search
main
0

Отвечая на вызовы дня. Представители 16 регионов обсуждали в столице задачи современной профсоюзной организации

​C 23 по 25 марта в столице прошел Слет председателей первичных профсоюзных организаций Центрального федерального округа. В гости к Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ приехали лидеры первичек из 16 регионов, входящих в ЦФО. «Современная первичная профсоюзная организация в современном образовательном учреждении» – так обозначила вектор основных дискуссий председатель Московского городского комитета, секретарь ЦС профсоюза по Центральному федеральному округу Марина Иванова. Среди рассмотренных тем – практика социального партнерства, создание условий для результативной деятельности учителя, современные формы информационной работы. Важно, что все поднятые вопросы не остались без ответа. Москвичи предложили свой опыт. Гости столицы тоже имели возможность рассказать о своей работе.

Открытие слета прошло в форме селекторного совещания, к которому посредством онлайн-трансляции присоединились представители педагогического сообщества Москвы, находившиеся в своих образовательных учреждениях.Тема совещания – «Современная первичная профсоюзная организация в современном образовательном учреждении» – стала определяющей для всех мероприятий слета. Как отметила Марина Алексеевна, она затрагивает множество проблем и вопросов, связанных с работой образовательного учреждения и профсоюзной первички.- Мы бы хотели вместе порассуждать о том, что же такое современная профсоюзная организация, чем она отличается от той, которая существовала 5, 10, 20 лет назад. Какие новые формы работы у нас появились, какие новые задачи мы решаем. Мы рассчитываем на то, что обмен мнениями с председателями первичных организаций из разных регионов нашего округа поможет нам найти новые подходы к решению многих задач.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко в своем выступлении затронул наиболее важные аспекты, которыми сегодня занимается Центральный совет профсоюза.- В центре нашего внимания всегда находятся вопросы оплаты труда. Мы понимаем, что страна переживает непростые времена, это сказывается и на экономике, и на формировании бюджетов всех уровней. В 2015‑2016 годах мы отмечаем сокращение заработной платы по разным категориям работников системы образования. По данным мониторингов, которые мы провели внутри профсоюза, в 15 регионах РФ происходит снижение уровня заработной платы в общем образовании. В дошкольном образовании зарплаты снизились в 18 субъектах РФ, у работников допобразования – в 5 субъектах, а у педагогических работников в среднем профессиональном образовании – в 10 субъектах РФ.Эти негативные тенденции происходят на фоне резкого роста цен. Даже если ориентироваться на данные Росстата, которые, на наш взгляд, слишком оптимистичны, то он в 2015 году составил 13%, а по экспертным оценкам инфляция достигает 20%. Поэтому на первый план выходит сохранение достигнутого уровня заработной платы.Второй аспект, о котором я хотел бы вас проинформировать, связан с реализацией майских указов Президента РФ, по которым должны быть достигнуты определенные уровни заработной платы у отдельных категорий работников. К сожалению, реализация этих показателей не всегда достигается за счет реального повышения зарплаты. Чаще – за счет оптимизации штатов и повышения интенсификации труда.Приходится констатировать, что за последние годы произошла подмена понятия «зарплата» на общий доход. И это тоже сказывается на реальном уровне зарплаты работников образования. На конец 2015 года параметры, намеченные в указах президента по отдельным категориям работников, не были обеспечены в полной мере – для нас это тревожный факт.То же касается установления базовых ставок и окладов. Увы, на сегодняшний день Правительство РФ не представило нам конкретного плана по их введению. В этой связи мы считаем, что нужно усилить правовой статус Единых рекомендаций по оплате труда, которые ежегодно принимает Российская трехсторонняя комиссия на федеральном уровне. Пока соотношения обязательной части зарплаты и стимулирующей: 60% к 40% – в общем образовании и 70% к 30% – для вузов установлены только в качестве рекомендаций. Мы считаем, что это соотношение должно соблюдаться более жестко и касаться всех регионов и образовательных организаций. Пока к этим рекомендациям работодатель может не прислушиваться.Сегодня вопросы повышения профессионального уровня работников образования активно обсуждаются и в профессиональном сообществе, и в обществе в целом. Идет поиск механизмов повышения профессионального уровня работников образования. Среди них – эффективный контракт, профессиональные стандарты. Как профсоюз мы в первую очередь добиваемся того, чтобы все эти механизмы не привели к нарушению достигнутых прав и гарантий работников образования.ЕГЭ для учителя: за и противСуществует множество подходов к оценке профессионализма учителя, с одним из них познакомились участники слета во время селектора. Руководитель Московского центра качества образования Павел Кузьмин прямо из стен своего центра рассказал о тех возможностях, которые созданы в Москве в рамках оценочной деятельности.По словам Павла Владимировича, независимые диагностики вошли в постоянную практику московских образовательных учреждений. Понятно, что любой школе нужна объективная информация о качестве образования: для коррекции развития ребенка, выявления тех или иных затруднений в обучении, отслеживания траектории развития каждого школьника.- Начинали мы с 36 тысяч ученико-тестирований в 2011 году, а в 2015 году приблизились к 1 миллиону 100 тысячам диагностик. Следующим шагом стало открытие первого в России Центра независимой диагностики (сейчас такие центры появились в нескольких регионах). Здесь созданы все условия для идеального проведения экзаменов: видеонаблюдение, рамки металлоискателей, компьютеры, возможность проводить онлайн-диагностику, диагностику в формате ЕГЭ.Открытие центра было поддержано педагогическим сообществом и профсоюзной организацией Москвы. Оно стало импульсом к появлению очень интересного проекта – независимого тестирования учителей. Педагоги сами обратились с просьбой провести тестирование в формате реального единого государственного экзамена. Подчеркну: участие в тестировании для всех учителей бесплатное и добровольное. Его преимущества – возможность почувствовать себя на месте ребенка, проследить преемственность уровней образования. Педагоги получают развернутый сертификат, где прописаны все плюсы и минусы, которые они продемонстрировали по итогам такой независимой диагностики.В заключение руководитель центра отметил, что возможность пройти тестирование есть у всех, в том числе и у педагогов из других регионов. При этом никакого «зачетного порога» для учителей не существует. По результатам диагностики педагог должен сам для себя определить, насколько он способен готовить выпускников к ЕГЭ, признать проблему, если она есть, и наметить программу профессионального роста.Председатель МГО профсоюза Марина Иванова отметила, что в Москве к тестированию педагогов подходят деликатно, но в ряде регионов учителей принуждают его проходить. Более того – его сделали формой проведения аттестационных процедур. Позиция профсоюза состоит в том, чтобы обеспечить добровольное участие учителей в подобного рода тестированиях.Рабочее время – конструктивный подход приветствуетсяОдин из злободневных вопросов – рабочее время учителя и возможность строить свою работу наиболее эффективно. Московские коллеги делились на слете опытом рационального использования рабочего времени. Практика показала, что в решении этого вопроса тоже зачастую большую роль играют командный подход и усилия профсоюзной организации.«Условия результативной образовательной деятельности учителя» – так назвала свое выступление Ольга Евгеньевна Светова, заместитель директора лицея №1571 Москвы. Известно, что работа педагога направлена на повышение образовательных результатов, а задача администрации – скоординировать работу учителей. Чтобы гарантировать высокий результат, педагоги сегодня должны работать в команде: вместе планировать внеурочную деятельность, договариваться о применении различных форм аттестации, о наставничестве, работе методических объединений, считает Ольга Евгеньевна:- Мы стараемся обеспечить преемственность уровней образования. Сегодня результаты дошкольного образования во многом обеспечивают качественное обучение в начальной школе. Поэтому в планирование работы учителя начальных классов включена работа с воспитанниками подготовительных групп в рамках совместных проектов с воспитателями. Таким образом, учителя начальных классов расширяют свои компетенции. С другой стороны, для воспитателей это тоже система профессионального роста.В лицее создана система наставничества: опытный и молодой учитель работают в рамках одного предмета, используя единый методический и учебный ресурс. Консультативная деятельность педагогов – еще одна часть рабочего времени, которую трудно регламентировать по часам. В нашем лицее она представлена с учетом тематических дней: День удивительной математики или Занимательной физики, это позволяет спланировать оптимальную образовательную траекторию для учащихся и рационально использовать рабочее время учителя.Конечно, учителю необходимо время на проверку тетрадей, подготовку к занятиям, к профессиональным конкурсам. Мы считаем, что это время учитель может проводить не только в школе, это может происходить в библиотеке или дома с использованием современных образовательных ресурсов. А гибкий режим ненормированной части рабочего времени учителя можно использовать для развития методических ресурсов.Учитель химии Наталия Азова работает в профильно-биологических классах московской школы №1253 с углубленным изучением иностранного языка. Более 20 лет школа является партнером Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова. Именно оптимизация рабочего времени, по словам педагога, дает возможность решить проблему преподавания предметов естественнонаучного профиля учащимся гуманитарной школы на высоком уровне.- Я должна вывести всех одиннадцатиклассников на абитуриентский уровень, все они выбирают ЕГЭ по химии, ежегодно среди моих выпускников по 4‑5 стобалльников. А средний балл в классах, где я веду химию, – 87. Такой же высокий уровень у нас по биологии и по русскому языку, так как эти три предмета необходимо сдавать для поступления в медицинские вузы.Распределение рабочего времени, моя собственная организация труда имеет большое значение, так как и слабого, и сильного ученика я должна подготовить на высоком уровне. Как известно, рабочее время учителя делится на нормируемую и ненормируемую части. Моя учебная нагрузка – 22 часа, остальное время не нормируется.Какие основные проблемы нужно решить для того, чтобы максимально отдать свое время ученику? Одна из серьезных проблем, которая всегда стояла перед учителями, – это работа с документацией, которая занимает много времени и сил. Нам в этом смысле помог электронный журнал, теперь мы не составляем отчетов, которые нужно было готовить за каждый учебный период, не заполняем дневники. Помогает экономить время использование учебных пособий и текстов в электронном виде. 4 часа в неделю по субботам я отвожу на дополнительные занятия со старшеклассниками для подготовки к поступлению в вуз.Что касается рабочих программ и планов, я этим занимаюсь на каникулах в июне – конце августа, так как этому нужно посвятить много времени. Ненормируемая часть должна быть гибкой и давать возможность учителю для творчества и выполнения главного дела – образования ребенка.Марина Иванова, подводя итоги обсуждения, отметила, что роль профсоюзной организации в вопросе рационализации труда учителя, его рабочего времени очень значительна. Самое главное – освободить учителя от тех функций, которые ему не свойственны. Она привела данные хронометража работы учителя, подготовленного МГО профсоюза. Исследование показало, что у педагогов западает работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и внеурочная деятельность, чаще всего учитель сосредоточен на так называемом среднем ученике. Кроме того, примерно четвертая часть всего рабочего времени идет на иные виды деятельности, которые не являются в работе педагога главными. Регулирование этих вопросов должно находиться в поле зрения и руководителя образовательной организации, и председателя профсоюзного комитета.Друг познается в бедеВ слете приняли участие председатель Профсоюза работников образования и нау­ки Донецкой Народной Республики Ася Горшкова и председатель территориальной профсоюзной организации одного из районов Донецка Людмила Дудник. Ася Семеновна рассказала об опыте возрождения профсоюза в сложнейших условиях военного конфликта:- Самое модное выражение у нас сейчас – «невзирая ни на что». До 2014 года наша организация была второй по численности на Украине. 97,2% работающих в системе образования состояли в профсоюзе. То, что произошло в 2014 году, отразилось и на нашей организации. Самым главным для нас было донести до тех, кто остался жить на территории ДНР, что профсоюз тоже остался с ними. Несмотря ни на какие сложности, работали мы каждый день.Сегодня наш профсоюз активно участвует в создании новой законодательной базы. Этот процесс очень непростой. Мы отстояли 56 дней отпуска для педагогических работников. Также мы работали над новым вариантом тарифной сетки, которая действует с ноября 2015 года. Почти год, с мая 2014‑го по май 2015‑го, работники бюджетной сферы не получали зарплату, а то, что получали, называлось социальным пособием. С мая прошлого года мы стали получать зарплаты, пусть и небольшие. Мы поставили вопрос перед правительством ДНР о том, как этот период будет учитываться в стаже при выходе на пенсию. И постановлением Совета министров было установлено, что весь этот период будет входить в трудовой стаж.Долгое время студенты не получали стипендию, а вскоре после того, как в марте 2015 года стипендию наконец выплатили, ее обложили 12‑процентным налогом, такое решение вызвало большой резонанс. Профсоюз сделал все, чтобы налог на стипендии был отменен. Это был поразительный момент мотивации – в профсоюз вступили студенты тех вузов, в которых раньше даже не было профсоюзных организаций.Мы также создали свой волонтерский центр помощи членам профсоюза. Помогаем ветеранам проводить восстановительные работы, собираем материальную помощь и раздаем особо нуждающимся.В июне 2015 года в ДНР был принят закон о профсоюзах, по которому все наши профсоюзные организации обязали пройти процесс легализации, каждый человек должен был заново написать заявление о вступлении в профсоюз и отчислении 1% зарплаты на профсоюзные взносы. И все написали! Думаю, жизнь показала, что мы именно та организация, которая нужна работникам образования.Мы очень благодарны России за поддержку, большую помощь нам оказала Московская городская организация профсоюза. Недаром пословица гласит – друг познается в беде. В двух гуманитарных конвоях они прислали три тысячи продуктовых наборов. Мы их раздали студентам льготной категории, которым с сентября 2014 года Украина перестала платить социальное пособие и стипендии.К новому 2015 году наши московские друзья прислали подарки для детей членов профсоюза. Также мы получили 500 тысяч рублей, которые собрали директора московских школ и городская профсоюзная организация, их распределили среди учителей Донецка, пострадавших в результате военных действий. Многие вузы Москвы оказывают помощь нашим донецким вузам, здесь первым стал Московский государственный университет им. Ломоносова. Надеемся, что мы продолжим дружить и сотрудничать.Еще раз о мотивацииМотивация – неиссякаемая, можно сказать, вечная тема для профсоюза. Как привлечь людей в его ряды? На слете делились своим опытом лидеры двух первичных профсоюзных организаций Москвы: Светлана Бирюкова из школы №534 и Ольга Кутузова из гимназии №1552.- Опыт нашей профсоюзной организации основан на социальном партнерстве с администрацией, – рассказала Светлана Бирюкова. – Нашей школе повезло, директор Дина Валентиновна Шестакова – активный член профсоюзной организации. При ее непосредственном участии стала складываться особая корпоративная культура, когда профсоюзное членство является неотъемлемой частью имиджа работника. Из 302 сотрудников школы 294 состоят в профсоюзе. Это 97% коллектива. Сложилась традиция присутствия председателя профсоюзной организации на собеседовании с соискателями на вакантные должности. Представляясь кандидату, я обязательно спрашиваю его об отношении к членству в профессиональном союзе.Формировать корпоративную культуру помогают организуемые нашими активистами экскурсии в образовательные учреждения разных регионов России с целью личностного и профессионального роста. Например, у одной из гимназий Казани мы взяли опыт оценки качества образования, в другой казанской школе – построение воспитательной системы.Летом 2013 года в преддверии Олимпиады профком организовал акцию «Добежим до Сочи». В ней приняло участие 70% коллектива: педагоги проводили забеги на Борисовских прудах, вели спортивные дневники. Самым значительным событием акции стала встреча педагогов и учеников школы со знаменитой фигуристкой Ириной Слуцкой. Для ребят и взрослых это был настоящий праздник.Профком предложил новую идею по профессиональному росту молодых педагогов. Мы поделили учителей на две группы: молодые педагоги – модераторы, и опытные педагоги – эксперты. Модераторы работают только на практикумах, а лекционные занятия ведут эксперты, молодые у них учатся.Ольга Юрьевна Кутузова из гимназии №1552 призналась, что основная проблема, с которой она сталкивается как председатель первички, в том, что информация, как правило, не доходит до рядового члена профсоюза, а это серьезное упущение в работе первичной организации, и по мотивации в том числе.- Самое главное сегодня – оказать внимание лично каждому, поэтому нужно работать индивидуально. Мы стараемся донести важную информацию до каждого члена коллектива.Для этого мы условно разделяем членов профсоюза на несколько групп. К примеру, старшее поколение – это люди, которые помнят советский профсоюз, когда была наглядная агитация, работал профсоюзный уголок, проходило общее собрание членов педагогического коллектива. У нашей первички есть и своя страничка ВКонтакте, на нее подписались все, кто захотел, не только члены профсоюза, там много интересной и полезной информации.У нас появилась корпоративная почта, которая стала большим подспорьем для сотрудников и руководства. По ней работники получают все горячие новости, в том числе и профсоюзные.Первичка в условиях реорганизацииПервичная профсоюзная организация в условиях реорганизации образовательного учреждения – тема не новая, но по-прежнему актуальная. На слете о своем опыте рассказала председатель профсоюзной организации Центра образования №49 Тулы Елена Анатольевна Гуцал.- Наш центр находится в поселке Рождественский недалеко от Тулы. Большие перемены начались летом 2014 года, когда было принято решение о присоединении нашего Ленинского муниципального района к городу. В рамках модернизации путем слияния и присоединения были созданы центры, которые включают в себя школы и дошкольные учреждения. В состав нашего центра вошли две средние школы, три дошкольные организации и одна начальная школа. Расстояние между этими учреждениями составляет от 3 до 18 километров, в отсутствие прямого транспортного сообщения это много.В результате реорганизации была создана единая профсоюзная организация с профгруппами на местах. Был заключен коллективный договор, по которому председатель профкома и профгрупорги получают доплаты в размере 20% от оклада. Представители профсоюзной организации нашего центра входят в состав различных комиссий по представлению интересов работников и защите их социально-трудовых прав. Они прошли обучение по дисциплине «Основы профсоюзного движения». На базе центра в рамках социального партнерства состоялся семинар по оплате труда и вопросам коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.Для оперативности общения, сбора информации мы создали развернутую электронную база данных не только профгруп­оргов, но и рядовых членов профсоюзной организации. Все более популярным в нашей образовательной организации становится проведение совещаний по скайпу. Было решено использовать социальные сети для обмена мнениями, опытом, для продвижения идей профсоюза, мотивации профсоюзного членства, особенно среди молодежи. Все эти новации послужили укреп­лению организации, несмотря на новые условия работы.Узнать на практике, как работают первички Москвы, участники слета смогли во второй день, побывав в образовательных учреждениях различных округов столицы. В педагогических коллективах их встречали настолько радушно, что многие договорились о продолжении партнерских отношений, условились ездить друг к другу в гости, помогать в сложных ситуациях.В рамках пленарного заседания, которое стало завершающим мероприятием слета, заведующая экономико-аналитическим отделом аппарата МГО профсоюза Жанна Осипцова рассказала о совершенствовании коллективно-договорной работы в образовательных учреждениях Москвы.Руководителя центра правовой поддержки «Профзащита» Сергея Кандрикова участники слета долго не отпускали после выступления, посвященного актуальным правовым аспектам системы образования, так много вопросов возникло у слушателей. Под занавес на слете была обсуждена важная тема для каждого педагога: как уберечь себя от синдрома профессионального выгорания. Об этом рассказала психолог ЦПМСС «Взаимодействие» Ольга Хорошева.В заключение выступили представители регионов. Они рассказали о своих успехах, поделились проблемами. Председатели первичек из разных регионов ЦФО отметили, что слет прошел успешно, участники не только обменялись опытом, получили пищу для размышления, но и поставили перед собой новые цели, нашли новых друзей и единомышленников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте