search
Топ 10

Педагогическая поэма

​Лариса Кочергина, председатель Волгоградской областной организации профсоюза, педагог с 25‑летним стажем – не коренная жительница Волгограда, ее родители переехали сюда, когда ей было семь лет. Поэтому семейной истории, связанной со Сталинградской битвой, у нее нет. Тем не менее за годы своей жизни и работы в Волгограде она по-настоящему полюбила этот город и как учитель истории поставила перед собой такую педагогическую задачу: «Мои ученики должны знать основные даты Сталинградской битвы». Решить ее помогли стихи.

В 2003 году, к 60‑летию победы под Сталинградом, заместитель директора, учитель истории волгоградского лицея №5 имени Ю.А.Гагарина Лариса Львовна Кочергина создала поэтическую летопись крупнейшего сражения. Было решено, что к торжеству в лицее эти стихи выучат старше­классники и пройдут с ними по классам агитбригадой.Позже поэтическую хронологию «Сталинградская битва» стали учить все лицеисты. Она кратко и емко описывает основные вехи Сталинградской битвы от ее начала 17 июля 1942 года до победного завершения 2 февраля 1943 года, и начинается так:Есть в летописи города печальные, но памятные дни,Ты память о них в своем сердце храни.Конечно, во время общения мы заговорили о стихах Ларисы Львовны.- Я благодарна пятому лицею за то, что его ученики до сих пор читают мои стихи, посвященные событиям Сталинградской битвы. Не считаю себя стихотворцем, но, когда надо, мобилизуюсь и пишу.Как учитель я работала в двух школах: 13 лет в Железнодорожном интернате и в лицее №5 имени Юрия Гагарина в качестве заместителя директора, учителя истории и руководителя исторического кружка.Как преподаватель истории ко многим памятным датам Лариса Кочергина сочиняла стихи, писала целые поэмы, связанные с историческими событиями, например Куликовской битвой. Есть у нее и короткие рифмы о Конституции России: в четырех четверостишиях заложен ее основной смысл.Работая в школе, Лариса Львовна использовала герменевтический подход. Суть его в том, чтобы свои личностные смыслы сделать личностными смыслами других через творческое влияние, в том числе стихи.- Однажды с учениками мы описали в стихах историю Русско-японской войны. Это очень сложный исторический период, но я как историк его обожаю. Ляоян, Мукден, Цусима – детям непросто запомнить все эти названия. Но помогла совместная творческая работа, когда мы рифмовали методом массированного штурма, и получилась целая поэма.Многие мои выпускники помнят исторические события благодаря таким рифмовкам, потому что это лаконично, по делу. Это мое ноу-хау из учительского прошлого.Если говорить о Сталинградской битве, для меня было важно, чтобы мои ученики знали основные события 1942-1943 годов и я бы никогда не слышала, что они не помнят даты 17 июля, 23 августа, 19 ноября, 2 февраля. Благодаря стихам они все это знали и знают.Директор лицея №5 Лариса Тропкина, с которой мы знакомы много лет, – человек, который умеет восхищаться. И то, что я посчитала учебным материалом, она сделала частью традиции и ежегодных торжеств, связанных со Сталинградской победой.Возглавив областную организацию профсоюза, Лариса Кочергина продолжает оставаться историком. Изучая архивы, она нашла интересные факты о работе профсоюза в Сталинграде в годы войны. Именно профсоюз спустя всего 12 дней после окончания Сталинградской битвы, 14 февраля 1943 года, на заседании оргбюро поставил на вид облоно, еще находившемуся в эвакуации, что у него «нет четкого представления о том, кого учить и кто будет учить». Профсоюз, таким образом, первым инициировал возрождение учебного процесса в Сталинграде.Может быть, настало время написать в стихах о профсоюзе в Великую Отечественную?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту