Современная столичная школа, а школу №2101 в полной мере можно отнести к наиболее ярким и стабильным образовательным организациям Западного округа и города, всегда является открытым социальным институтом, способствующим эффективной социализации и профориентации обучающихся.
ФГОС прямо указывают, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования подразумевают в первую очередь «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Все это было бы невозможно в полной мере, замкнись школа в своих стенах.
В школе №2101 это прекрасно понимают и предоставляют ученикам широчайший спектр возможностей для социальной пробы и самореализации. Школьный период – это право ребенка, подростка на поиск своего призвания, а также усвоение традиционных ценностей нашей страны. Более того, задачи патриотического воспитания могут решаться только через социально значимую деятельность, через одобрение социума.
«Пожарным можешь ты не стать, но гражданином быть обязан!» – это лозунг старейшей в Москве школьной дружины юных пожарных «Огнеборцы», начавшей свою работу еще в школе №262. Действительно, некоторые ребята за десятилетия существования ДЮП стали пожарными, причем в ряде случаев – в пожарных частях нашего района. И приезжая на изучение района выезда в школу (это профилактическое мероприятие), первым делом спрашивали: «А как там наш ДЮП?» Работает и совершенствуется, чутко откликаясь на запрос времени, вступая в ряды ВДЮОД «Школа безопасности» «Движения первых». Это расширяет социальное партнерство юных пожарных-спасателей нашей школы с другими детскими общественными объединениями близких направлений. Мы не теряем старых друзей, таких как Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), которое с 1912 года (и это не опечатка, ДЮПы в 2022 году отмечали 110 лет своего существования в России) занимается отрядами юных пожарных, по сути, профилактикой и профориентацией. Уровень работы с ВДПО вырос, если в начале 2000‑х это были в основном экскурсии в пожарные части, осмотр элементов пожарного снаряжения для тренировок, то в 2021-2023 годах ребята и волонтеры ВДПО участвовали в апробации обучающих викторин по пожарной безопасности, об этом написал журнал «ОБЖ», издаваемый пресс-службой МЧС России. Что также является элементом социального взаимодействия и внешней экспертизы деятельности школы в области культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).
И это первая ступенька цепочки эффективности, потому что предупреждение пожаров в природной среде является проблемой не только пожарно-спасательной, но и экологической.
Вот так из конкурсного выступления агитбригады «Лесные пожары» родился отряд «Юный эколог-спасатель». И понятно, что завязалась дружба с ГПБУ «Мосприрода». На основании договора о безвозмездном сотрудничестве наша школа получила возможность участвовать в виртуальных экскурсиях и онлайн-уроках, которые проводят экоцентры «Московский эколог» и «Пчеловодство». Да, для того чтобы посмотреть на старинные ульи и узнать, как живут пчелы, пройтись по экспозиции музея пчеловодства или музея Москвы-реки, совершенно не обязательно ехать два часа. Сотрудники Мосприроды проводят такие уроки по видеосвязи, благо оснащение школы №2101 это позволяет. Конечно, в теплый период в экоцентры классы ездили и на бесплатные очные экскурсии.
Интересный цикл мероприятий прошел в 2022-2023 учебном году с экоцентром «Московский эколог» благодаря инициативности его начальника Ивана Вячеславовича Заева. Ему приглянулась активность наших ребят и при участии в конкурсах, и на очных и онлайн экскурсиях. И плавучий экоцентр провел специально для нашей школы творческий эколого-просветительский конкурс «Яблочный бум», развивая идеи осеннего яблочного праздника, предложенного педагогом-организатором школы Марией Александровной Казарян. На конкурс были представлены поделки, сборник рецептов блюд из яблок, методическая разработка наших педагогов, семейные стенгазеты про яблоки. Все получили грамоты и подарки.
Удивительно, но заряд позитива и тепла этот праздник принес такой, что экоцентр «Московский эколог» предложил отпраздновать и день водно-болотных угодий. И это был уже настоящий экоурок: дивертисмент из песен, стихов, танцев, народных загадок и даже подвижных игр. И все это о малых водоемах, болотах и их обитателях! Иван Вячеславович Заев лично принимал парад лягушат, аистят, стрекоз, рыбок, кувшинок и клюквы! Каждый класс представил обитателей водоемов Москвы и Подмосковья и получил диплом ГПБУ «Мосприрода».
Важно, что экологическое воспитание – это не просто вклад в будущее нашей планеты и сохранение природного разнообразия. Это сохранение в первую очередь природы вокруг себя, то есть в нашей стране. А это вклад в любовь к Родине, не просто экологическое воспитание, а гражданско-патриотическая работа, осознание ребенком своей роли в жизни и процветании России. Понимают это и в Мосприроде, не жалея сил и времени на работу со школьниками.
Практически ко всем экологическим событиям экоцентры-партнеры предоставляют школе материалы для тематических занятий. Так, 14 марта был Международный день рек. Он отмечается с 1997 года под девизом «За реки, воду и жизнь!». Реки издревле давали рыбу, служили судоходными артериями и помогали в ремеслах (например, мочить лен). Нашему району, округу очень повезло: мы на берегу Москвы-реки, рядом река Сетунь, а у Мазиловского пруда исчезающая речка Филька. А сколько их в нашем городе! Путешествовать по рекам родного города помогли «Экологическая азбука Москвы» и материалы Музея Москвы, ЭПЦ «Московский эколог».
9 марта – Всемирный день домашних насекомых, и тут на помощь пришел экоцентр «Пчеловодство». С помощью уникальных видеоматериалов и викторин ученики с 1‑го по 6‑й класс обсудили на базе школьного музея, какие насекомые живут с человеком как обычные сельскохозяйственные животные. Оказалось, пчелу знают все, а тутового шелкопряда – мало кто. Рассматривали экспонат музея – соты диких пчел, заодно сравнили их с еще одним экспонатом – гнездом-яблоком ос, которые меда не дают, но сладким полакомиться любят. Вспомнили и про традиции чаепития с медом, русские медовые пряники – все это тоже с опорой на экспонатный фонд школьного музея и экоурок онлайн с экоцентром «Пчеловодство», потому что дымарь, костюм пчеловода и улей было бы сложно принести в класс. В школьном музее живет Пчелка, любимица всех ребят, от ее имени часто проходят занятия, связанные с экологией.
Новое в жизни человека – насекомое как домашний питомец. Не так давно стали заводить муравьиные фермы, наблюдать за циклом развития бабочек в квартире, держать в террариумах богомолов и палочников. Питомцы интересные, главное, чтобы им было комфортно с нами.
А с некоторыми насекомыми ребята хорошо знакомы по произведениям литературы. Сверчок – романтик, о нем писали Алексей Толстой в сказке «Буратино» и Агния Барто в стихотворении «Сверчок». Но в современных квартирах они жить не любят. А вот тараканы, воспетые Корнеем Чуковским, ну совсем не милые, хоть и знаем наизусть: «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!» Нет, не будем их приглашать! А почитать – с интересом, и в этом нам помогает еще один добрый давний друг – детская библиотека №207 имени Виталия Бианки. Ее сотрудники всегда с удовольствием приходят провести библиотечный урок, приглашают к себе на замечательные камерные и душевные встречи с писателями и интересными книгами, а также освоили формат трансляции видео художественного чтения хороших детских произведений, и современный ребенок, приученный воспринимать с экрана, слушает более охотно.
Помимо задач экологического воспитания решается и важная задача ознакомления детей в доступной форме с нормативно-правовой базой экологии природопользования. Следует упомянуть, что на всех экскурсионных выходах в близлежащие к школе экологические точки обязательно организовывается сопровождение силами курсантов и адъюнктов Московского университета МВД имени В.Я.Кикотя, которые проводят беседы по культуре безопасности и законности тех или иных действий в природных уголках. Это еще одно направление социального партнерства нашей школы.
Нужно понимать, что экологической работой со школьниками помимо Мосприроды занимаются и Городской методический центр, и Российское движение школьников с его масштабным проектом «На старт, экоотряд!», и многие позитивные общественные организации, такие как «Лига здоровья нации», портал «Экокласс». Это дает дополнительный стимул развивать информационно-пропагандистские формы работы, приучает младших школьников к коллективному жизнеутверждающему творчеству, создает ситуацию успеха и социальной значимости как для каждого юного эколога, так и для коллектива и школы в целом. А вся экологическая работа представлена абсолютно прозрачно и доступно на сайте школы и страничке экоотряда в ВК (https://vk.com/eko2101).
Людмила СКРИПНИК, кооптированный член управляющего совета школы №2101, кандидат педагогических наук
Комментарии