search
main
0

Ответил правильно? Двигайся дальше! Качество знаний может постоянно контролироваться

В марте нынешнего года Иркутский областной центр образования (ОЦО) Главного управления общего и профессионального образования отметит свое 5-летие. Его директор с момента создания – кандидат исторических наук Анатолий ЛАВЫГИН, человек, увлеченный любимым делом. С самого начала это уникальное учебное учреждение исповедует свои принципы: высокая социальная направленность, соответствие потребностям Иркутской области, а также вхождение в рыночные условия. ОЦО использует нестандартные образовательные технологии, работая с нестандартными же категориями учащихся.

По сути, это среднее образовательное учреждение, но оно активно работает и со взрослыми, своевременно отвечая на возрастающие общественные запросы. Неудивительно, что в Приангарье именно ОЦО первым начал успешно работать с электронными учебниками, встраивая их в налаженные учебные процессы, изучая и анализируя возникающие проблемы.

О высокой социальной направленности центра говорит такой факт: в пяти учебно-консультационных пунктах (УКП) обучаются 450 заключенных. Важность такой работы переоценить сложно, ведь завтра-послезавтра десятки этих людей выйдут на свободу и вольются в жизнь общества, в нашу с вами жизнь. По сути, центр выполняет важнейшую задачу их социальной реабилитации. Центр работает и с инвалидами – глухими и слепыми, занимается профессиональной подготовкой безработных в сотрудничестве с центром занятости. В ОЦО можно получить такие профессии, как фотограф для загса, ювелир-обработчик камня, оператор ЭВМ, продавец, приемщик и слесарь-наладчик для химчисток… Людям удобна форма вечернего и заочного экстерната, есть и дневные формы. По сути ОЦО является областной заочной школой. Сеть ОЦО создана уже в 14 территориях области – в Братске, Усть-Илимске, Иркутском районе, Ангарске, Зиме, Усолье-Сибирском, Тулуне, Саянске и других городах и районах. Во всех этих территориях есть классы, группы, которые базируются на основе разных типов образовательных учреждений.

– Технологии ускоренного обучения разрабатываются в Иркутской области уже 10 лет – сначала на базе института повышения квалификации работников образования, затем эта работа получила продолжение в стенах ОЦО, – рассказывает Анатолий Лавыгин. – И уже пятый год в ОЦО развиваются технологии дистанционного образования. Начали с группы в 14 человек в 1999 году, собрав все возможные мультимедийные продукты, которые тогда были. Успешно поработали 2 года, с 10-м и 11-м классом, тоже в ускоренном варианте. Надо отметить принципиальный момент, что это уже не классно-урочная система, а индивидуально-консультационная. И в основном ребята учились не на обычных учебниках, а на электронных. Но мы до сих пор называем их «так называемые учебники»: многие созданы с целью поступления в московские вузы и не совсем адекватно отражают школьную программу. Но наши специалисты сумели их обработать и предоставить учащимся. Что-то приходилось усиливать, и мы даже сами подготовили 2 электронных учебника. Правда, дальше работать в этом направлении не стали, потому что создание электронных учебников – дело очень затратное. На один учебник требуется от 200 до 500 тысяч рублей, не говоря уже о его тиражировании. Естественно, у центра таких средств нет.

В январе 2002 года ОЦО присвоили статус областной экспериментальной площадки, а в марте того же года – статус федеральной экспериментальной площадки. Мы получили диплом Министерства образования РФ, который дает нам право на нестандартные педагогические, управленческие решения.

В творческом плане сделали упор на разработку программных продуктов, связанных с тестированием: тест-обучающие, тест-контролирующие программы. Их сейчас уже около 30 наименований.

Отмечу, что начиная с прошлого года поступают электронные учебники, уже более полно отвечающие школьной программе. В первую очередь мы проработали 10-11-е классы, потом 8-9-е, также в ускоренном варианте за год. С будущего года планируем работу по этой технологии с 5-6-7-ми классами.

За Уралом мы – пока единственные, кто занимается апробацией электронных учебников. Сейчас у нас по этой системе обучаются 300 человек в 25 группах. Есть свои мини-классы. В Иркутске обучаются почти 100 человек. Принцип построения занятий – блочно-модульный. Вначале многие приходят с нулевым знанием компьютера, мы им даем необходимые навыки, затем предметы изучаются попарно, например физика-химия. Полтора месяца активно идет изучение блока, сопровождающееся консультированием, тестирующими программами. По истечении этого времени по изучаемым предметам сдаются экзамены.

По этой программе обучаются не только несовершеннолетние, но и люди в возрасте до 30 лет, которые в свое время по каким-то причинам не смогли получить среднее образование. Это люди из разных сфер, представители малого бизнеса, предприниматели… И поскольку у них очень высокая мотивация к обучению, по такой программе у нас практически нет отсева.

Всю содержательную часть обучающиеся получают с помощью мультимедийных дисков. Электронный учебник – это основа, но он будет мертвым, если рядом не будет педагога! Учитель сопровождает, помогает, постоянно консультирует по предметам. Человек и компьютер работают вместе.

Многие электронные программы очень интересны, информативны. В них много материалов, которые обучающийся может изучать дополнительно, сверх программы, исходя из своих личных потребностей. Особенно важно это для молодых людей, которые стремятся куда-то поступить. К примеру, мультимедийная программа учебника по истории значительно выходит за пределы необходимого минимума знаний, но при поступлении на исторический факультет поможет подготовиться гораздо лучше, чем по обычному учебнику.

Одно из преимуществ электронного учебника состоит в том, что качество знаний может постоянно контролироваться. Некоторые программы построены таким образом: ответил правильно – двигаешься дальше. При неправильном ответе программа возвращает обучающегося к тому месту, где он что-то не усвоил. Здесь высока и роль педагога, который консультирует. Но суть такова – это не урочная система, человек занимается самостоятельно. По сути, это экстернат, но экстернат патронируемый.

Недостаток электронных учебников в том, что они еще во многом не соответствуют школьной программе. Только в последний год, пожалуй, поступают продукты, которые отвечают этим требованиям. Такие учебники должны сочетать и необходимый минимум знаний, и дополнительные возможности для обучающегося. Ведь обычно учитель дает урок, рассчитанный на среднего учащегося. Но в классе есть средние, сильные и слабые ученики, а педагог вольно или невольно ориентируется именно на среднего. Слабый при этом не усваивает весь материал, а сильному неинтересно. С использованием электронных учебников это противоречие снимается. Скорость изучения материала, продвижения вперед сугубо индивидуальна. Учебник становится хорошим подспорьем для углубленного изучения материала. Приведу пример по той же истории. Учебники по этому предмету значительно превосходят объем школьной программы. Они могут использоваться как энциклопедии, как справочный материал. То же самое – по физике, по химии. Есть учебники с лабораторными практикумами, и это очень важно в первую очередь для сельских школ. Мы знаем, что оборудование для химических кабинетов повсеместно устарело, на его приобретение хронически нет денег. А в электронном учебнике химические процессы моделируются наглядно, вплоть до цвета реактивов: идет дым, выпадает осадок… И вытяжные шкафы не нужны!

Важно, что в электронных учебниках используются анимационные эффекты, мультипликация, создается образно-объемное представление о том или ином процессе. Это дает огромные преимущества при изучении физики, биологии, других предметов.

Для того чтобы работать с электронными учебниками, необходима переподготовка учителей. Одной из задач областного центра образования как раз и является базовая компьютерная подготовка педагогов-предметников, причем в основном из сельских районов Иркутской области. В 2002 году на средства областного бюджета в ОЦО подготовили 200 учителей, в 2003-м – 315, в 2004 году планируется обучить уже 500 человек. На двухнедельных курсах даются основы базовой компьютерной подготовки. Все, кто обучается на курсах, знакомятся с электронными учебниками. Поскольку школы Иркутской области интенсивно насыщаются компьютерной техникой, мы заинтересованы в том, чтобы не только учителя информатики, но и другие предметники использовали в своей работе информационные компьютерные технологии.

Если говорить о перспективах, вряд ли электронный учебник заменит учителя. Учителя ничто не заменит! Но электронный учебник может быть хорошим подспорьем для дополнительного образования и самостоятельной работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте