Старшее поколение россиян помнит, что в советских школах у мальчиков были обязательными занятия по столярному делу, а у девочек – по кулинарии и шитью. Сколоченная своими руками первая табуретка или суп, приготовленный на кухонной плите в школьном кабинете труда, становились основой понимания обязанностей в семье. В наши дни, к сожалению, эта практика является не всеобщей. Уроки технологии в школах есть. Но покупка оборудования – станков, швейных машинок, кухонных плит – легла непосильным бременем на бюджет школ, и в содержании программ столярное, швейное дело и кулинария незаметно заменились поделками из шишек, оригами и даже… навыками макияжа у девочек. Во многих школах перестали готовить к труду в семье, и это печально.
Школа №1 имени Н.А.Некрасова города Чудово Новгородской области является приятным исключением. Здесь сохраняется традиционная программа по технологии для мальчиков и девочек – будущих домашних мастеров и хозяюшек. А в дошкольном отделении «Солнышко» школы №1 решили формировать у ребят навыки труда еще раньше. И эта инициатива стала уникальной.
– Мы придумали педагогический проект «В гостях у папы Карло», – рассказала корреспонденту «Учительской газеты» заместитель заведующего дошкольным отделением «Солнышко» Наталья Минина. – И открыли настоящую столярную мастерскую для дошколят. Наши воспитанники знакомятся с историей столярного дела, со свойствами древесины, узнают, какие инструменты нужны для работы с деревом, учатся ими пользоваться и, самое главное, получают уникальную возможность проявить себя в профессии «столяр» в дошкольном возрасте. Проект дает возможность поддержать способных детей со стойким и ярко выраженным интересом к техническому творчеству.
Запах дерева, звуки, которые издают инструменты, когда с ними работаешь, – вот что, по словам ребят из отделения «Солнышко», нравится им в столярной мастерской. А еще здесь создана атмосфера, где каждый гордится своими успехами. Ребенок погружается в собственный мир открытий.
Столярная мастерская оснащена всеми необходимыми материалами. Есть здесь разнообразные инструменты: различные по размеру и назначению молотки, клещи, дрель-шуруповерт, плоскогубцы, напильники. Есть настоящие верстаки и тиски, детский токарный станок. Предусмотрены материалы для столярного дела и декоративной обработки, такие как доски, брус, фанера, деревянные заготовки, гвозди, шурупы, наждачная бумага.
Пригодятся в работе карандаши, краски, кисти, альбомы для зарисовок будущих изделий. Не забыты и инструменты для уборки рабочего места. Стоит отметить, что все это оборудование приобретено за счет средств образовательного учреждения. Идет в ход природный и бросовый материал. Не всегда на творчество требуется много денег, например, очень нужными для столярной мастерской оказались пни разных размеров, древесные спилы, коряги, которые принесли родители воспитанников и сотрудники дошкольного отделения.
Но чтобы «оживить» простое полено, недостаточно иметь рабочий инструмент. Нужен, как все ребята знают из известной книги, папа Карло. И он в «Солнышке» есть! Для работы с детьми был привлечен этот сказочный персонаж. В столярной мастерской его зовут «папа Карло», а в чудовской школе №1 – Алексей Николаевич Чеглаков. Учитель технологии имеет высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию. Компетентность этого педагога плюс изучение правил безопасности – залог спокойствия родителей за дошколят.
В начале учебного года воспитанники учатся работать со столярным инструментом, правильно держать ножовку, отвертку, плоскогубцы и даже молоток и пилу. Ребята уже умеют ухаживать за инструментом, убирать рабочее место. Работают с измерительным и разметочным инструментом, тисками, наждачной бумагой. Могут измерить, нанести размерные линии, сделать простой чертеж. Среди дальнейших планов обучение простейшим практическим навыкам техники выжигания, выпиливания.
– В столярной мастерской работа с детьми предусматривает дифференцированный подход, – подчеркивает Наталья Минина. – Поэтому есть дети, которые еще только пытаются подружиться с инструментами, а у кого-то уже появились первые работы – деревянный кораблик, флажок. Находится время и для полезных дел: вместе с «папой Карло» ребята смастерили ящик для мусора в мастерскую, кормушку для птиц на прогулочный участок. Скоро мальчиков ожидает и первая выставка творческих работ.
Кулинарная мастерская «Вкусные истории» – второй проект, стартовавший в нынешнем году в «Солнышке». Его реализуют в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с проблемами в речевом развитии. Ведут мастерскую два педагога с высшим педагогическим образованием – Наталья Юрьевна Минина и старший воспитатель и логопед Светлана Витальевна Чеглакова.
Для занятий по кулинарии оборудованы две зоны – учебная и практическая. В учебной зоне сделан акцент на решении логопедических и познавательных задач. Ребята знакомятся с новыми словами, историей происхождения овощей, фруктов, кухонных приборов. Для этого педагоги используют ноутбук, графические схемы, специальные мнемотаблицы.
Дети составляют меню, учатся планировать свою деятельность, записывают собственные небольшие рецепты. Незаметно для них самих в естественной обстановке дошкольники учатся общаться друг с другом, задавать вопросы, отвечать на них – задачи не такие простые для ребят с ограниченными возможностями здоровья…
Всем маленьким участникам кулинарного проекта, несомненно, пригодятся в жизни умение пользоваться ножом и вилкой, знакомство с работой микроволновки, тостера, электрического чайника, другой кухонной техники. Здесь учат готовить простейшие блюда из овощей, фруктов, теста, сервировать праздничный стол, украшать блюда и даже вести беседы во время чаепития или праздничного обеда. А еще говорят о пользе правильного питания.
– В процессе приготовления детских блюд «варятся» и лексические темы, – рассказывает педагог Наталья Минина. – Мы используем в работе с детьми новые современные педагогические технологии, такие как «Парные коммуникации», «Волшебная лупа». С этими технологиями я ознакомилась благодаря огромному сообществу педагогов дошкольного образования России «Университет детства».
В 2017 году я стала победителем Всероссийского педагогического конкурса стипендий и грантов имени Л.С.Выготского и участником летней школы, куда были приглашены все победители конкурса. В рамках летней школы педагоги-единомышленники делились проектами, технологиями, которые они эффективно используют в работе с дошколятами. Применяемые нами в «Солнышке» технологии ориентированы на развитие ребенка. Особенность их в том, что дети не замечают процесса их обучения взрослыми.
В основе этих технологий лежит культурно-историческая теория знаменитого российского психолога Л.С.Выготского. Так, технология «Парные коммуникации» основана на работе в парах, когда дети учатся взаимодействовать, контролировать себя и проверять действия партнера. В паре замкнутому ребенку или ребенку с определенной речевой проблемой легче обмениваться новостями с другом, решать веселые задания, планировать свои дела на день. Технология «Волшебная лупа» является инструментом развития социально-коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эта задача достигается путем включения в работу всех органов чувств, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Выбирая с детьми предмет для исследования, мы учим малышей рассматривать различные вещи, рассказывать об увиденном, взаимодействовать со сверстниками, слышать и слушать, наблюдать, сравнивать.
Практические занятия в рамках проекта «Вкусные истории» проходят во второй кулинарной зоне. Она предназначена непосредственно для воплощения в жизнь детских идей. Здесь все как на настоящей кухне: колпаки, фартуки, перчатки, ножи, столовые приборы, доски, микроволновка, тостер, «зеленый огород» на подоконниках и многое другое. Дети открывают для себя много нового. Оказывается, что яблоки бывают свежие и сушеные! Что из долек яблока можно сделать крабика, а из болгарского перца – букет цветов или паровозик с вагончиками! А картофель можно нарезать соломкой, кубиками, и тогда блюдо из него будет выглядеть весьма аппетитно!
– Дети очень полюбили наши мастерские, – подводит первые итоги Наталья Минина. – Ребята занимаются с огромным удовольствием, ждут встреч с педагогами и возможности вновь и вновь погружаться во взрослый мир, где так много интересного. В течение учебного года у нас в «Солнышке» запланированы встречи с людьми таких профессий, как повар, столяр, кондитер.
Поможет в этом связь с различными социальными институтами нашего города. Оба проекта, мастерские по столярному делу и кулинарии, уже успели оценить семьи дошколят. Мальчики стали просить пап вместе работать по дому, а девочки хотят готовить с мамами. Так что у нас в «Солнышке» запланирован в ближайшее время семейный фестиваль домашних блюд! Немаловажно, что оба проекта нацелены на раннюю профориентацию дошкольников, эта проблема сегодня весьма актуальна.
Нашу инициативу с самого начала поддержали заведующая дошкольным отделением Татьяна Владимировна Питерская и директор школы №1 Алевтина Владимировна Машкова. Ведь благодаря этой идее достигается преемственность в трудовом обучении, ребятам легче будет впоследствии заниматься на уроках технологии в школе.
Оба проекта, по обучению столярному делу и кулинарии, на ступени дошкольного образования впервые реализуются в Новгородской области. Педагоги из чудовского «Солнышка» готовы поделиться своим инновационным опытом и с коллегами из других регионов.
Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород, фото автора
Комментарии