Теме подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны уделяется в нашей стране, Республике Беларусь, много внимания. О священной войне и великой Победе учащиеся узнают из книг, из семейных рассказов, из фильмов, из интернета, из уроков истории и литературы.
Два праздника, два выходных дня в нашей стране – 9 мая, 3 июля. Это несомненная дань Памяти тем людям, которые отдали жизнь за наше будущее. Но Победа в Великой Отечественной – не только праздник, день, число. Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих абсолютных ценностей, объединяющих белорусов. Именно эта тема стала для меня точкой отсчёта для поиска новых путей к душам и сердцам воспитанников.
Однажды после экскурсии в музей истории Великой Отечественной войны довелось услышать реплику в сторону:
– Зачем эти прадеды побеждали? Жили бы сейчас как немцы…
«Зачем эти прадеды побеждали…». Фраза долго звенела у меня в ушах. Как объяснить детям, что фашисты не собирались обустраивать жизнь славян? Как раскрыть античеловеческую сущность планов «Барбаросса» и «Ост»? Как сделать тему войны и Победы личностно значимой для школьников? Как сохранить незыблемой Память и Ценность Победы? Я ведь всё делаю правильно: учу, объясняю, привожу примеры…
Память – связующее звено поколений. Современную молодёжь не удивишь страшными рассказами: они смотрели фильмы ужасов – там страшнее. Слово «подвиг» порой звучит как-то отчуждённо и не вдохновляет к свершению героических поступков. Наверное, даже слово «смерть» не много значит для современных подростков: им некогда об этом задумываться – в компьютерных играх у них по нескольку жизней, и дети не соотносят это явление с реальной действительностью.
Но каждый ребёнок живёт в семье, у него есть папа и мама, близкие родственники, которыми они, несомненно, дорожат, жизнь без которых они не представляют. Вряд ли кто-то из детей согласится добровольно пойти жить в чужую семью, к чужим, пусть даже очень успешным и процветающим людям. Почему же некоторые так легко говорят о жизни в чужой стране? Неужели молодое поколение превращается в «Иванов, родства не помнящих»? Но если позволить событиям Великой Отечественной войны стать просто страницей истории – это значит в реальной, а не в виртуальной жизни позволить врагам топтать родную землю, уничтожать отчий дом, терять родных и близких, терять возможность видеть своё продолжение.
И тогда я попробовала начать с себя. Беседа проходила примерно так.
– У кого есть прадеды, прабабушки, погибшие в годы Великой Отечественной войны или пережившие её?
Неуверенно, но постепенно руки поднимают почти все.
– Как их зовут? Назовите имя, фамилию, отчество.
Тишина.
– Что рассказывают о войне у вас в семье?
Ответов немного, и они приблизительно таковы:
– Нужно подумать, нужно вспомнить.
-Да, о войне рассказывают.
– У нас в деревне медалей много от прадеда и орден. Но как получил – не знаю. Мама, наверное, знает.
– Мой прадед до Берлина дошёл. Точно знаю.
– А что ещё знаешь?
…И тогда рассказываю я. Мой дед, Илья Лаврентьевич Пышник,1914 года рождения, не дошёл до Берлина, не принял участия ни в одном победоносном сражении, у него нет ни одной медали. Но его имя свято для всех его потомков. Он, призванный в Красную армию в 1940-м году, служил в Белостокской области, пропал без вести в июле 1941 года. Последнее письмо датировано 15 июня 1941 года. Как бабушка успела получить его, для меня до сих пор остаётся загадкой. Я держу в руках три последних письма моего деда. Бабушка, Ульяна Парфеновна Пышник, сохранила письма, все документы, оставшиеся от мужа. Они тоже со мной: серый, пожелтевший от времени блокнот – cвидетельство о том, что в 1937 году мой дедушка являлся нештатным инструктором Слуцкого РК ЛКСМБ; Удостоверение № 132 о том, что Пышник И. Л. посещал лекторий при парткабинете Слуцкого РК КП (б)Б. Сохранилось Удостоверение № 38 Слуцкого учпункта ПВХО о сдаче норм ПВХО за 1938 год на «хорошо»… Думаю, достаточно для того, чтобы расстрелять жену красноармейца, проживающую на оккупированной территории.
Больше всего я боялась услышать смешок, встретиться с циничным взглядом. Но дети внимательно рассматривали мои семейные реликвии и слушали затаив дыхание.
Бабушка Ульяна пережила немецкую оккупацию, сберегла детей. И в тяжёлые послевоенные годы письма придавали силы, помогали справиться с голодом, холодом, одиночеством. Теперь письма и документы – самые ценные реликвии для внуков и правнуков.
Вопрос: Какую роль сыграла война в истории вашей семьи?
Как это часто бывает, сразу на вопрос отвечают один-два человека. Но проходит время – и рассказов становится больше, ощущается прикосновение к подвигу, личное переживание за потерю близкого человека.
Дети пишут сочинения о своих прадедушках и прабабушках. Их живые рассказы подтверждаются документами, семейными реликвиями. На презентациях показывают фотографии, письма, переходящие из поколения в поколение и хранящиеся у самых старших представителей семьи. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на всех учащихся как документальные свидетели великого подвига и страшной трагедии. Вот орденская книжка Николая Фёдоровича Кузьмича – прадеда Кирилла Войцешина; вот фотографии, награды Ивана Владимировича Мартынова – прадеда Ивана Пронина; вот фотография Надежды Степановны Дрозд – прабабушки-партизанки Власа Писарика. Болью и благодарностью проникнуто сочинение Каролины Гафси: её прабабушка чудом спаслась из еврейского гетто с помощью людей, которые рисковали собственной жизнью.
Хочется остановиться на воспоминаниях Николая Фёдоровича Кузьмича. Это единственный из предков моих ребят, который дошёл до Берлина. В семье хранят память о боевых заслугах и послевоенной жизни Николая Фёдоровича. С разрешения Кирилла приведу небольшой отрывок из его сочинения: «Войну дедушка вспоминать не любил, потому что там погибло много его друзей… Но были и приятные моменты, о которых прадедушка Николай рассказывал с удовольствием. Приезжали на фронт к бойцам певцы, чтобы поддержать силу духа, подбодрить. Прадедушке запомнился приезд и выступление Лидии Руслановой…
Победу прадедушка Николай встретил в Берлине в мае 1945 года. Прадедушка рассказывал о том, как они общались с американскими солдатами, которые также воевали против фашистской Германии, и вместе праздновали Победу. У рядовых воинов было общее желание: поскорее закончить войну и вернуться к своим семьям…»
Сейчас в средствах массовой информации много пишут «правды» о советских солдатах в Берлине, о деятельности партизан на территории Белоруссии, сомневаются в величии подвига… Кому поверят дети? Ребёнок растёт в семье. Конечно, велика роль семейных традиций. Укреплению веры в незыблемость Победы должна содействовать атмосфера в школе. И здесь не место формализму и равнодушию.
Опора на историю семьи, рассказы и сочинения о своих предках, составление родословных делают более тёплыми, душевными отношения в коллективе. Мы ведь одно целое – живущие вопреки всем захватническим доктринам, живущие благодаря Великой Победе.
Сотрудничество с детской библиотекой №15 города Минска подарило нам встречу с интереснейшим человеком – писателем, ветераном Вооружённых сил СССР Владимиром Максимовичем Тулиновым. Владимир Максимович посвятил книгу «Гвардейцы Гиппократа» теме вклада медиков в Великую Победу. Автору близка эта тема, ведь его мать, Антонина Степановна Кантонистова, военврач третьего ранга, была одной из тех, кто в годы жестокой борьбы с гитлеровскими полчищами спасал жизни раненых и возвратил в ряды Красной армии белее семнадцати миллионов бойцов и командиров. Повесть «Красный крест», рассказ «Военврач третьего ранга» читаются на одном дыхании, подкупают искренностью, суровой правдой жизни и глубоким уважением к поколению победителей. Как это часто бывает, многие учащиеся, прочитавшие книгу, сказали, что начали её читать, потому что писатель «рассказывает о своей маме, о том, что было на самом деле».
Земля Белорусская – многострадальная земля. И действительно, есть семьи, чьи прадеды не вернулись с войны, и в памяти потомков сохранились лишь фамилия, имя и отчество погибшего героя. Предлагаю обратиться в такой ситуации к собранному в интернете обобщённому банку данных «Мемориал». Главная цель проекта – дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. Вводим нужные сведения и получаем ответ.
Китайская народная мудрость гласит: \”Скажи мне, как – и я вскоре это забуду, покажи мне – и я пойму, позволь мне повторить самому – и я этому научусь\”. Уже несколько ребят распечатали и сохранили в семье информацию о родственниках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. ОБД «Мемориал» является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины. Благодаря полученной информации, дети узнали о судьбе своих родственников, тема войны стала для них «личной» темой.
Воспитание – работа творческая. Не существует универсальных средств на все случаи жизни, требуется постоянный поиск, умение поспевать за жизнью. Но для меня стало очевидным, что в процессе формирования индивидуально-личностного отношения к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны большую роль играет личный пример учителя, его убеждения и взгляды. Примеры учащихся свидетельствуют о восприятии Великой Отечественной войны как личностно значимого события, когда непрошеный враг ворвался на советскую землю, когда вставали на защиту Отечества наши деды и прадеды, шли тяжёлыми путями к Великой Победе, гибли, но и сейчас они живы, потому что живы мы – их потомки.
Важным средством патриотического воспитания являются уроки русского языка и литературы. Мои усилия как педагога-словесника направлены и на обогащение учащихся знаниями, которые помогают осмыслить различные стороны патриотизма и гражданственности, осмыслить литературные произведения, я стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.
Во всём многообразии – пронзительно, ярко, трагично, героически – звучит тема войны в произведениях школьной программы. Герои книг – и неунывающий Василий Тёркин, и стойкий Алексей Мересьев, и юный разведчик Иван Бондарев, и Алексей Ястребов, единственный оставшийся в живых из роты кремлёвских курсантов. Позже проводим параллели в изображении войны у Юрия Бондарева и Василия Быкова, Александра Солженицына и Михаила Шолохова.
Просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне, сравнение художественных произведений и экранизаций – важная часть работы по формированию индивидуально-личностного отношения к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Наверное, все женские начала, существовавшие в нашем роду, передали мне завет – святее мира ничего нет, хранить мир на Земле необходимо. Безжалостными гусеницами танков, воем самолётов, обедами из подгнившей картошки и ночами, когда в доме ледяной коркой покрывалась вода в ведре, вонзилась война в мои гены – и даровано судьбой мне ненавидеть войну, бояться войны и стараться сделать всё, чтобы никогда-никогда такое не повторилось.
Надеюсь, что и дальше своим трудом я буду содействовать формированию патриотических качеств учащихся, помогу сохранять среди потомков Память, чтобы, как писал Роберт Рождественский:
Посмотреть в глаза – и глаз не отвести,
Уставать шагать – и снова уставать,
Дай мне волю до конца тебя нести,
Дай мне силы ничего не забывать!
Татьяна Филипенкова, учитель русского языка и литературы средней школы № 215 города Минска, Республика Беларусь
В прикрепленном файле: презентация по теме.
Комментарии