В последние годы модернизация образования в России привела к появлению большого количества различных образовательных концепций и технологий.
Талантливые учителя-экспериментаторы вводят в учебный процесс разнообразные дидактические и методические инновации, большое внимание уделяют индивидуализации образовательного процесса, позволяющего наиболее полно раскрыть личностные особенности каждого ребенка, выявить скрытую одаренность и помочь ей превратиться в одаренность явную. Индивидуальная работа – важная форма организации личностно ориентированного образования, поскольку позволяет решать воспитательные, психологические, учебные и многие другие проблемы именно этого учащегося. Для детей это единственная возможность полноценно включиться в образовательный процесс. Однако существует реальная опасность «конкуренции» различных педагогов за детские души, значительной психологической и интеллектуальной перегрузки ребенка из-за множества концепций и педагогических доктрин, транслируемых учителями.Школа должна осознавать необходимость целостной образовательной концепции по отношению к данной личности; единство целей и задач. Отсутствие единого подхода всего педагогического коллектива к образовательному процессу приведет к невозможности изменения образовательной траектории в случае смены интересов учащихся, появления у них новых мотиваций и желаний. Ребенок будет испытывать определенный дискомфорт, появятся разногласия между учителями. Таким образом, необходима единая система, платформа, на которой будет выстроен образовательный процесс школы в целом. Выстраивание образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть подобной платформой, создавая единую методическую и концептуальную базу образовательного учреждения.Введение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций учащегося.В лицее №1553 имени В.И.Вернадского мы создали и апробируем уникальную образовательную программу, в которой элементы исследовательской деятельности учащихся выступают как основа интеграции базового и дополнительного образования, учебного и каникулярного времени, образовательного и воспитательного процесса. Элементы исследовательской деятельности включены в преподавание предметов базисного компонента, их реализуют в рамках объединений дополнительного образования, они стали основой программ элективных курсов и выездных мероприятий лицея.Исследовательский подход в образовании позволяет, не увеличивая количества фактов, правил, констант, необходимых ребенку для запоминания, подготовить его к будущей жизни таким образом, чтобы выбор места работы или смена профессии происходили успешно, максимально безболезненно, в короткие сроки. Достижение этой цели возможно при развитии у ребенка навыков анализа имеющихся данных, умения синтезировать общую картину, используя информацию, полученную из различных источников, способности прогнозировать развитие ситуации, исходя из имеющихся в настоящий момент фактов. Исследовательский подход в образовании позволяет в полном объеме решать поставленную задачу и, таким образом, стать действенным инструментом организации личностно ориентированного профильного образования. Известно, что в некоторых случаях причина неуспешности ребенка – плохая психологическая совместимость учителя и ученика, неприятие учащимся атмосферы, создаваемой на уроке, неспособность приспособиться к предлагаемому стилю преподавания. В лицее для решения этой проблемы организовано изучение большинства предметов в подгруппах. Уход от классно-урочной системы и проведение занятий, объединяющих на каждом уроке учащихся-единомышденников, имеющих сходную мотивацию и уровень знаний по предмету, решающих в этот момент одни и те же учебные задачи, позволил значительно повысить эффективность каждого урока и всего образовательного процесса в целом. Важной особенностью организации учебного процесса в нашем лицее стало то, что уроки в различных группах по одному и тому же предмету ведут разные учителя с использованием различных педагогических технологий и приемов, с различным уровнем преподавания. Важно, что при определении в ту или иную группу учитывают не только мнение педагога, но и рекомендации психолога и желание самого учащегося. Учащиеся лицея имеют возможность в случае необходимости сменить учебную группу.Введение подобной практики позволяет не только учитывать разный базовый уровень учащихся по тому или иному предмету, но и разные темповые характеристики, наличие или отсутствие образного мышления, вклад различных видов памяти.Создание образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности позволяет также решить проблему создания определенных компетенций, которые позволили бы будущему сотруднику в кратчайшие сроки адаптироваться на своем рабочем месте – проблему предпрофильного и профильного обучения. Центральное место здесь, несомненно, занимают самостоятельные исследовательские работы учащихся.Индивидуальные исследовательские работы в течение года выполняют все учащиеся 8-10-х классов, результаты они оформляют в виде научной статьи и представляют в экспертный совет лицея не позднее 1 мая текущего года в электронной форме и на бумажном носителе. Порядок выполнения работы и ее оформления регламентирует «Положение об индивидуальных исследовательских работах в лицее №1553».Эта система стала основой инновационной деятельности лицея и позволяет решить следующие задачи: дать учащимся представление о технологии научно-исследовательской работы; активизировать интерес к изучению базовых дисциплин; сформировать понимание взаимосвязи процессов, происходящих в мире.В лицее отработана такая система организации исследовательской работы школьников, при которой ребенок самостоятельно выбирает область, в которой он хотел бы работать, и научного руководителя.В лицее создана и действует система презентации возможных тем исследовательских работ и элективных курсов для учащихся лицея. Подобные презентации проходят в лицее ежегодно в начале учебного года. Конкретная тема исследования – результат совместного обсуждения учащегося и наставника.Для выполнения исследования обычно бывает недостаточно информации и опыта, полученного при изучении соответствующих дисциплин базового цикла. Углублять и дополнять эти знания учащиеся могут в рамках часов школьного компонента, самостоятельно выбирая те или иные предлагаемые элективные курсы. Такие занятия позволяют создать необходимую теоретическую базу, обеспечивают уверенное владение материалом, создают возможность для проведения анализа по проблемным вопросам в интересующей ребенка области.Большое количество курсов по выбору, возможность их самостоятельного выбора и комбинирования дает основу для организации большого числа образовательных профилей, отвечающих запросам учеников. Например, комбинация таких элективных курсов, как «Решение олимпиадных задач по математике» и курса «История русского языка», используют ребята, интересующиеся лингвистикой. На старшей ступени они активно включаются в изучение курса «Введение в лингвистику». Тот же курс «История русского языка» вместе с изучением курса «Фольклористика и этнография» позволяет глубже понять традиции народной культуры, особенности ее формирования в различных регионах. «Решение олимпиадных задач по математике» в комбинации с курсом «Химический анализ природных соединений» позволяет ребенку подготовиться к поступлению на химические факультеты различных вузов.Организация образовательного пространства на основе исследовательской деятельности учащихся позволяет учащимся изменять профиль обучения ежегодно, в соответствии с имеющейся мотивацией, что стало одним из экспериментальных направлений в лицее.Подобная система осознанной смены образовательных траекторий во время обучения в лицее не только призвана помочь учащимся в выборе будущей профессии, но и позволяет подготовиться к выбору всей жизненной траектории в дальнейшем. Формирование индивидуального учебного плана и необходимость его выполнения в течение года демонстрирует школьнику важность отвественного отношения к своим поступкам и желаниям, к грамотному анализу возможных последствий принятых решений, а возможность смены образовательных траекторий приучает не бояться ошибок и изменений в жизни в будущем.Важное звено создания личностно ориентированной среды в лицее – проведение летней комплексной исследовательской экспедиции. В рамках экспедиции происходит комплексное изучение школьниками района: его истории и архитектуры; культурных традиций и фольклора; экологии и геологии. Каждая экспедиционная группа имеет свою индивидуальную исследовательскую образовательную программу и изучает только один из аспектов культурного и природного своеобразия района экспедиции.Программа работы строится с учетом особенностей предполагаемого района экспедиции, имеющейся материальной базы, возрастных и физических особенностей участников экспедиции, преподавательского состава. Она формируется задолго до начала экспедиции и утверждается экспертным советом лицея.Важно, что возможность участия в работе той или иной экспедиционной группы ребенок определяет самостоятельно. После ознакомления с программой работы, возможными темами исследовательских работ, составом преподавателей школьники принимают соответствующее решение. Свобода выбора – основа повышения мотивации ребят к участию в поездке и залог последующей плодотворной работы всей группы.Работа во время экспедиции школьников разного возраста и выпускников лицея позволяет осуществлять преемственность в работе, передачу опыта экспедиционной жизни и исследовательской работы от старших к младшим. Все это позволяет сгладить разрыв между учениками и преподавателями, облегчает работу руководителя специализации.Совместная исследовательская работа людей разного возраста и социального статуса над проблемой, решение которой заранее неизвестно ни ученикам, ни педагогам, позволяет создать коллектив единомышленников, коллег, это важный фактор формирования гражданского статуса ребенка.Подготовка к экспедиции начинается с момента определения района выезда. Лекционные и семинарские занятия, изучение литературы, освоение необходимых методов исследования, подготовка приборов и реактивов – все это позволяет подготовить школьника к восприятию новой информации, дает ему возможность сразу же включиться в проблематику исследования.Анализ и сопоставление данных, полученных в разных экспедициях, дает возможность учащимся создать целостное представление о природе и людях России, ощутить себя неотъемлемой частичкой своей страны, осознать свою значимость и ответственность за происходящие в ней перемены. Эта работа имеет огромное воспитательное значение для формирования патриотической и нравственной позиции подростка.Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях лицея, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний.Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед лицеем задачи, лицейское образование позволяет быть успешным при выборе любой профессиональной области.Полученные результаты позволяют говорить об успешности образовательной программы лицея.В 2006 и 2008 годы лицей был победителем конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы проходившего в рамках приоритетного национального проекта в области образования. В 2007 году лицей стал победителем конкурса Департамента образования «Строим школу будущего». В 2011, 2012, 2013 и в 2014 годах лицей №1553 им. В.И.Вернадского входил в рейтинг лучших школ Москвы и получал четыре года подряд грант мэра Москвы 3-й степени. По итогам 2013 и 2014 годов лицей входит в Топ-500 лучших школ России. В 2013 году лицей стал лауреатом рейтинга московских школ, добившихся наибольших успехов в математическом образовании, по итогам 2013-2014 учебного года лицей вошел в Топ-100 школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки по биолого-географическому профилю, и в Топ-200 школ России, обеспечивающих высокие возможности для развития талантов учащихся.Таким образом, сегодня лицей №1553 им. В.И.Вернадского стал важным звеном в образовательной системе Москвы и России.Ольга КАЛАЧИХИНА, кандидат биологических наук, лицей №1553 им. В.И.Вернадского
Комментарии