В Америке – культ информации. Более того, информация в США объявлена национальным приоритетом, а приобщение к ней – главная цель политики, на которую правительство тратит колоссальные средства. Фундаментом для строительства развитого информационного общества Штаты выбрали образование.
В 1992 году в государственных школах на один компьютер приходилось 19 учеников. Сейчас эта цифра снизилась до четырех человек. Если в 1994 году лишь 35% учебных заведений имели выход в интернет, то теперь к глобальной электронной Сети подключено 99% образовательных учреждений. В отличие от 1994 года, когда лишь 3% школьных классов были оснащены компьютерами, в XXI веке их число выросло до 90%. Что ни говори, а прогресс в США идет семимильными шагами. Одна из причин столь широкого применения новейших технологий – их доступность. Каждые три года цены на компьютеры снижаются в два раза. К тому же постоянно появляются новые возможности финансирования для более масштабного применения технологий в сфере образования.
В основном школы Америки содержат налогоплательщики (частные существуют за счет платы за обучение), но многочисленные предприятия, некоммерческие и правительственные организации с завидным постоянством предоставляют учебным заведениям гранты на расширение применения информационных технологий. Ведь по мере того, как компьютеры становятся более доступными, их технические характеристики с каждым годом улучшаются в четыре раза.
И все-таки преподаватели не спешат использовать новую технику на уроках. Согласно недавним исследованиям, это связано с их опасениями, что в любую минуту может произойти “сбой” в системе – сервер зависнет или интернет отключится. Так что, как бы ни были заманчивы возможности новых технологий, все-таки мел и доска надежнее. Это говорит о том, что американские учителя еще не готовы к компьютерам, плохо их знают, не имеют достаточных знаний и опыта в обращении с ними. Хотя обучение преподавателей работе с новыми образовательными технологиями началось двадцать лет назад, сегодня наблюдается лишь скромный прогресс. Решением этой проблемы в последнее время всерьез занялись отдел образовательных технологий департамента образования США и ряд общественных организаций.
Например, государственная программа “Подготовка завтрашних учителей к использованию новых технологий” предоставляет колледжам гранты на повышение уровня педагогического персонала для работы с новыми методами образования. Общественная программа “Компьютеры для школы” (CFSP) не только обеспечивает учебные заведения новыми машинами, но и учит преподавателей, как обновлять оснащение, что делать с компьютером, если он вдруг “зависнет” на уроке, в общем, дает ценные указания, которые могут пригодиться в дальнейшей работе. А в 1998 году в небольшом колледже Мальборо в Южном Вермонте открылась аспирантура, где учителя могут получить степень магистра гуманитарных наук по специальности “Преподавание с использованием технологии интернета”. За короткий срок они овладевают технологией и с легкостью используют ее в классе. Американцы эти программы называют ответом на “синдром белого халата”, получивший широкое распространение в школах, где только один специалист отвечает за интегрирование новых технологий в образовательный процесс всего учебного заведения. Понятно, что одному человеку с этим не справиться.
Частично удалось решить еще одну проблему развивающейся информатизации образования США – “цифровой разрыв”. Эксперты придумали эту терминологию для разграничения тех, кто имеет доступ к новым технологиям, с теми, у кого его нет. В школах, где учатся дети из беднейших семей, один компьютер приходится на 16 школьников. Дабы устранить этот разрыв, с 1997 по 2000 год действовала программа предоставления скидок Федеральной комиссией США по связи школам и библиотекам при оплате телекоммуникационных услуг. Таким образом, 82% общественных школ и более 50 % публичных библиотек получили скидку в размере от 20 до 90%. Программа “электронных расценок” пошла только на пользу образованию: в 2000 году 95% средних учебных заведений были подключены к интернету. Положительные результаты не заставили себя долго ждать. В том же 2000 году около 400000 школьников из США, Австралии, Англии, Мексики и с Бермудских островов объединились, чтобы стать участниками уникальных онлайн-экспедиций проекта “ДЖЕЙСОН”.
“ДЖЕЙСОН”, детище доктора Роберта Балларда, океанографа, обнаружившего обломки легендарного “Титаника”, существует уже более десяти лет. Благодаря этой программе школьники, не выходя из классной комнаты, при помощи электронных досок объявлений, тренажеров и спутниковой передачи, совместно с учеными опускаются на дно океанов, бродят по тропическим лесам Перу и Галапагосских островов. Опыт показал, что после этих практических занятий подростки глубже понимают научные концепции, из пассивных потребителей учебного материала превращаются в заинтересованных исследователей.
Еще один интересный пример использования компьютеров. В графстве Оранж, штат Калифорния, преподаватели государственной школы оснастили обычный спортивный зал техническими средствами. Например, занятия по теннису и гольфу школьники записывают на видео, чтобы затем их просмотреть и проанализировать игру. Даже пульс они измеряют электронными мониторами.
Вполне вероятно, что в скором времени ученики каждой американской школы будут совершать онлайн-путешествия на Луну и играть в профессиональный теннис с компьютером. Дело в том, что в США разработана стратегическая программа образования на 2006-2010 годы, и цели у нее завидные: лидерство на передовых рубежах научного знания, усиление связи между фундаментальными исследованиями и национальными приоритетами; подготовка ученых и инженеров высшего класса для ХХI века; подъем научной и технологической грамотности всего населения страны.
Похоже, Америка вновь диктует моду. На этот раз на “зараженных” новыми технологиями школьников и учителей.
Сергей СТЕПАНОВ
Комментарии