущее России требует срочной целевой поддержки материально-технической базы ведущих педагогических вузов независимо от их ведомственной подчиненности.

Также необходимо построить системное отношение между программами подготовки педагогов в образовательных организациях разного уровня, в первую очередь «вузы – педагогические колледжи». Если это удастся, возникнут реальные возможности для непрерывного педагогического образования и профессионального учительского роста. Для построения такого рода системы необходимы усилия и Минобра, и Минпроса.

Практически во всех ведущих педагогических вузах сложилась структура образовательных программ, близкая к структуре классического университета. Только сохранение этой академической составляющей позволит готовить профессиональных педагогов, отвечающих современным требованиям. При переходе педагогических вузов в ведение Минпроса необходимо создать условия для сохранения образовательных программ, свойственных классическим университетам, что, вероятно, будет невозможно без участия Минобра.

Миясат МУСЛИМОВА, проректор Дагестанского института развития образования:

– Я думаю, что это правильное решение. Федеральные проекты в образовании, особенно «Учитель будущего», требуют четкого прогнозирования вопросов обеспеченности регионов педагогическими кадрами, знания качества их подготовки, а в условиях стремительно меняющейся реальности, возникающих запросов к учителю – более тесной связи между теорией и практикой образования и воспитания. Педагогические вузы, замкнутые на Министерстве высшего образования и науки, не получают приоритетного внимания, там традиционно больше внимания уделяется университетской науке. Наука сегодня очень нужна школе, но специфика педагогики и частных методик в том, что они буксуют без тесной связи с практикой, без апробации новых технологий на базе конкретных образовательных учреждений. Поэтому данное решение даст новый импульс педагогическим наукам, позволит повысить престиж профессии учителя, стимулирует обновление учебных программ в педагогических институтах.

Нина ФЕДИНА, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского:

– Еще в 2018 году, при разделении Министерства образования и науки РФ на два федеральных органа исполнительной власти, мы были почти уверены: если педагогические вузы де-факто ведут подготовку кадров для общего, дополнительного и среднего профессионального образования, они и де-юре должны теснейшим образом взаимодействовать с указанными системами под эгидой одного ведомства. Этого не произошло. Сегодня можно определенно утверждать: разрыв усилился. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что из нацпроекта «Образование» буквально выпал студент педагогических направлений подготовки. Все мероприятия нацпроекта заточены на модернизацию современной школы, в том числе и новую компетентность уже готового учителя. Между тем логичнее и эффективнее было бы формировать образ учителя будущего на этапе его становления – при обучении. Есть и другие аргументы в пользу перехода педвузов в ведение Минпросвещения России, в том числе отсутствие педагогических наук в приоритетных направлениях научно-технологического развития РФ, на котором сосредоточено внимание Минобрнауки.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt