Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Палитра добра

Созерцание произведений искусства уменьшает стресс и даже лечит
УГ - Москва, №02 от 12 января 2021. Читать номер
Автор:

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

 

Мы много и содержательно говорим с детьми о доброте, о взаимопомощи, о чувстве ответственности за другого человека, стараясь вложить в их души с младенчества ту основу, которая будет держать их на плаву, ведь в основе всего, мы помним, человек, человечность, человеколюбие.

Иногда становится сложно по-настоящему понять и принять другого человека. Бывает нелегко проникнуться чужими проблемами, поддержать ближнего и встать на его место. Этому можно научить, терпеливо, не спеша, вовлекая ребят естественным путем в социально значимую деятельность.

Наверное, поэтому в подавляющем большинстве школ так развито волонтерство как неформальная активная самостоятельная деятельность ребят по реализации добрых идей, начинаний, дел. Волонтеры заботятся о пожилых людях и ветеранах, младших школьниках, птицах и животных, патронируют места боевой славы, бережно сохраняя самую хрупкую и чувствительную ко времени память – память о народной беде.

На волне волонтерства и родился наш благотворительный школьный проект для всех желающих «Палитра добра». Все началось с художественной акции. Дети из художественных студий комплекса передали в дар для оформления помещений детского дома детей-инвалидов по адресу улица Академика Павлова, дом 15, свои работы, педагоги подготовили рамки.

При встрече с воспитанниками и педагогами детского дома выяснилось, что в самом здании сделан великолепный ремонт, комнаты и помещения оборудованы всем необходимым для жизни, учебы и развития детей, но чистые красивые стены… пусты, голы, требуется их оформление, или, проще говоря, создание уюта и тепла! Причем оформления и наполнения требуют и холлы, и гостиные, и комнаты, в которых проживают воспитанники!

Творческий коллектив педагогов принял решение продолжать работу, вовлекать в проект не только ребят из художественных студий комплекса, но и всех желающих! Ведь художественное творчество действительно влияет и на жизнь того, кто создает произведение, и на жизнь того, кто любуется им.

Педагоги рассказывают ребятам о том, как их рисунки порадуют больного ребенка или малыша, у которого нет родителей! Кто-то улыбнется, а улыбка лечит, вселяет уверенность, помогает бороться с недугом. Созерцание произведений искусства уменьшает стресс и даже лечит.

Некоторые исследования доказали, что рассматривание картин, в частности пейзажей, ускоряет выздоровление после перенесенных операций. Искусство избавляет от беспокойства и даже помогает бороться с дурными привычками. И пусть наши художники еще очень юные и их картины назвать произведениями искусства мы можем условно, все равно в их работы вложены душа, добрые пожелания, надежда, вера, любовь. Основные темы работ – явления природы, живой мир, сладости и фрукты, сказки, игра.

Любое искусство развивает эмпатию, начало зарождения добра в детском сердце. Известный исследователь когнитивного развития Жан Пиаже говорил о том, что все дети по своей природе эгоистичны. Все мы взрослеем, когда учимся видеть вещи с точки зрения других людей, учимся верить и понимать, что чувства других людей так же важны для них, как наши – для нас.

В начале учебного года стартовал новый сезон проекта и в онлайн-формате тоже. Ребята, которые учатся на дистанте, рисуют дома, присылают фотографии, младшие школьники и пятиклассники приносят свои рисунки в корпуса. Интересно, что работы стали приносить и сами педагоги!

В наших планах расширять палитру добра, наполнять новыми красками: мы хотим обязательно познакомить ребят, провести совместные мастер-классы по рисованию и прикладному творчеству, создать серию мастер-классов от педагогов в арт-терапевтической технике.

Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии, – это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие творческого потенциала.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Все это нужно всем детям без исключения – и тем, кто учится в общеобразовательной школе, и тем, кто живет в школе особенной… Ну а мы, педагоги, и созданы прежде всего для того, чтобы обучать главной науке на свете – добру.

Юлия ШТЫКАНОВА, учитель изо школы №1293


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt