search
main
0

Патриот – это человек с государственным мышлением

Наше училище было создано 1 сентября 2011 года. Не скрою, кадетские училища в нашей стране существовали и раньше, кроме того, как не вспомнить про суворовские и нахимовские специализированные военно-учебные заведения для молодежи школьного возраста. В чем же их отличия и почему в добавление к тому, что есть, потребовалось создать и нечто новое, необычное?

Дело в том, что в нулевые годы возник острый дефицит в поколении, которое было бы воспитано патриотически. Поэтому Минобороны взяло на себя эту функцию – массово подготовить ребят со сформированными ценностями государственного мышления. Не исключено, что определенную роль сыграл и тот фактор, что тогда у руководства главным военным ведомством стояли в основном гражданские люди. Так или иначе решение было принято, и в этом году 1 сентября наше училище отметит 10‑летие со дня своего основания.

Если суворовцев и нахимовцев с самого начала ориентируют на поступление в высшие военные учебные заведения и на службу в рядах Вооруженных сил, то воспитанникам Президентского кадетского училища предполагается более широкий спектр образовательных услуг, они призваны выполнять более широкую социальную миссию Минобороны. Проще говоря, обучение тут более гуманитарное, хотя и с выраженной военной составляющей, с обязательным лингвистическим уклоном (2-3 иностранных языка). Кроме того, ребята проживают здесь не в казармах, а в номерах гостиничного типа, по два человека в комнатах. Они получают прекрасное образование и имеют возможность по окончании обучения посвятить себя служению Родине не только на военном, но и на государственном поприще.

Еще одно отличие состоит в том, что суворовцами и нахимовцами традиционно становились дети военных. А здесь таковых лишь четверть от общего количества, остальные же – дети гражданских людей, поскольку сюда открыт широкий доступ всем (разумеется, после весьма строгого отбора). Неудивительно, что в вузы Минобороны и других силовых ведомств поступают чуть более половины выпускников, остальные идут в МГУ, ВШЭ, Физтех, Бауманку и так далее. Словом, знания ребятам тут дают очень прочные и основательные.

Можно ли из этого делать вывод, что наши кадеты менее спортивны и хуже подготовлены к несению воинской службы, нежели их собратья из других училищ? Отнюдь, этой стороне дела здесь уделяется довольно пристальное внимание. Ребята имеют возможность получать звания, постоянно общаются с военными. Практически все мужчины-воспитатели здесь из офицеров запаса, а преподаватели физической культуры – действующие военнослужащие, прикомандированные от Военного института физической культуры. За счет очень важного фундаментального, системообразующего ядра образовательного процесса – патриотического воспитания – Минобороны ничего не теряет в плане того, что не все выпускники идут по военной стезе. Ведь училище выпускает прежде всего людей с хорошо сформированным государственным мышлением. Они прекрасно понимают, что такое Российское государство, знают его историю, признают его ценности и готовы транслировать их дальше, не важно, в какую среду они попадут – военную или гражданскую. Это настоящие патриоты, которые всегда выступают на стороне интересов России.

Несмотря на то что президентские кадетские училища на сегодняшний день созданы во всех федеральных округах, не каждое из них может похвастаться наличием собственного Ледового дворца и бассейна. С 2011 года здесь преподается второй иностранный, причем не только немецкий, но и китайский. Что интересно, в прошлом году именно наши воспитанники, единственные в регионе, сдавали ЕГЭ по китайскому. И сдали очень успешно – средний балл составил 84. Все они поступили в Военный университет на факультет переводчиков и успешно там обучаются.

В современном мире вообще и в военном деле в частности особую роль играют всевозможные автоматизированные и компьютеризированные комплексы, способные выполнять самые разные задачи. Поэтому обязательным предметом для кадет являются «Основы информатики и робототехники», действует собственный робополигон для испытания моделей, созданных руками воспитанников училища. Помимо этого система дополнительного образования предлагает кадетам более 40 программ – от военно-прикладного и спортивного направления до арт-студии, вокально-инструментального ансамбля, бумагопластики, журналистики, тележурналистики, танцев, ораторского мастерства и так далее.

Особого внимания заслуживает преподавательский состав. Как и везде, он преимущественно женский, что неудивительно, ибо таковы уж российские реалии и традиции. Зато если брать общее количество педагогов, то процент мужчин здесь будет очень высоким. С каждым классом работают два воспитателя: один с функционалом классного воспитателя – женщина, педагог, другой, отвечающий за военную составляющую, – мужчина, офицер запаса. Оба они уроков не ведут, но благодаря грамотному распределению нагрузки и обязанностей с кадетами организована фактически круглосуточная работа. С утра и до середины дня у ребят уроки, потом они переходят под руководство классного руководителя, занимаются самоподготовкой и выполнением домашних заданий, а в вечернее время и до отбоя с ними работает офицер-воспитатель.

При этом, разумеется, ни один преподаватель не является исключительно урокодателем, все они, как и полагается, грамотно совмещают на своих занятиях обучение с воспитанием, а также проводят внеклассные мероприятия.

У обывателя может возникнуть резонный вопрос: при такой занятости есть ли у ребенка возможность побыть одному? Формально – да, у каждого кадета есть личное время, чтобы пообщаться с близкими по телефону, заняться своими делами, почитать, сходить в чайную, библиотеку, спортзал. Но все же училище – это вам не санаторий, тут все на виду, для каждого найдется дело. Ибо, как подтвердит любой военный, все глупости случаются только от безделья.

Сергей СТЕПАНОВ со своими коллегами

В училище очень хорошо налажена психологическая служба; на примерно 800 воспитанников приходится 9 педагогов-психологов. Есть специальный психолог, который занимается военной профориентационной работой, помогает готовить кадет к профессиональным испытаниям при прохождении тестов на проф­при­год­ность в вузы. И, что особенно важно, есть отдельный психолог для работы с педагогическим составом. Потому что, какими бы воспитанными здешние ребята ни были, все-таки закрытость и моногендерность коллектива накладывают свой отпечаток.

Как рассказали преподаватели училища, особенно трудно работать в 5‑м классе, когда идет процесс адаптации воспитанников. Все-таки детям очень непросто отвыкать от вольностей мирского образования, привычного семейного окружения и развлечений, здесь совсем иная обстановка, другой коллектив и куда более строгий режим. Но грамотные воспитатели умело купируют этот шок, стараются найти для каждого кадета дело, которое ему нравится, вовлекают в общественную работу, соревнования, конкурсы. Ни один не остается без внимания, и если кто-либо из учителей или воспитателей видит, что с тем или иным кадетом что-то происходит, он обязательно обращается к психологу, и тот уже работает с ребенком индивидуально. Кстати, иногда психолог может даже посоветовать забрать ребенка в светскую школу. Но чаще бывают обратные прецеденты – родители забирают свое чадо, потому что не могут без него.

На самом деле у нас идет очень серьезный отбор на входе, поэтому тут остаются только те, кто готов выдержать такие нагрузку и режим. России нужны здоровые, сильные, стрессоустойчивые мужчины, и наша задача с 5‑го класса вести их, поддерживая и поощряя. Четвероклассники проходят медкомиссию, сдают психологическое тестирование, экзамен по физической культуре, а также вступительные экзамены в форме собеседования по билетам по математике, русскому и иностранному. Конкурс примерно 4 человека на место.

Но и преподавателей сюда отбирают также весьма тщательно. Экзамен по физкультуре, конечно, они не сдают, тем не менее с ними проводят собеседование, предлагают дать открытый урок с обязательным самоанализом, тщательно изучают портфолио и рекомендации с предыдущих мест работы. Тех, кто все это выдержал, ждет трехмесячный испытательный срок. Но и потом нельзя расслабляться, поскольку к каждому преподавателю у нас предъявляются довольно строгие требования в плане поведения, внешнего вида и качества знаний, которое должно быть не ниже 70-75%. Плюс ко всему нужно обеспечить подготовку абитуриентской базы для поступления в вузы Минобороны и других силовых ведомств.

Впрочем, все это компенсируется хорошим отношением со стороны воспитанников, сотрудников училища и его руководства. А также, что греха таить, гораздо более высокой, нежели у учителей других школ, зарплатой. Потому что на таком важном и ответственном деле, как подготовка военной элиты для нашей страны, нельзя экономить.

Сергей СТЕПАНОВ, заместитель начальника Ставропольского президентского кадетского училища по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте