Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Взгляд

Пазл сложился!

Или кто влияет на выбор профессии
Учительская газета, №34 от 24 августа 2021. Читать номер
Автор:

Мечты родителей воплощаются в детях?
Дети – это наши радость, гордость и надежда. С рождением ребенка мы наконец-то начинаем понимать, в чем смысл жизни. И он оказывается не в карьере, не в деньгах, а вот в этих маленьких созданиях, которые тянут к нам ручки и радуются нам просто так, беспричинно, только потому, что мы есть. И все родители желают своим детям счастья. Ну и, конечно, непременным атрибутом счастья должна стать престижная профессия, которую изберет наш ребенок в будущем. Точнее, это мы выбираем ему специальность, потому что он еще мал и не понимает, что ему нужно. А мы уж точно знаем, кем он должен стать, какую профессию ему необходимо получить, чтобы в дальнем жизненном плавании чувствовать себя комфортно и уверенно. Потому что у нас за плечами опыт и, к сожалению, несбывшиеся мечты. И вот в ребенке мы и реализуем все, что самим не удалось в жизни.

Знакомы вам такие рассуждения? Согласитесь, что большинство родителей именно так и думают. Их маленький ребенок еще играет в манеже, учится подносить ложку ко рту, а родители уже видят в нем будущего юриста, врача, архитектора, фигуриста и пр. Мамы и папы проявляют в этом вопросе большую настойчивость. С юных лет они записывают чадо в различные секции, кружки, творческие студии. Наиболее активные сами занимаются со своими детьми, убеждая их, что только в этой профессии будет им счастье.

Вспомните Гном Гномыча, сына фигуриста Евгения Плющенко и продюсера Яны Рудковской. Звездные родители с пеленок начали создавать ему образ идеального фигуриста. Достаточно часто мы считаем, что сын или дочь должны стать продолжателями семейной династии. Есть масса подобных примеров. У многих на слуху фамилии творческих династий Михалковых-Кончаловских, Бондарчуков, Райкиных, Запашных.

Рабочие династии Белоусовых, Мухановых, Белолипецких известны не только в Москве, но и во всей России. А учительские династии есть в каждом районе нашей необъятной Родины. Хорошо, когда мечты родителей и желания детей совпадают. Но бывает и по-другому. Агентов социализации, которые оказывают влияние на человека, очень много. Монополия родителей в определении будущей профессии для ребенка может неожиданно закончиться. И взрослые должны быть к этому готовы.

Школа как альтернатива влиянию семьи

Главным конкурентом семьи является школа. После экскурсии в городскую пожарную часть наша дочь заявила, что не хочет быть зубным врачом, она решила стать спасателем. А мы ей с малых лет рассказывали о том, какая это замечательная профессия – стоматолог. Она соглашалась с нами, кивала, и вот в один момент все наши родительские мечты рухнули.

Одна школьная экскурсия перечеркнула все наши доводы и убеждения. Я был готов к такому повороту событий. В моей практике подобные истории не редкость. Недаром семью и школу считают первичными институтами социализации, именно они оказывают самое большое влияние на формирование личности ребенка. Образ учителя, слово педагога могут стать решающими при профессиональном самоопределении ученика.

Почти у каждого преподавателя есть воспитанники, которые переняли у него любовь к учительской профессии и впоследствии посвятили себя педагогической деятельности. Я могу насчитать больше десятка собственных учеников, которые связали свою жизнь с профессией учителя истории и обществознания. И тут все понятно. Кто из нас не хочет воспитать себе подобных?! Из года в год ты увлекаешь детей своим предметом, потому что сам его любишь.

Честность, искренность помогают завоевывать души и сердца школьников. И им хочется встать на твое место, получить свою порцию учительского счастья, которое заключается в возможности большого влияния на судьбу ученика и в то же время в значительной ответственности за его дальнейшую жизнь. Результаты работы учителя проявляются не только на экзаменах, но и в более отдаленной перспективе.

Дальнее плавание

А бывает, что преподаватель кардинально меняет планы своего ученика, сам того не подозревая. Подобное было и со мной. В 10‑м классе на уроке истории мы разбирали материал по Древнему Риму. Речь шла об императоре Константине. Я отметил, что понимаю этого правителя Римской империи, основавшего Константинополь на берегах Босфора. Выбор этого места определялся не только политическими, экономическими и географическими выгодами.

Этот пролив очень красив, особенно когда смотришь на него с борта корабля, проходящего из Мраморного моря в Черное. Естественно, был вопрос: «А вы сами видели?» Пришлось немного рассказать о том, как я служил на военном корабле, который выполнял боевые задачи в различных уголках Мирового океана. Грешен. Отступил от темы. Но, зная сегодня последствия своего рассказа о службе, я нисколько об этом не жалею.

Два года пролетели как один день, и вот мои бывшие десятиклассники уже выпускники. Впереди сдача ЕГЭ. Ответственный момент, когда решается судьба человека. И у каждого она складывается по-разному. Экзамены сдали все. Кто лучше, кто хуже, но все. Борису немного не повезло. Не хватило баллов для поступления в технический вуз, и осенью его призвали в армию. Но нет худа без добра.

Я часто общаюсь со своими воспитанниками, которые уже выпустились из стен школы. С Борисом также обменивались сообщениями. Молодой боец писал мне, что служба нравится, все хорошо. Наступил июнь. Скоро уже возвращаться домой. И вдруг в сообщениях обнаруживаю письмо своего ученика, где он пишет, что будет поступать в Военно-морской политехнический институт в Петергофе. Решил стать военным моряком. Вот так поворот! Оказывается, он еще тогда, в 10‑м классе, решил связать свою жизнь с морем. И я вспомнил детали, мелочи, на которые раньше не обращал внимания. Именно Борис задавал мне вопросы про службу в Военно-морском флоте, интересовался морскими традициями, просил показать фотографию моего корабля. Я-то думал, что он просто хочет отвлечь меня от темы урока, а оно вон как вышло.

Теперь все встало на свои места. Пазл сложился! Экзамены в военно-морской институт он сдал на «отлично». Через пять лет я с удовольствием пожму руку молодому лейтенанту Военно-морского флота РФ. И отправится Борис в свое дальнее плавание. Когда-нибудь его корабль будет проходить черноморскими проливами, и, глядя на красивейшие берега Турции, омываемые водами пролива Босфор, он вспомнит наш урок в 10‑м классе, вспомнит меня, своего учителя. А я в этот момент тоже буду смотреть на морские трамвайчики, снующие туда-сюда по Босфору, на мосты Ататюрка и Султана Мехмеда Фатиха, которые соединяют европейский и азиатский берега в Стамбуле, смотреть глазами своего ученика.

Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту