«Совсем недавно я довольно резко «призвала» одного из учеников писать сочинение, а не сдавать мне каждый раз пустую тетрадь. Другой ученик сказал: «Почему вы кричите на него, разве нельзя сказать об этом спокойно?» Мне, конечно, стало неловко. Это не метод. Он явно не способствует возникновению положительного и благоприятного климата в классе. Но дети ждали моего ответа. Я ответила вопросом на вопрос: «А мама на вас дома разве не кричит?». «Кричит», – ответил он. Тогда я сказала: «Ну вот и я, как ваша мама, другого выхода в данном случае не увидела. Это трудно». Дети заулыбались. Урок продолжался. Десятиклассники писали сочинения, а я думала, что, когда я кричу, я ничего не чувствую, кроме желания добиться своего, а когда останавливаюсь – стыдно, но вину свою не всегда признаю.
Я думаю, что о профессионализме учителя говорят многие факторы, в том числе и умелое использование голосовых возможностей, и умение принести свои извинения за несдержанность.
Крик на уроке, по моему глубокому убеждению, – проявление эмоций, характеризующее не самых сильных личностей. Сильные ведут себя по-другому. И я знаю, что мне есть к чему стремиться».
Вот такую маленькую заметку в школьную газету «Твой дневnick» я написала по просьбе главного редактора, ученика 10-го «А» класса Стаса Головина. Темой номера стал крик, вернее – «проблема повышения голоса учителем на своих учеников».
По этой теме наши школьные журналисты провели опрос. И вот что выяснили: 5% респондентов считают, что учителя кричат очень часто, 37,5% – иногда, только по делу. На вопрос «Что чувствуют ученики, когда на них кричат?» ответы были такие: 47,5% испытывают неприязнь к учителю; 15% злятся и, как правило, отвечают тем же; 12,5% чувствуют обиду, страх, у них на глаза наворачиваются слезы; 10% сказали, что им абсолютно все равно; 7,5% испытывают стыд; столько же просто смеются над кричащими учителями.
Как решить проблему? 42,5% учеников считают, что учителям нужно иметь больше терпения, 20% предлагают обратиться к психологу, ведь с нервной системой шутки плохи, 15% считают, что бороться с криком бессмысленно, так как многие ученики все равно будут непослушными, а на каждого такого нервов не напасешься; 12,5% считают нужным уволить кричащих учителей.
А вот фрагмент из статьи девятиклассницы Нины Коломиец: «Крик можно сравнить с таблеткой. Когда у нас болит голова, мы обязательно примем таблетку, чтобы избавиться от своей проблемы. Если через несколько дней у нас опять заболит голова, мы еще раз примем лекарство и снова избавимся от надоедливого жужжания в голове. Но что же может случиться, если мы будем принимать эту таблетку каждый день, даже в случае легкого недомогания? Думаю, вы догадались. Наступит отравление. Из этого стоит сделать выводы.
«Все хорошо в меру» – хорошее древнее изречение. Оно актуально по сей день. Нельзя вести урок шепотом, нельзя кричать, как будто в школе пожар. Все это мы хорошо понимаем.
Взаимное уважение – путь к достижению тишины. Ведь шум стоит не только на уроках. Выйдите в коридор на перемене и включите диктофон. У того, кто прослушает эту запись, возникнет ощущение, что он попал в зоопарк! «Утихомирить малышей просто невозможно», – скажете вы. А не с нас ли, со старшеклассников, они берут пример? Наверное, если мы перестанем обмениваться голосовыми сообщениями из одного конца коридора в другой, играть в галерее в футбол и эмоционально обсуждать новости, и младшеклассники будут вести себя тише».
Вот такие мудрые дети. А мы такие же мудрые?
Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы, зам. директора по воспитательной работе лицея №48, Краснодар
Комментарии