Что можно увидеть в зеркале? То, что хочешь видеть, или то, что есть на самом деле? Девочка Таня бродит с зеркалом, перевернутым вверх, по квартире. Ей кажется, что она ходит по потолку. Необычно, ново, интересно… А если встать с зеркальцем в руках напротив трюмо, то можно увидеть свое многократно повторяющееся отражение. Может, это и есть бесконечность?
Молодая учительница из Рыбинска за сорок пять минут перевернула все мои давние представления о романе Тургенева «Отцы и дети». Я была так озадачена, что, вернувшись в столицу, первым делом засела за чтение изрядно подзабытого школьного бестселлера. Проглотив его, я пожалела, что не могу поделиться с рыбинской учительницей своими открытиями и сомнениями. Мне всегда казалось, что «Отцы и дети» – это роман о непонимании и разладе двух поколений. Но совсем другое увидели в романе десятиклассники рыбинской школы №23. Необычно, непривычно, интересно рассуждали они. – это полет мысли, фейерверк идей, открытий, новое в привычном…
– Когда вам кажется, что вы в чем-то разбираетесь, попробуйте посмотреть на это с другой точки зрения. Не бойтесь ходить нехожеными тропами – так говорит сегодня своим ученикам Татьяна Юрьевна Нечаева, преподаватель русского языка и литературы школы №23 города Рыбинска.
Литературу, как предмет эмоционально-интимный, легко свести к разговорам за жизнь. И в то же время есть другая крайность – «засушить» восприятие первоисточников литературоведческим анализом. Как избежать этих двух крайностей? Опытные методисты Ярославля и Рыбинска, характеризуя почерк учительницы Нечаевой, не сговариваясь, употребляли загадочное определение – «педагогический кураж». «Что это такое?» – ломала я голову.
Педагогический кураж
Молодая учительница из Рыбинска за сорок пять минут перевернула все мои давние представления о романе Тургенева «Отцы и дети». Я была так озадачена, что, вернувшись в столицу, первым делом засела за чтение изрядно подзабытого школьного бестселлера. Проглотив его, я пожалела, что не могу поделиться с рыбинской учительницей своими открытиями и сомнениями. Мне всегда казалось, что «Отцы и дети» – это роман о непонимании и разладе двух поколений. Но совсем другое увидели в романе десятиклассники рыбинской школы №23. Необычно, непривычно, интересно рассуждали они. Педагогический кураж – это полет мысли, фейерверк идей, открытий, новое в привычном…
Право на ошибку
На доске мелом выведена тема урока: «Вот что может сделать с человеком…». Многоточие интригует, завораживает, обещает какую-то тайну. Чуть поодаль столбиком красуются не менее загадочные слова: «Дурь, уродство, болезнь, белиберда, кошмар». Ба! Кажется, ребята быстро (в отличие от меня) догадались, какой герой их часто употребляет. На доске появляется подзаголовок: «Смертельная рана Базарова».
– Какое чувство определяет этими грубыми словами наш герой? – в глазах молодой учительницы прыгают озорные искорки. Общительный симпатяга Роман всячески старается проявить свою активность. Даже если его предложения отвергались, Роман ничуть не смущался. А чего, собственно, бояться? Стоит лишь вспомнить, что говорит в таких случаях любимая учительница старшеклассников.
– Пусть вас не заботит, о чем думает автор. Важно, что думаете вы.
– В лесу было две дороги. Ты пошел по нехоженой, и она оказалась твоя…
– Чаще всего в жизни человеку мешает страх. Он делает умных глупыми, а сильных – слабыми…
Спорить разрешается
На сегодняшнем уроке литературы каждый из ребят сумел сказать свое слово.
Кому-то базаровское определение любви как дури и белиберды показалось очень даже современным и точным. Все-таки класс физико-математический. Правда, двум юным скептикам пришлось спешно ретироваться. Их уличили в незнании текста. И такое бывает.
Горячие романтики, а таковых в классе большинство, проявили немалое знание первоисточника, доказывая, что любовь творит чудеса даже с таким человеком, как Базаров. Помогла в этом им и Татьяна Юрьевна. Незаметно в нужный момент предложила она спорщикам заполнить схему, которая ярко, зримо, убедительно давала ответ на все вопросы.
– Будем работать так, – мел в руках учительницы рисует схему. Весь класс привычно переносит ее в тетради. (Такой простой и нужный конспект урока помогает потом быстро восстановить ход рассуждений). – Горизонтальный линия – это отношения двух людей. А у самого начала линии вертикальный перпендикуляр – Базаров, Одинцова. Будем работать парами. Кого ты выбираешь в союзники, Алиса?
Бойкая Алиса просит выйти к доске рассудительную, серьезную Наташу. В таком союзе они успешно справляются с заданием. Точки на горизонтальной линии обозначают встречи интересующих нас персонажей. Сначала Базаров и Одинцова увиделись на балу, затем в гостинице, потом в усадьбе… Встреч было не так уж много, всего пять насчитали Алиса и Наташа.
Чтение с увлечением
Меня порадовало, что в ходе урока то и дело слышался шелест страниц. Попробуй-ка не прочитать заранее роман. Быстро не найдешь интересующую тебя страницу. Во многих книгах закладки, исписанные листочки. Работают, думают ребятки. А еще рассуждают. Согласитесь, не так часто сегодня дают возможность ребятам высказываться вслух…
Схема на доске и в тетрадях на глазах разрастается. Следующая пара у доски пытается охарактеризовать поведение героев во время их встреч. Евгений Васильевич Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Вначале он привычно циничен, замечает хорошую фигуру, нехотя бросает реплику, мол, баба-то с мозгом. А потом… Но послушаем, что говорят ученики.
– Представляете, Базаров шел за Одинцовой и ловил слухом тонкий свист и шелест ее шелкового платья. Он очень влюблен – эмоциональной Юлии не откажешь в наблюдательности. И как же с этим сочетаются его слова, что любовь – это дурь, белиберда? Человек преображается.
– Могли вы ожидать такого от Базарова? – спрашивает учительница. – А что происходит с Одинцовой?
…Шелестят страницы. В тетрадях и на доске появляются новые определения, выводы. Во время урока учительница то и дело присаживается к кому-нибудь за парту. Позже она объяснит, что так ей легче вести диалог на равных. К тому же тем, кто стоит у доски, приходится говорить отчетливо, громко. Во весь голос.
– Почему Тургенев, мастер слова, характеризуя героиню, постоянно употребляет одно и то же слово? – озадачивает юных литературоведов их наставница. – Какие версии?
Я ловлю себя на том, что пытаюсь вспомнить, что же собой представляет Одинцова. Нормальная женщина, рассудительная, в конце концов, она выходит замуж за богатого человека. Все у нее хорошо…
– Всегда спокойная Анна Сергеевна равнодушна, холодна ко всему. Разве такая жизнь не равносильна смерти? – выводит меня из задумчивости взволнованный юный голос.
– Спасибо, Маша! – слышится откуда-то сбоку голос учительницы.
Базаров был не прав
– Я расскажу вам новеллу моего любимого писателя Феликса Кривина. Одна былинка влюбилась в солнце. Маленький росточек и большое солнце… Но былинка стала тянуться вверх изо всех сил. И она превратилась в прекрасное большое растение. Вот что может сделать с человеком любовь. Даже неразделенная. На мой взгляд, Базарову не хватило силы сказать себе, что он был не прав. Он впустил в свое сердце любовь, но не смог измениться… Попробуйте дома написать мини-сочинение «Что делает с человеком любовь?».
– Интересно, что напишут ребята? – не удержалась я от вопроса, когда мы наконец остались в пустом классе. Ребята долго не оставляли нас наедине. У них было немало вопросов и к обожаемой ими Татьяне Юрьевне, да и ко мне. Такие открытость и интерес много говорят в пользу школы.
Директор школы Нина Владимировна Морозова в ходе нашей предварительной экскурсии по коридорам и кабинетам столько хороших слов сказала о своих коллегах. Казалось, нет такого детского увлечения, которое не получило бы поддержку и развитие в стенах этого уникального учебного заведения. Воспитание и образование здесь идут рука об руку. Интересно живется детям – интересно работается учителям. Тятьяна Юрьевна с удовольствием ведет факультатив «Парадоксы литературы». Вот где раздолье для юных исследователей художественного слова. Темы занятий самые неожиданные. Недавно с исследованием «Параллелизмы в русской и финской литературе» двое питомцев Нечаевой отправились в Финляндию. Вернулись полные новых впечатлений и идей.
Пока звучит саксофон
Взглянуть на мир с другой стороны… Своим ученикам Нечаева после изучения романа «Отцы и дети» может предложить тему «Нужен ли я России?». Пусть поразмышляют… Один напишет о том, нужны ли Базаровы сегодня. Другой задумается о своем предназначении. А третий, возможно, вспомнит, как на одном из уроков разгорелся спор, почему героям Тургенева не хватает смелости и решительности. Может, каждое время рождает своих героев?
О жизнь! Вопросов неотступных череда… Эти строки поэта Уолта Уитмена часто цитирует любимый киногерой учительницы, ее коллега Джон Китинг. Он преподает литературу в американском престижном колледже. «Я хочу научить вас свободно мыслить, – говорит он ученикам элитного учебного заведения, будущим «сливкам общества». – Пьеса жизни еще не кончена, и ты, быть может, впишешь в нее свою строку. Какую строку ты пишешь сейчас?» Фильм «Общество мертвых поэтов» настолько потряс молодую учительницу, что она поначалу свой факультатив хотела назвать точно так же. Именно такое общество создали герои фильма, получившего «Оскара» за лучший сценарий по драме Питера Уира.
Татьяна Юрьевна рассказывала, как потрясла ее одна из сцен. В кругу друзей, за стенами колледжа в пещере, где собираются члены тайного общества, звучат стихи под музыку саксофона. И в безликой, однородной массе выхолощенных молодых людей с безупречным поведением проступают лица, открываются личности. Вот что может сделать с людьми слово…
«Когда звучит саксофон, время перестает быть, но начинает казаться… Слова становятся чувствами. Одиночество – шансом. Ночь – спасением. Крик в пустоту больше не требует эха. И сердце огромное и легкое живет… И что бы ни случилось – жизнь бесконечна, пока звучит саксофон…» – прочтет потом свои белые стихи в примолкшем классе своим питомцам учительница русского языка и литературы Татьяна Нечаева.
Рыбинск, Ярославская область
Комментарии