К вопросу об эссе по истории в ЕГЭ-2020
Сочинение-эссе по истории относится к заключительному, 25‑му, заданию контрольно-измерительных материалов. Этот тип заданий отличается повышенным уровнем сложности, что и пугает не только выпускников, но и педагогов, поскольку в школьной системе образования на подготовку к ЕГЭ отводится минимум урочного времени.
Эссе по истории предполагает наличие у ученика знаний не только фактического материала, но также и историографии, что выходит за рамки школьной программы. А знание причинно-следственных связей позволяет комплексно проверить умения ребенка ориентироваться в историческом пространстве.
В сочинении-эссе по истории необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах).
Обратите внимание, что при характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
На экзамене будет предложено на выбор три варианта периодов. Предлагаемые периоды могут охватывать как эпоху правления государственного деятеля или монарха, так и этап военного времени или революции.
Например, в демоверсии ЕГЭ-2020 по истории предложены следующие хронологические периоды: 1) 1019‑1054 гг.; 2) март 1801 – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 – октябрь 1922 г.
Максимальный балл, который можно получить за сочинение, – 12. При написании следует учитывать нижеизложенные критерии.
К1. Указание событий, явлений.
1 балл: правильно указано одно событие (явление, процесс).
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории.
1 балл: правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием ее конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса).
2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2).
1 балл: правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
К5. Использование исторической терминологии.
1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
К6. Наличие фактических ошибок.
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. 1 и 2 балла по этому критерию могут быть выставлены, если по критериям К1‑К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
К7. Форма изложения.
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). 1 балл будет выставлен, если по критериям К1‑К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
Пример написания сочинения
1019‑1054 гг.
Выбранный мной для анализа период 1019‑1054 гг. относится к закату эпохи Древнерусского государства и началу складывания предпосылок эпохи усобиц. Среди явлений и процессов данного времени следует отметить такие, как:
– разгром печенегов под Киевом в 1036 г.;
– создание первого письменного свода законов «Русская правда», 1016 г.;
– написание «Слова о законе и благодати», около 1037 г.
Все эти процессы связаны с деятельностью в первую очередь киевского князя Ярослава Мудрого и его духовного наставника – священника Илариона.
Годы правления Ярослава Владимировича были годами расцвета древнерусской культуры: строились школы, храмы, церкви, монастыри. В число важнейших построек того времени вошел храм Святой Софии Киевской. Именно этот храм был построен в честь разгрома и освобождения от печенегов в 1036 году. Строительство храма закончилось в 1054 году. Также Ярославом Мудрым в 1019 году был составлен первый письменный свод законов «Русская правда», который заложил основы права на Руси. В нем были закреплены:
– нормы законодательства;
– социально-сословная структура;
– отмена кровной мести.
Стоит отметить, что «Русская правда» ввела штраф – виру и отменила кровную месть за убийство.
Немалую роль сыграл и священник Иларион. Он отстаивал независимость Церкви от Константинополя, написал «Слово о законе и благодати», которое подчеркивало христианские добродетели и статус Руси.
Таким образом, все представленные явления приводят к причинно-следственным связям:
– разгром печенегов привел к строительству храма Святой Софии Киевской, что явилось расцветом культуры при Ярославе;
– написание «Русской правды», с одной стороны, привело к оформлению правовой системы, а с другой – вело к раздробленности, так как вводилась индивидуальная собственность на землю;
– написание «Слова о законе и благодати» привело к созданию организации церковной системы.
Поскольку, как было упомянуто выше, период 1019‑1054 гг. является дискуссионным в исторической науке, следует дать оценку периода в историографии. Так, Н.М.Карамзин оценивает этот период положительно: сохранено единство Руси и укрепилось развитие культуры.
В.О.Ключевский дал свою оценку «Русской правды», считая, что она являлась руководством для княжеских судей XI в.
Современный исследователь А.Н.Ужанков также высоко оценивает роль Ярослава. А вот его оппонент В.Кожинов рассуждает о вопросе складывания предпосылок раздробленности Руси из-за раздела территорий между детьми Ярослава.
Образ Ярослава Мудрого в русской истории остается позитивным и монументальным, что ощущает каждый россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому правителю, установленного в Ярославле.
Мария ПАВЛОВА, кандидат исторических наук, МГОУ
Комментарии