search
main
0

Отклонение от нормы Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

Актуальность данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять. Мы, взрослые, постепенно привыкаем жить в этом обществе. Вместе с тем родительское и учительское сердце не перестает болеть и волноваться за наше будущее, за детей. Мы постоянно спрашиваем себя: все ли мы делаем, чтобы уберечь подростков от негативного влияния? Традиционные формы работы школы, семьи, правоохранительных органов, общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних не дают желаемого результата. Специалисты в области права, педагогики, психологии, криминологии главное внимание сосредоточили на особенностях подростков, которые характеризуют личность в норме. Вот почему в последнее время у учителей и родителей появился интерес к психолого-педагогическому аспекту личности. В литературе по педагогике и психологии появляются научные работы, характеризующие особенности подростка-правонарушителя.

Многолетние наблюдения подростков, анализ состояния учебно-воспитательной работы в школе, беседы с детьми и их родителями выявили ряд устойчивых противоречий между требованиями общества к личности в переходный к рыночной экономике период и результатами школьного обучения и воспитания; необходимостью улучшения педагогической подготовки учителя и личным уровнем психологических знаний работающих педагогов; стремлением общества как можно раньше выявить и подготовить талантливых, способных работать специалистов и отсутствием организованного процесса обучения и воспитания одаренных людей, самопознания и формирования адекватной самооценки у выпускников учебных заведений; стремлением человека к самосовершенствованию и реальным низким уровнем общей культуры, которым довольствуется современное общество; системами общественного воздействия школьного образования и воспитания и отсутствием самовоспитания.
Анализ противоречий показал назревшую необходимость незамедлительного решения проблемы по раннему выявлению детей группы риска и созданию системы комплексного учебно-воспитательного воздействия на подростков. Это и стало основным направлением психолого-педагогического исследования в школе N 5 г.Вологды.

Задачи исследования и рабочая гипотеза
В ходе исследования изучалась личность подростков 14-17 лет, а также организация и содержание учебно-воспитательного процесса в условиях коллективной формы обучения в сочетании с индивидуальным воздействием на личность школьников.
В структуре личности анализировались:
– типы акцентуации характера подростков;
– поведенческие реакции;
– склонность к делинквентному поведению в разных формах выраженности;
– склонность к алкоголизации.
Главная цель исследования – комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Общая цель конкретизирована через следующие задачи:
1) Проанализировать причины делинквентного поведения учеников городской школы, изучить их психологические особенности.
2) Разработать адаптированную методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями делинквентного поведения и раннего алкоголизма, проверить ее эффективность в условиях школы и с ее помощью проследить возрастную динамику этих проявлений.
3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины появления нарушений у детей.
4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.

Суть рабочей гипотезы. Если в организации учебно-воспитательного процесса в школе изучить специфику, распространение и динамику проявления делинквентности у подростков; выявить среди школьников на рубеже 13-14 лет группу риска, вести в этой группе индивидуальную воспитательную работу под руководством психолога; вооружить учителей, классных руководителей знанием характерологических особенностей личности и алгоритмами психолого-педагогических воздействий, адекватных индивидуальным особенностям личности; организовать для старшеклассников целенаправленный процесс самопознания, самооценки и самовоспитания с пролонгированным наблюдением испытуемых, с анализом их поведения в динамике со 2-го класса до периода взросления, то можно ожидать:
– позитивного влияния на подростков группы риска в отношении усвоения норм общественного поведения и уменьшения случаев их нарушения;
– сознательного и обоснованного выбора подростками формы поведения и вида деятельности, исключающих проявление делинквентности.

Методы исследования
В ходе исследования были использованы 3 группы методов:
1. Методы изучения личности (тестирование, психологическая беседа, клиническая беседа, наблюдение).
2. Методы изучения учебно-воспитательного процесса (посещение уроков, наблюдение на уроке; анализ уроков, внеклассных мероприятий; анализ контрольных, проверочных работ; анкетирование школьников и родителей).
3. Методы сбора информации о взаимоотношениях в семье и школе (беседа с родителями; беседа с детьми; тестирование; анкетирование).

Этапы исследования
На первом, аналитико-подготовительном этапе исследования были определены участники эксперимента, выделена группа делинквентных подростков в количестве 20 человек (экспериментальная группа), у которых на период исследования зафиксированы противоправные действия; выбраны учителя, классные руководители, готовые к сотрудничеству, определены условия эксперимента.
На втором, констатирующем этапе был подобран комплекс эффективных методик для выявления подростков группы риска, адаптированных к условиям общеобразовательной школы. Для получения достоверной информации по теме исследования достаточно использование 2 методов: 1) Личко, “Патохарактерологический диагностический опросник” (ПДО) в сочетании с 2) диагностическим методом Орла А.Н. “Склонность к отклоняющемуся поведению” (СОП).
Измерены и проанализированы начальные показатели участников эксперимента. Получены данные о распространенности типов акцентуации по классам, возрастным группам, выявлены преобладающие типы акцентуаций, определены группы подростков, склонных к делинквентному поведению и алкоголизации.
Завершен лишь первый этап исследования, который выявил характерные тенденции и позволил сформировать предварительные выводы:
Методика выявления подростков группы риска в отношении делинквентного поведения в условиях общеобразовательной школы, проверенная на группе реальных делинквентов, показала достаточно высокий уровень достоверности: среди учеников 8-х классов – 100%; 9-х классов – 85%;
11-х классов – 100%; в среднем – 83,3%.
Подростки группы риска по итогам исследования составили 71,5% от числа подростков, участвовавших в эксперименте, что является тревожным фактом и зеркальным отражением тех социальных изменений, которые происходят в обществе, и их прямым следствием.
Коэффициент корреляции проявлений алкоголизации в сочетании с делинквентностью поведения составляет среди 8-х классов – 0,24; 9-х классов – 0,53; 10-х классов – 0,43; 11-х классов – 0,76; в среднем – 0,48.
Выявлена тесная взаимосвязь между наличием агрессивности у подростков и склонностью к делинквентному поведению у половины школьников 9-11-х классов, принимавших участие в эксперименте в качестве контрольной группы, обнаружена склонность к агрессивному состоянию разной степени выраженности; этот же показатель у делинквентов равен 64%, причем пик агрессивности приходится на учеников 9-х классов.
Анализ социально-экономических условий жизни семей и появления в семьях подростков с делинквентным поведением позволяет опровергнуть традиционное объяснение причин отклоняющегося поведения подростков: 77% делинквентов происходили из семей, где есть и мать и отец, и 23% – из неполных семей (одна мать).
Не требует особых доказательств очевидная картина: родители делинквентных подростков из полных семей позволяют своим детям продлить детство, дольше оставаться детьми. Дети в таких семьях часто инфантильны, у них слабо развито чувство ответственности, совершая поступки, они не думают о серьезных последствиях, т.к. за них думают и отвечают родители.
У школьников из неполных семей раньше появляются взрослые обязанности, что вызывает чувства ответственности не только за себя, за свои действия, но и за других членов семьи – братьев и сестер. Они раньше других учатся оценивать совершаемые ими поступки, предвидеть их последствия. Эта гипотеза подтверждается данными о количестве детей в семьях подростков, склонных к делинквентности: в 60% семей – 2-3 и более детей.
98% родителей подростков, участвующих в эксперименте, имеют высшее и среднее образование. Вполне вероятно, что у них продолжается активная личная жизнь; они стремятся с пользой для себя проводить личное свободное время. Высокий уровень образования требует идти в ногу со временем и способствует интенсивному профессиональному общению. На доверительные, личные контакты с детьми не хватает времени, поэтому отношения с детьми формальны.
В семье, где родители заняты тяжелым неквалифицированным трудом, дети вынуждены взять на себя посильные обязанности взрослых. Подростки из таких семей рано взрослеют, у них появляется чувство ответственности, что оказывает позитивное влияние на их поведение.

Результаты
Первый этап исследования показал целесообразность выбранных нами методов по выявлению подростков группы риска в отношении делинквентного поведения и алкоголизма. Комплексная методика компактна, удобна и обладает большими информационными возможностями. Она проверена на группе реальных и потенциальных делинквентов, а также обычных школьников.
В результате исследования накапливаются достоверные данные о личностных особенностях школьников. Работа с учениками, классными руководителями, учителями, родителями носит конкретно-индивидуальный характер и помогает школьному психологу в психопрофилактическом и коррекционном воздействии на детей.
Получены интересные данные о типах акцентуаций у реальных делинквентов: эпилептоидный тип – 20%; гипертимный – 15%; истероидный – 15%; шизоидный – 10%; психоастенический – 10%; циклоидный – 10%; лебильный – 5%.
Из группы подростков, склонных к делинквентному поведению, наиболее представлены следующие типы характера: гипертимный (ПДО – 17,8%, СОП – 14,3%), лебильный (13,7%, 14,3%), шизоидный (ПДО – 13,7%).
Среди склонных к делинквентности подростков наиболее доминируют следующие типы акцентуаций: а) гипертимный, б) лебильный, в) шизоидный. Эти же типы, а также эпилептоидный и истероидный характерны и для подростков, показавших по результатам исследования склонность к алкоголизации.
Как видим, прослеживается аналогия с данными, полученными при исследовании реальных делинквентов.
Факторы неблагоприятного воздействия на личность школьника часто имеются в учебных заведениях. Учесть их можно, определив тип акцентуации характера подростков, что сделано в ходе исследования подростков в возрасте 14-17 лет, – проанализирована взаимосвязь типов акцентуаций со склонностью к делинквентности и алкоголизации. Эти же типы акцентуаций характерны и для подростков, показавших по результатам исследования склонность к алкоголизации, что не противоречит выводам, сделанным А.Е.Личко.
Беседы с классными руководителями, учителями, родителями о наличии аналогичных черт характера у подростков показали следующее:
1. Данные о типах акцентуаций характера у учеников по ПДО и наблюдения учителей совпали в 8-х классах – лишь в 22% детей; в 9-х – лишь в 39,2%; в 10-х – у 78,5%; в 11-х – 66,6% и в целом по школе – у 43,6%.
2. Учителя, классные руководители лучше знают и подробнее характеризуют 16-17-летних подростков и хуже 14-15-летних. Однако именно на 14-15 лет приходится пик выраженной эмоциональной неустойчивости, колебаний настроения. Для этого периода характерно попеременное проявление полярных качеств психики; целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью; потребность в общении – с желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью; искренняя нежность и ласковость сменяются черствостью, враждебностью и даже жестокостью. Эти особенности далеко не всегда учитываются педагогами.
3. Неумение классных руководителей распознавать психологические реакции (компенсацию, гиперкомпенсацию и др.), причины их появления затрудняет сопоставление ежедневных внешних проявлений поведения и особенностей характера подростка. Возникает необходимость в ведении дневника классного руководителя. Главное внимание в работе с педагогами школы следует направить на изучение психологических особенностей подросткового возраста. Сами же подростки в большинстве своем подтверждают черты характера, личностные особенности, поведенческие реакции, свойственные им.
Известно, что некоторые подростки отличаются от своих сверстников стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства учителей, что влияет на отношения школьников со взрослыми.
Реакция эмансипации у подростков имеет много форм проявления. Исследуя взаимосвязь реакции эмансипации и девиантного поведения, мы увидели, что более 1/3 всех исследуемых и более половины делинквентных подростков 9-х классов обладают этой реакцией. Взрослея и, видимо, получая от родителей, школы некоторую свободу, число подростков с реакцией эмансипации уменьшается (см.таблицу N 1).
На практике термином “трудные подростки” учителя называют школьников с ярко выраженной реакцией эмансипации, хотя наши исследования не показали прямой зависимости между наличием этой поведенческой реакции и склонностью к делинквентности. Реакция эмансипации у подростков зависит от типа акцентуации характера (таблица N 2).
У гипертимов реакция эмансипации проявляется в поступках, у истероидных и шизоидных подростков – в высказываниях. Особенности поведения подростков характерны для каждого типа акцентуации.
Классные руководители, учителя, не зная особенностей характера воспитанников, зачисляют их в группы “трудных подростков” лишь по внешним поведенческим реакциям, тем самым часто усиливая влияние факторов неблагоприятного воздействия на личность.

А.БАЖИН,
психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте