У родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью возникает множество вопросов о развитии, воспитании, обучении ребенка. Специалисты Городского психолого-педагогического центра в простой и доступной форме дают разъяснения по наиболее актуальным темам.
Какие школы сегодня обучают детей с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью могут обучаться в любой школе по выбору семьи, как в коррекционной, так и в общеобразовательной. Это зависит от психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья конкретного ребенка. Право выбора школы, которую будет посещать ребенок, принадлежит родителям (законным представителям).
Дети с ОВЗ, имеющие те или иные нарушения (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие), обучаются по адаптированным программам. Основанием для создания специальных условий для таких детей является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы. Сейчас в большей части московских школ реализуются инклюзивные практики образования, когда дети с ОВЗ обучаются вместе с обычными учениками. Для детей создаются необходимые условия образования, они получают помощь квалифицированных специалистов, педагогов. Особенные дети включены в общую образовательную деятельность, они посещают уроки, кружки, экскурсии, участвуют в праздниках и олимпиадах.
Какую психолого-педагогическую помощь может получить ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
Психолого-педагогическая помощь оказывается детям с ОВЗ в образовательной организации, которую они посещают. Она предполагает обучение ребенка по адаптированным программам (их разрабатывает и утверждает школа), а также психолого-педагогическую поддержку специалистами службы психолого-педагогического сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор). Психолого-педагогическая помощь оказывается комплексно. Она направлена не только на ребенка, но и на других участников образовательного процесса – педагогов и родителей (законных представителей).
Бесплатную психолого-педагогическую помощь учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога ребенок с ОВЗ может получить также на базе Городского психолого-педагогического центра. Его территориальные отделения расположены в каждом административном округе Москвы.
Где найти информацию о дополнительном образовании: кружках, спортивных секциях, домах творчества для детей с ограниченными возможностями?
Информация о спортивных кружках и секциях для детей с ОВЗ размещена на официальном сайте мэра Москвы mos.ru на странице Департамента спорта и туризма города Москвы в разделе «Инваспорт». На базе образовательных организаций Москвы реализуются программы дополнительного образования спортивной направленности, которые могут посещать дети с ОВЗ. Информацию о кружках и секциях можно найти на сайтах образовательных организаций Москвы.
Кроме того, дети с ОВЗ могут посещать культурно-массовые мероприятия. Ежемесячно на официальном сайте мэра Москвы mos.ru на станице Департамента культуры города Москвы публикуется информация о мероприятиях для детей с ОВЗ. Также информацию о мероприятиях можно найти на сайтах образовательных организаций. Дети с ОВЗ могут принимать участие во всех мероприятиях, организованных разными ведомствами (Департаментом образования и науки, Департаментом культуры и др.), в соответствии с особенностями психофизического развития.
Какие документы об окончании школы получит ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
Выпускник со статусом «ограниченные возможности здоровья» (без интеллектуальных нарушений) получает такой же документ, как и его обычные сверстники, – аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании. Выпускник со статусом «ограниченные возможности здоровья», обучавшийся по программам для лиц с интеллектуальными нарушениями, по окончании школы получает свидетельство об обучении.
Как перевести ребенка с ограниченными возможностями здоровья на домашнее обучение?
Если ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательные учреждения, то с согласия родителей (законных представителей) для него создаются условия для обучения на дому на основании медицинского заключения. Для получения соответствующего заключения необходимо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Заключение необходимо представить в образовательную организацию и написать заявление об обучении ребенка на дому на имя директора.
В чем разница между формулировками «ребенку нужна психолого-педагогическая помощь» и «ребенку нужны специальные условия обучения»?
Фраза «ребенку нужна психолого-педагогическая помощь» означает, что он может обучаться по основной общеобразовательной программе, но ему требуется небольшая поддержка специалистов (педагога-психолога или учителя-логопеда). Такую поддержку образовательное учреждение может предоставить по решению школьного психолого-педагогического консилиума, поход на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию не нужен.
Фраза «ребенку нужны специальные условия обучения и воспитания» означает, что ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специальных условиях для получения образования. Специальные условия определяются Законом «Об образовании в РФ» №273‑ФЗ.
Кто решает, что ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Такое решение принимает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) города Москвы. Она проведет комплексное обследование ребенка и примет соответствующее решение.
Алгоритм получения заключения ЦПМПК города Москвы:
– посещение детской поликлиники для получения медицинского заключения, где будет прописано, что ребенок нуждается в создании специальных условий получения образования. В медицинском заключении только с согласия родителей (законных представителей) может быть указан шифр заболевания;
– запись на портале мэра Москвы на ЦПМПК на выбранную вами дату;
– посещение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии с ребенком, где специалисты проводят его обследование, анализируют представленные документы (медицинское заключение, а также (при наличии) выписка из школьного журнала с оценками, школьные тетради, рисунки ребенка, характеристика обучающегося, подготовленная специалистами образовательной организации). На основании этого члены комиссии принимают решение о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования. Если в заключении ЦПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок получает статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
В заключении ЦПМПК написано, что ребенку необходимо обучение по адаптированной программе, указан и ее вариант. Что это за программа и какие у нее бывают варианты?
Адаптированная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного ребенка. Школьные адаптированные программы в начальной школе имеют несколько вариантов, они отличаются друг от друга.
1‑й вариант – обучающийся получает образование, которое полностью соответствует образованию нормотипичных сверстников. Ребенок с ОВЗ учится по общему учебному плану с нормотипичными детьми. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке также организует коррекционно-развивающую поддержку.
2‑й вариант – обучающийся получает образование, которое полностью соответствует образованию нормотипичных сверстников, но в пролонгированные сроки обучения. То есть усвоение программы для ребенка с ОВЗ будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником специалисты обязательно будут проводить коррекционно-развивающую работу, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.
3‑й и 4‑й варианты – обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с образованием нормотипичных сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра) имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности.
Если ребенок не может освоить 3‑й вариант в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственной отсталости) либо тяжелыми и множественными нарушениями развития, то он получает образование по варианту 4. Обучение по 3‑му и 4‑му вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Варианты 3 и 4 предполагают выдачу по окончании школы не аттестата, а свидетельства об обучении.
Если ребенок начал обучаться в школе только в 9 лет по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, то в 18 лет его отчислят из школы?
Нет, обучающийся с умственной отсталостью имеет право закончить обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), несмотря на то, какой у него возраст. В письме Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» указано, что начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет. Предельный возраст получения образования не ограничен.
Комментарии