Минувший учебный год стал для Смоленщины первым годом участия в эксперименте по единому государственному экзамену. Как прошло это испытание в области, каковы итоги, планы? Намерены ли педагоги расширять рамки эксперимента? Об этом рассказывает руководитель Департамента образования и молодежной политики Смоленской области Сергей ЗАХАРЕНКОВ.
СтатфактЧисто смоленским ноу-хау стала сдача зачетов по содержанию организационной работы по подготовке ЕГЭ. Зачеты сдавали все 28 заведующих роно, они продемонстрировали знание всех правовых документов. В каждом районе организацией занимались сотрудники, специалисты, и чтобы спросить с них руководители должны были знать все сами в деталях. Вот это знание они и продемонстрировали в областном Департаменте образования.Русский язык в Смоленской области сдали 10069, математику – 138, биологию – 367 человек.По результатам сдачи экзаменов средний балл был следующим: по русскому языку – 48,9; по математике – 56,0; по биологии – 51,1. Таким образом, показатели по математике – существенно выше среднего.
Решение об участии в эксперименте принял областной совет ректоров. Департамент образования обращался к ректорам с предложениями, но до поры до времени вузы колебались, тем более что многие уважаемые высшие учебные заведения федерального уровня по поводу участия в ЕГЭ высказывались весьма скептически, а некоторые даже отрицательно. Ясности в позициях не внес и последний съезд Союза ректоров. Но тем не менее смоленские профессора решение о включении в эксперимент приняли. Причем в числе этих вузов были и государственные, и негосударственные, которые имеют аккредитацию. Правда, ведомственные вузы и филиалы московских вузов к ним не присоединились, поскольку не получили добро от своих руководителей.
У вузов были сомнения в том, что результаты сдачи ЕГЭ будут достоверными, что удастся правильно оценить знания выпускников школ. Вузовские коллективы поначалу даже испытывали чувство обиды, полагая, что им не доверяют, что многочисленные разговоры о коррупции при приеме в вузы имеют под собой какую-то основу. Словом, дискуссий было много, но вели их в основном еще до того, как был создан Департамент образования в его нынешнем виде, наши коллеги-предшественники. Нам досталось уже обсуждение существа дела.
Много времени ушло на достижение консенсуса по поводу того, какие экзамены проводить и учитывать при приеме в вузы по результатам ЕГЭ. Департамент предлагал несколько на выбор, но вузы остановились только на одном обязательном – по русскому языку. Позже прибавились еще экзамены по математике и биологии. На том и порешили. Наш областной педагогический университет решил принимать результаты ЕГЭ на всех факультетах, кроме тех, где профилирующими были русский язык и литература. Мы к такому решению отнеслись с пониманием.
Как приступать к делу, было на первых порах не совсем ясно. Нас пригласили на коллегию Минобразования, где обсуждали результаты предыдущего года. Скажу сразу, ситуация для Смоленщины была довольно неопределенной, потому что на ту пору решение приняли только по русскому языку, а с одним экзаменом могли нас в эксперимент и не взять. Определенность появилась, когда к обязательному экзамену по русскому языку прибавились два экзамена по выбору – по биологии и математике. На совещании я несколько приободрился, потому что представители других регионов ругали свои вузы, называли их даже ретроградами. У меня в этом смысле позиция была более привлекательная – за моей спиной стояли вузы, которые, по сути дела, по собственному почину поддерживали участие в эксперименте. А это означало, что у Департамента есть достойные соратники и единомышленники. Кстати, против ЕГЭ не возражали ни учителя, ни управленцы, ни родители. В такой обстановке можно было не тратить время на дискуссии, уговоры, не нужно было доказывать очевидные вещи. Наши дети получали реальный шанс сэкономить время, силы и попасть в вузы по результатам сдачи ЕГЭ. Тем более что в эксперимент попадала вся область, все школы – и маленькие сельские, и небольшие поселковые, и крупные городские. На территории Смоленщины расположены самые разнообразные населенные пункты, все это нужно было учитывать при проведении эксперимента. На том первом совещании в Министерстве образования РФ, в котором я принимал участие, признаюсь, было очень непросто понять, чего от нас хотят и как мы все должны организовать. Но нас снабдили множеством самых разных книжек, брошюр, методической литературой, освоив которую, как нам сказали, мы должны были понять, что к чему.
Приехал домой, три дня сидел и изучал, разобрался сам и понял, что нужно проводить учебу всех тех, кто будет участвовать в организации эксперимента. Без этого не обойтись, поэтому все 900 человек, которые стали организаторами, были обучены четко в соответствии с рекомендациями, которые дало Министерство образования РФ.
С самого начала мы распределили обязанности, закрепили ответственных за различными направлениями работы и территориями, еженедельно заслушивали отчеты. Все шло по плану, как задумали, вплоть до самого начала экзаменов. Принципиально важно было познакомиться с опытом тех регионов, которые уже проводили ЕГЭ не в первый раз. Наши делегации выезжали в Псков, побывали на Всероссийском семинаре в Ростове, привозили нужные документы, образцы рекомендаций. Шаг за шагом мы продвигались к эксперименту. Параллельно создавали общественное мнение, выступали в местных газетах, на телевидении, на радио, разъясняли людям, что их ждет, отвечали на вопросы, управленцы выступали на родительских собраниях. Словом, к 1 июня была уже полная ясность.
Нас, конечно, больше всего волновало то, как будет обеспечен переезд школьников к месту проведения экзаменов. По условиям эксперимента проводить экзамен в своей школе нельзя, поэтому в каждом районе создавались свои экзаменационные точки-пункты там, где были для этого соответствующие условия, но ведь туда детей нужно перевезти одномоментно и всех сразу, а экзаменовались более десяти тысяч выпускников школ. Но районные администрации обеспечивали проведение экзамена так четко, как мы и не ожидали. Пакеты с заданиями были доставлены в 4 утра, их перевозили на пункты (а это 47 школ) в сопровождении ГАИ.
Могу сказать, что все было организовано четко. По инструкциям в здание, где идет экзамен, посторонних пропускать нельзя. А тут случилось так, что приехали гости из Москвы, в их числе были представители Центра тестирования Министерства образования РФ. И что вы думаете: их в здание не пропустили, не сделав никакого исключения. Экзаменационные комиссии были сформированы из представителей высшей школы. Тех самых, которые сомневались в объективности результатов ЕГЭ на том основании, что учителя все равно найдут возможность помочь своим ученикам и тем самым повысить балл. Но когда они увидели, насколько жестко исполнялись все требования и инструкции, то сами стали обращаться к своим ректорам с просьбами расширить диапазон сдаваемых экзаменов и активнее участвовать в этом эксперименте. Проверяли работы тоже вузовцы вкупе с лучшими педагогическими кадрами системы общего образования. Надо отдать должное нашим учителям, которые работали очень самоотверженно.
При подведении итогов эксперимента в 2003 году Министерство образования РФ весьма одобрительно отнеслось к нашей работе. Скажу прямо, результаты нас порадовали, потому что такого мы не ожидали. Самое главное, у нас теперь есть объективная картина, позволяющая оценить качество обучения в смоленских школах. Но никаких оргвыводов мы делать не собираемся – не для того проводим эксперимент. Самое важное для нас на данном этапе – это отработать такую технологию оценки знаний, чтобы отметка, выставленная в Дорогобуже, Рославле, Вязьме или Смоленске, по «весу» была равноценной, чтобы знания выпускника и сельской, и городской школ были на одном уровне.
Но мы не можем не думать о том, что нужно менять очень многое в организации учебного процесса, потому что на едином госэкзамене ученики показывают тот уровень знаний, который получен ими в конкретном учебном заведении. Тут просматривается явная взаимосвязь результатов обучения и результатов сдачи экзамена. Так получилось, что наше участие в эксперименте совпало с завершением разработки программы развития образования Смоленщины на следующие пять лет. Проект этой программы мы обсуждали на нашем областном педагогическом совете, на секциях и семинарах, которые работали в его рамках. Документ получился интересный, нужный, теперь на его основе будут разработаны программы для каждого района, города, села. Мы стремимся, чтобы в программах были обозначены совершенно конкретные и актуальные задачи, которые помогут вывести систему образования на более качественный высокий уровень. Достижение целей, обозначенных в программах, естественно, потребует повышения квалификации и даже переобучения педагогов, совершенно иной работы методистов и ученых. Таким образом, думаю, участие в эксперименте по ЕГЭ поможет нам не только проконтролировать, но и существенно модернизировать всю систему образования в Смоленской области. В этом мне видится самая главная задача этого эксперимента.
Комментарии