search
Топ 10

Открытый мир . Как создать школу будущего

Известный российский ученый-педагог Юрий Громыко как-то сказал, что в школе будущего основное и дополнительное образование по значимости будут постоянно меняться местами, занимая по очереди первое место. По этому принципу почетный работник общего образования РФ Евгений Кузнецов уже давно выстраивает школу будущего – педагог с тридцатилетним стажем, сегодня он возглавляет красноярский Центр дополнительного образования.

По иронии судьбы все, что относится к информационным технологиям, нынче относят к дополнительному образованию. С одной стороны, правильно, ведь они существенное дополнение к тому, что изучается на школьных уроках информатики. С другой стороны, название не очень отражает суть дела, ведь информационные технологии подчас становятся тем главным, без чего немыслима жизнь современного человека. Создавая центр в 1993 году, Евгений Васильевич Кузнецов очень хорошо понимал, что может и должна делать такая организация. В его планах были разнообразные проекты и курсы, детская исследовательская деятельность, широкое использование информационных технологий для разработки новых программ, методик, планов. На продумывание модели центра, выбор основных принципов и направлений работы у Кузнецова ушло три года. Конечно, Красноярский край – регион особый. Тут и учителя информатики имеют, как правило, очень высокую квалификацию, и территория чрезвычайно обширна, а потому пригодна для реализации самых серьезных интернетовских проектов, и, главное, в течение почти двадцати лет тут собирался по крупицам и накапливался опыт по информатизации образования. Но нельзя сказать, что Евгению Васильевичу было просто пробить идею центра, который бы работал по своей оригинальной программе и был самостоятельным.

Для чего Кузнецову нужна была самостоятельность? Сам Евгений Васильевич говорит так: «Чем более масштабными проектами занимался Центр, тем больше трудностей встречал у непосредственных начальников. Причем здесь есть определенная закономерность: отношение тем хуже, чем ближе к тебе чиновники по иерархической лестнице. И это объяснимо. Для того чтобы решить проблемы, приходится иногда решать вопросы непосредственно наверху. Кому же это понравится? За прошедшие годы у нас неоднократно хотели отобрать здание (в последний раз попытка была сделана 2-3 года назад, когда здание хотели занять под военкомат), устраивали полномасштабную финансовую проверку, старались добиться моего увольнения. Но в Красноярске умный глава города, понимающие люди наверху, а непосредственные начальники в какой-то степени уже смирились с нашим существованием». А как не смириться, если постепенно центр стал некой корпорацией, имеющей массу весьма современных проектов. Причем есть проекты, которые сам Кузнецов начинал реализовывать аж в 90-е годы, например Красноярский детский компьютерный фестиваль, в котором обычно принимают участие от 3 до 5 тысяч детей, двухнедельная летняя компьютерная школа «Нортландия», где детей учат решать разнообразные некомпьютерные задачи с помощью компьютерных технологий, фестиваль образовательных идей для учителей-предметников, который превратился в конкурс в области создания школьного информационного образовательного пространства. Еще есть Российский детский интернет-фестиваль «Умник» – один из самых востребованных и масштабных детских проектов, в котором ежегодно участвуют около 5 тысяч ребят из 25-30 регионов России и ближнего зарубежья, множество других проектов, которые Кузнецов создал и реализацией которых руководил. Сегодня работа его центра становится работой не только на Красноярский край, но и на всю Россию. Например, Российская телекоммуникационная конференция детских увлечений «Ум@ник», ставшая сетевой, поддерживается учителями-координаторами из Новосибирска, Нижнего Новгорода и других городов страны, где проводятся местные финалы конференции. Одним из самых крупных проектов стал проект интернет-государства учителей, заключающийся в создании сетевой площадки, объединяющей педагогов, работающих в разнообразных территориях. Есть у центра и международные проекты, скажем, программа «Открытый мир», проект «Гармония» – с помощью некоммерческого американского фонда «Project Harmony» открыт Центр открытого доступа в интернет (3 класса) бесплатно для всех желающих, и на базе этих классов ведется разнообразная работа с выпускниками обменных программ. Кузнецов в течение трех лет вел секцию «Интернет и образование», в 2002 и 2003 годах секция была признана лучшей, награждена грамотами и ценными подарками. Но это все сегодня, а тринадцать лет тому назад нужно было завоевать право на такую работу.

Самостоятельность придет через три года после создания центра, когда уже сложится коллектив единомышленников, когда центр заработает деньги и вложит их в приобретение компьютерной техники. Как ни странно, но именно достижения по этой части для многих стали убедительным подтверждением жизнеспособности такого центра. А как иначе? Ведь этой новой организации удавалось каждый год приобретать по компьютерному классу, создать локальную сеть между филиалами, построить оптоволоконную выделенную линию интернет – и все это на самостоятельно заработанные деньги. Резонный вопрос: откуда деньги? Резонный ответ: центр потому богат, что умны те шаги, которые делал и делает вместе со своим коллективом Евгений Кузнецов.

Основа жизнеспособности центра – платные образовательные услуги. Сейчас много споров о том, должно ли образование оказывать эти самые услуги, не принижает ли это его великой просветительской миссии. Кузнецов на это дает свой ответ. Если навязывать детям и родителям эти самые услуги, чтобы просто деньги заработать, то, конечно, миссия выглядит не лучшим образом. А вот если эти услуги становятся делом, открывающим мир ребенку, причем мир информационных технологий и по большому счету мир образования, то оказание этих услуг архинеобходимо и оправданно. Сегодня центр Кузнецова учит детей правильно и грамотно работать на компьютере, в глобальных и локальных компьютерных сетях, графических и текстовых редакторах, системах программирования, конструировать настоящие изделия и виртуальные миры, создавать компьютерные энциклопедии, осваивать английский язык, знакомиться с основами юридических и экономических знаний. Все это учеба. А есть еще и обширная программа воспитательной работы: вечера, праздничные мероприятия, клубные фестивали, причем организаторами всех мероприятий становятся дети, которых в центре учат всей этой важной работе. Их учат быть придумщиками и реализаторами. Кто учит? Работники центра. Надо сказать, что у Кузнецова своя система кадровой работы, поэтому свой коллектив он подбирал, как говорит сам, «поштучно», принимая на работу тех, кто работает, не глядя на часы, кто способен постоянно учиться, кто общественное ставит выше личного. Казалось бы, как несовременно это звучит рядом с самыми современными компьютерными технологиями, но, оказывается, именно так и нужно работать, чтобы эти технологии овладевали массами, становились необходимыми детям, а значит, будущему страны. У каждого в центре есть своя конкретная, интересная ему работа, в которой именно он может принести максимальную пользу общему делу. Этому Кузнецов придает большое значение и может отказаться от любого проекта, если он не интересен его коллективу. Ведь и сам он всегда выбирал интересное дело для себя. И когда после окончания Красноярского университета, службы в армии, пятилетнего преподавания в Институте советской торговли пришел простым учителем информатики в 41-ю красноярскую школу, и когда стал заместителем директора УПК Октябрьского района Красноярска, и когда возглавил координационный совет по информатизации Красноярска, и когда стал председателем совета учредителей АНО «Компьютер и дети», и, главное, когда организовывал свой образовательный центр.

Но это совсем не значит, что Евгений Васильевич не может быть требовательным. «Чтобы работать результативно, – признается он, – приходится быть достаточно жестким. Это трудно, но необходимо. Поэтому надо быть готовым к тому, что тебя всегда будут уважать. Но не всегда любить. Появляются обиженные люди. Много людей просто завидуют чужому успеху. Надо быть к этому готовым, понимать и держать удар. А все ради конечного результата. Потому что успешный проект несет пользу и радость много большему количеству людей, детей. И, как правило, долгие годы». Но такая позиция сложилась вовсе не потому, что Евгений Кузнецов – энтузиаст-одиночка, работающий исключительно в рамках своего центра. Отнюдь: он считает, что вокруг много людей, искренне болеющих за судьбы детей и готовых помочь. Он такими людьми «обрастает», делая их своими единомышленниками. Не случайно среди его партнеров много директоров самых крупных компьютерных фирм, депутатов, журналистов, работников культуры. Самый яркий пример сотрудничества – музейные ночи, биеннале, фестивали и другие мероприятия, проводимые вместе с Красноярским культурно-историческим и музейным комплексом, для этого центр Кузнецова вместе с партнером-комплексом учредил АНО «Красноярская культурная компания».

Лозунг Евгения Кузнецова – «Незаменимых специалистов нет, есть незаменимые люди». Наверное, он сам пока еще не в полной мере осознал, что сам и есть тот незаменимый человек, который нужен стране. Да и страна, наверное, пока этого еще не осознала, но хочется думать, что это осознание обязательно наступит.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту