search
main
0

Отражения

Вся история педагогического образования за музейным стеклом

В музее Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена можно проследить более чем двухсотлетнюю историю просветительства в государстве Российском.

Как рассказывает директор музея РГПУ имени А.И.Герцена Екатерина Колосова, 13 мая 1797 года университет считает днем своего рождения. В этот день император Павел I издал указ о взятии под покровительство императрицей Марией Федоровной Санкт-Петербургского воспитательного дома.

Идея создания воспитательных домов для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков принадлежала сподвижнику императрицы Екатерины II просветителю Ивану Бецкому. Не посягая на монархическое устройство общества, он ратовал за то, чтобы посредством воспитания вырастить в России достойное поколение, фактически создать «новую породу людей». Идеи Бецкого были близки Марии Федоровне. При ней дом получил самостоятельный статус. Она разработала собственную систему воспитания и образования, купила дворцы на территории, на которой ныне располагается основной кампус университета.

При воспитательном доме были открыты латинские, немецкие, французские, музыкальные, медицинские классы для подготовки фельдшеров, аптекарей, писарей, учителей, гувернанток, домашних учительниц, наставниц. Но большинство воспитанников отдавали в крестьянские семьи, проживающие в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях. В деревнях открывали ясли, детские сады и сельские школы, библиотеки.
Учителей для сельских школ готовила открытая в 1867 году Мариинская учительская семинария.

Для профессиональной подготовки и трудоустройства воспитанников в 1798 году под Петербургом была открыта бумагопрядильная мануфактура, оснащенная современным для того времени оборудованием. В 1817 году по указу Александра I при мануфактуре была основана Императорская карточная фабрика, ставшая финансовым подспорьем для сирот.

В 1828 году, после смерти Марии Федоровны, все открытые при ней учебные воспитательные учреждения были объединены в единое Ведомство учреждений императрицы. Оно существовало параллельно с Министерством народного просвещения и фактически стало прообразом структур социальной защиты, сохраняя в то же время функции воспитания и образования.

При Николае I на базе учебных классов воспитательного дома создается женский Сиротский институт. Выпускницы работали домашними учительницами, учительницами музыки, гимнастики и танцев, французского языка. При воспитательном доме открылись в 1864 году и педагогические курсы, которые были реорганизованы в Императорский женский педагогический институт – единственное высшее учебное заведение в Ведомстве императрицы Марии Федоровны. Институт готовил учителей словесности, истории, естествоведения, математики – педагогов для женских гимназий и начальной школы мужских гимназий. Екатерина Колосова демонстрирует аутентичные вещи «педагогичек» XIX века: чемодан, стол, на котором стоит обязательная пишущая машинка, а в ящичке лежит девичий дневник.

Таким образом, к началу XX века на базе воспитательного дома сложилась система учреждений, охватывающая весь круг вопросов, связанных с рождением, воспитанием, начальным, средним и высшим образованием. В последующие годы эта система послужила развитию Высшего педагогического института, который в 1920 году получил имя А.И.Герцена.

Музей РГПУ имени А.И.Герцена был открыт в 1974 году. Фонды насчитывают более 30 тысяч единиц хранения. В разных зданиях университетского кампуса, на профильных факультетах, а также в институтах можно ознакомиться с редкими и экзотическими объектами. История развития отраслевых наук представлена научными коллекциями. На факультете географии хранится богатейшее собрание образцов минералов и горных пород со всего мира. Научные гербарные фонды кафедры ботаники составляют более 20000 гербарных листов. Дидактическая коллекция материалов по системе Монтессори и Фребеля 1913 года хранится в Институте детства. В музее истории Института народов Севера собрана коллекция североведения и этнофилологии. Кстати, именно преподаватели и выпускники Герценовского университета создавали письменность и учебники для 26 народностей Русского Севера на заре становления советской власти.

Всем этим богатством активно пользуются студенты-герценовцы в ходе своих научных изысканий и учебного процесса. Музей регулярно посещают студенты кафедр по направлениям «Туризм» и «Краеведение» различных учебных заведений Петербурга и страны.

Музей дышит, как живой организм: участвует в Форуме малых музеев, в федеральном проекте «Воспитай патриота», других проектах, проводит экскурсии для студентов и горожан, пополняется новыми документами. Последний по времени экспонат датируется февралем 2022 года. Жительница блокадного Ленинграда Нина Аристарховна Кацивадзе, ребенком эвакуированная с родственниками в город Пятигорск, передала в дар университету более шестисот писем, среди которых письма декана исторического факультета Г.М.Даниловой. Как известно, Ленинградский педагогический институт был сначала эвакуирован на Северный Кавказ, а затем на Урал, в город Кыштым. В военной неразберихе о кисловодско-пятигорском периоде не сохранилось почти никаких сведений. Письма между родственниками, оставшимися в блокадном городе, и эвакуированными, вскоре попавшими в оккупацию, расшифруют, сделают электронные копии. Большую помощь в этой работе также оказывают студенты. Вскоре письма пополнят музейную коллекцию.

Маргарита ВИТАЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте