search
main
0

Педагогическая антропология. Экспериментальная философия Бим-Бада

Автор «Педагогической антропологии» – давний герой и друг газеты, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета Борис Михайлович Бим-Бад. Прежде он издал под тем же названием объемную хрестоматию, затем курс лекций, а сейчас – в качестве итога – сжатый учебник и практикум, который УМО ВО рекомендует для студентов педагогических и психологических специальностей на уровне академического бакалавриата. Учебник соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. (Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru)

Борис Михайлович еще с 80-х годов прошлого века стал пионером возрождения педагогической антропологии Ушинского, стремящейся поставить педагогическую теорию и практику на широкий гуманитарный фундамент.По определению Э.Д.Днепрова, недавно ушедшего от нас, именно Бим-Баду из всего круга педагогов-новаторов принадлежит честь создания социальной и политической антропологии. Еще будучи ректором Университета Российской академии образования (свое издательство, своя телестудия, собственный музей детских воспоминаний и еще многое другое, уникальное), Бим-Бад задался целью исследовать природу зла, реконструировав детство, отрочество тиранов в истории человечества, педагогические влияния на них. Издал книгу о Сталине, ряд публикаций о Ленине, исследовал жизнь Александра Македонского – работы были прерваны, у него отняли университет. Год безнадежных судебных тяжб (по их окончании мы в один голос с его другом академиком Артуром Владимировичем Петровским сказали: «Слава богу, живым остался!»). Роскошную квартиру в центре поменял на однушку в Сокольниках, чтобы расплатиться с адвокатами, сюда же привел жену Людмилу, которая работала с ним еще во времена расцвета легендарного Открытого университета, предшественника УРАО.Впервые встречаю человека, который после столь разительных перемен в материальном, социальном статусе сам ни на йоту не изменился. Те же благодушие, любознательная открытость миру, потрясающая эрудиция, неиссякаемое просветительство (лекции, сайт в Интернете, статьи и книги). Будто сама жизнь оказалась для него экспериментальной философией, как подчас называют педагогику, и этот эксперимент не поколебал, а, наоборот, утвердил его собственные жизненные основы.В учебнике в строгой, сдержанной академической манере представлены результаты многих десятилетий педагогических размышлений и разнообразной практики автора. Ясность изложения принципов, проблем, аксиом педагогической антропологии основана на глубочайшей вере автора в наличие самих по себе законов бытия и их постижимость: «Мир законосообразен и может быть понят только как таковой. Соответственно и ориентирование в мире, и понимание его норм – педагогики – сообразуется с его законами». «Не своеволие и желания окружающих людей, а законы мира противостоят импульсам и эгоизму ребенка. Дети сталкиваются с противодействием своей лености и капризами в вещах, работе, инструментах, в деле. В активной обучающей среде ребенок овладевает необходимостью и научается наслаждаться внутри нее» – так Бим-Бад объясняет необходимость организации специального воспитывающего и обучающего пространства взамен традиционного отношения «учитель – ученик».Книгу пронизывает пафос служения культуре: «Власть и влияние культуры на человеческое существо огромно. Новорожденный – только кандидат в человека. Исторически накопленная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение». Однако этот пафос сопряжен и с известной долей горькой трезвости.Взгляд автора учебника на предмет исследования оригинален и неожидан: «Педагогическая антропология уходит корнями в многовековую толщу народной мудрости. Это прежде всего пословицы и поговорки – «модели воспитания», как их называют в социологии. Фиксированные в народных моделях воспитания наблюдения миллионов людей над собой и своими собратьями оказывают сильнейшее влияние и на современного человека на всем протяжении его развития».А в разделе «Практикум» под рубрикой «Задания для размышления» студентам предложено оценить актуальность старинных народных пословиц и поговорок: «В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки», «Воспитывай лаской, а не таской», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло» и т. д. И наряду с этим на соседних страницах скрупулезный обзор самых перспективных направлений изучения детства в современной франкоязычной, англоязычной литературе, освоенной автором в основном в оригинале, без переводов.Сложные философские категории изложены в учебнике доступным выразительным языком: «Закон единства общего, особенного и отдельного в любом человеке объясняет, почему все люди могут смеяться и плакать, но каждый смеется и плачет по различным поводам. Никто, никогда, нигде не мог бы жить без толики самоуважения, но уважают себя люди за разное».В книге не игнорируется, а, наоборот, обнажается сложность, противоречивость мира: «Мировоззрение, как научное, так и религиозное, бывает и созидательным, и разрушительным. Опасно мировоззрение, согласно которому учение о материи важнее, чем сама материя; прогресс сам по себе более значим, нежели те, ради кого он свершается. Отношение к миру как подлежащему коренной перестройке (а не осторожному совершенствованию) чрезвычайно опасно и является следствием невежества.Амбивалентность человеческих чувств и стремлений, прежде всего воли к смерти, легко сосуществующей с волей к жизни, в наибольшей степени проявляется в юности. Сложность мира, тяжесть его познания, неудачи, непосильное нагромождение проблем, усугубленные заниженной самооценкой, настолько угнетают растущего человека, что он иногда втайне от себя ищет предлог для гибели, и чем «благороднее» этот предлог, тем с большей неистовостью испытывается судьба. В основе фанатизма лежит также самоутверждение с помощью воображаемой или реальной власти над людьми. Постоянно подпитывает фанатизм и самоуверенность в области мысли».Как истинный просветитель, Бим-Бад истово верит в силу разума, свободного мышления: «Совершенно особое по значимости место занимает развитие способностей к отличению научно достоверной информации от дезинформации всякого рода. Высокое развитие интеллекта предполагает способность личности отслеживать как благоприятные, так и неблагоприятные влияния общества на себя»….Не случайно не раз на страницах книги встречается такое некабинетное слово «мужество». В наше смутное, зыбкое время именно мужество разума, воли помогает сохранить ясность и глубину убеждений, о чем и свидетельствуют и судьба, и новая книга Бим-Бада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте