28 мая православные крестьяне вспоминают Пахомия Великого, жившего на рубеже III-IV веков. В народном календаре – Пахом Теплый, Пахом Бокогрей. В старину в это время люди встречали лето, сеяли пшеницу и верили, что все лучшее у них впереди.
28 мая в православных храмах чтят память Пахомия Великого – египетского монаха, жившего на рубеже III-IV веков. Будучи язычником, уроженец Фив пошел в армию, чтобы служить императору Константину.
Во время походов он узнал о существовании христианства и проникся новой для себя верой. Завершив военную службу, Пахомий стал основателем первого христианского общежительного монастыря и составителем первого монастырского устава.
Народный календарь: Пахом Теплый
На Пахома Теплого, как правило, устанавливалась хорошая, по-настоящему летняя погода. В это время крестьяне начинали сажать пшеницу. «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу скорей».
О посеве других культур речь не шла – традиции не нарушали, опасаясь остаться без урожая. Работали с утра, чтобы к полудню успеть разойтись по домам, иначе все труды пойдут насмарку. Остаток дня у крестьян проходил в домашних хлопотах. В городах люди жили иначе, но общие традиции тоже не нарушали.
Пахом Теплый: народные приметы
Пахом Теплый считался знаковым днем для определения погоды на лето. В старину говорили: «На Пахома тепло – все лето теплое». Плохим знаком был восход, окрашивающий небо в красный цвет. Это означало, что летом будет очень жарко, а значит, будут и пожары.
Если на Пахома с утра и до вечера было тепло, наши предки знали: три следующих месяца будут такими же теплыми. Если 28 мая (15 мая по старому стилю) осины покрывались сережками, понимали – летом можно ждать хороший урожай овса. Если зацветала калина – пришло время сеять ячмень. Об этом же «шептал» и цветущий можжевельник.
Старцы советовали молодым запоминать сны в ночь с 27 на 28 мая. Говорили: если никому о них не рассказывать, они непременно сбудутся на 24-й день.
28 мая именины отмечают: Дмитрий, Макар, Памфил, Пахом. Эти люди обладают мягким характером. Однако веревки вить из них не удастся. Это не помешает им в сложные минуты проявлять твердую волю. Они надежны, с ними можно дружить и быть счастливыми в браке.
Пахом Теплый: что можно делать в это время
В старину на Пахома Теплого молились о будущем урожае. Крестьяне старались навести порядок в доме и в хлеву. Готовя пищу, не забывали отложить немного еды для нищих и обездоленных людей. Пахомий Великий всегда напутствовал помогать бедным.
Что нельзя делать на Пахома Теплого
Помимо запрета на посадку каких-либо культур, кроме пшеницы, существовал запрет и на посадку иных растений. Считается: все, что будет высажено на Пахома Теплого, долго не проживет. В это время также запрещается:
- Мыть пол в доме – вместе с грязной водой из семьи могут уйти счастье, любовь, финансовое благополучие.
- Заниматься шитьем. В старину по этому поводу говорили: «Кто на Пахома шьет, тот дорогу к счастью зашивает».
- Доверять работу в поле больным и хромым людям. Пшеница может уродиться некачественной.
- Брать деньги из рук в руки – финансы могут покинуть дом.
- Вытирать лицо и руки чужим полотенцем. Все невзгоды, касающиеся владельцев этих предметов, перейдут к тому человеку, который использует их.
Если Пахомов день выпадал на пятницу, категорически запрещалось употреблять мясо – в любом виде. Считалось, что после этого можно заболеть.
Один из главных запретов накладывали на разговоры о будущей женитьбе или замужестве. Наши предки говорили, что после этого о свадьбе можно забыть.
Приметы и поверья – неотъемлемая часть любого праздника. Верить им необязательно. Но знать, чему радовались наши предки, а чего опасались, наверное, никому не помешает.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказало о народном празднике Сидор Бокогрей, который отмечают 27 мая, о Лукерье Комарнице – это событие празднуют 26 мая. О празднике Мокий Мокрый. Согласно календарю, событие приходится на 24 мая. О празднике Никола Вешний, посвященном Николаю Чудотворцу, его отмечают 22 мая. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским обычаям и приметам.
Комментарии