search
main
0

Открытая задача. Тульские десятиклассники стали соавторами нового учебника биологии

Учитель биологии и географии таврической средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов Омской области Игорь Еву учебное занятие на финале Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» давал в десятом классе тульского лицея №4. По программе ему достался первый урок в теме «Клетка. Строение и функции»…

Что урок будет творческим, стало ясно уже в самом начале. Перебрав изученные в курсе биологии теории, старшеклассники вспомнили в том числе клеточную. Она была заявлена в рабочих листах, которые лежали у каждого на парте, а в конце названия темы стояла, как и положено, точка. А вот на доске точки не было. И этот факт, по мысли Игоря Михайловича, должен был подстегнуть ребят к поиску ответов на многочисленные вопросы. Первый: какие исследователи внесли свой вклад в создание клеточной теории? Оказалось, что их немало, причем авторы различных учебников для 9-10-х классов называют разные фамилии. А вот великого российского ученого Карла Максимовича Бэра – никто. Игорь Еву объяснил, в чем его заслуга: «Он впервые увидел яйцеклетку и доказал, что все живые организмы развиваются из одной клетки». А в общем выяснилось, что у современной клеточной теории одного автора нет, она плод трудов целой плеяды ученых. И это открыли сами ребята. Потом десятиклассники выясняли, почему на становление клеточной теории ушло два столетия… Потом пытались понять, стоит ли нам вообще изучать научные теории, зачем они нам. Общаться с омским педагогом было все интереснее…И вдруг совсем неожиданное задание. Игорь Михайлович предлагает десятиклассникам проанализировать учебники по биологии для 10-11-х классов, по которым занимаются реальные ученики огромной страны. «На рабочем листе, – объясняет Еву, – я выписал основные положения клеточной теории из разных учебников разных авторов». Ребята обратили внимание, что каждый автор дает от трех до пяти положений в «своей» теории, и практически каждый трактует ее по-своему… «Почему?» – спрашивает учитель. Ребята отвечают: «У авторов есть право выбора». Омский биолог дает задание: «Представим: создается новый учебник общей биологии для 10-го класса, и нам повезло принять в этом участие. Времени на работу у вас шесть минут». Прочитав критерии отбора, ребята в трех группах начали создавать свои трактовки клеточной теории, анализируя и отбирая основные положения из учебников различных авторов. Результат получился разноцветный, потому что никто не взял теорию у какого-то одного автора учебника, все сделали «сборные солянки». В каждом из трех «сборников» оказалось по пять пунктов. А порядок расстановки положений теории ребята объяснили так: «На первом месте – самое важное. Дальше выбирали пункты, которые не противоречат друг другу. И смотрели, где более понятное объяснение».Работа тульских десятиклассников не должна пропасть втуне, заявил Игорь Михайлович. Он подготовил три больших конверта и даже наклеил на них марки, с тем чтобы отправить ребячьи теории авторам школьных учебников по биологии. Ученые должны знать мнение детей, уверен Игорь Еву, когда будут создавать новые книги. «Ваш продукт ценен для них!» – сказал он детям. А жюри во время самоанализа пояснил: «Клеточная теория – открытая задача. Я попытался показать, как можно открытую задачу провести через  весь урок с начала до конца. Спасибо ребятам, что пошли мне навстречу. Было легко». Чтобы так же легко мнения десятиклассников тульского лицея дошли до авторов учебника, редакция «Учительской газеты» предложила Игорю Еву опубликовать результаты работы старшеклассников на наших страницах. Как видите, положения в каждой из трех теорий выделены разными цветами – это свидетельство того, что школьники искали их у разных авторов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте