Среди педагогов – теоретиков и практиков – не прекращаются споры о том, каков должен быть учебник по музыке. Понятно, что он должен быть красочным, эмоционально написанным. Понятно, что он должен широко привлекать произведения других видов искусства. Ясно также, что он призван возбуждать интерес к музыке у школьников. Только как этого достичь? Ведь звучащее музыкальное произведение принципиально несводимо к рассказу о нем, об истории его создания, о жизни и творчестве написавшего его композитора. Трудности создания подобного рода литературы даже породили мнение о том, что учебники по музыке и не нужны, поскольку школьное учебное музицирование имеет чисто прикладной характер, а учебник все-таки – носитель в первую очередь теоретической научной информации.
Однако методическая практика показывает иное. Она показывает, что поиски по созданию музыкальных учебников не просто не прекращаются, но и идут в направлении все большего соответствия содержания учебных книг специфике школьной дисциплины “Музыка”. Интересным подтверждением этому стали новые учебники по музыке для учащихся третьего и четвертого классов, написанные Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной (М.: Просвещение, 2000 г.). Эти учебники и эмоциональны, и красочны; они синтезируют разные виды искусства; они написаны так, что интерес к музыке возникает “сам собой”.
Дидактической единицей учебника является разворот, каждый со своим названием. Как правило, теоретико-музыковедческий материал в нем отсутствует или дан в минимальном объеме. Назначение разворота увлечь, поставить проблему, обозначить ее содержание. Понятия, подлежащие усвоению, редко раскрываются в статьях учебника в “готовом” виде. Они вынесены особым шрифтом в подстрочник. Авторы учебника побуждают таким образом прийти к их осмыслению в результате той деятельности, которую организует на уроке учитель. Тем самым создается предпосылка проблемности в преподавании.
Необходимый эмоциональный настрой разворота помогает создать эпиграфы, стихи, высказывания великих музыкантов и связанный с ними изобразительный ряд: портреты, репродукции полотен знаменитых художников, красочные фото, иконы. Музыкальные цитаты даны в каждом развороте для организации учебной деятельности: пения, слушания, слежения по нотам, сравнения, узнавания. Невозможно не оценить таланта авторов, предложивших третьеклассникам такое, например, задание: “Воскликни “виват!”, а затем спой интонацию канта” (3-й класс, стр. 13). Исполняя кант “Радуйся, Росско земле”, ученик вряд ли останется равнодушным и к его музыке, и к тем событиям, с которыми связано появление канта как жанра.
Авторы придерживаются педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, программа которого построена по тематическому принципу. Согласно этому принципу каждый урок по-своему, с разных позиций раскрывает общую тему четверти. Этот тематизм в определенной мере “задан” и в учебниках, но оба они вычленяют еще и концентрически повторяющиеся рубрики, прямо не повторяющие уже известного тематизма. Этих рубрик семь.
Название первой – “Россия – Родина моя”. В учебнике 3-го класса она создает основу для освоения разнообразных понятий. В частности, это “песенность”, “маршевость”, “интонации музыки и речи” и т.д. Ученики знакомятся с жанрами канта, солдатской песни-марша, благовеста; для слушания им предлагаются 4-я симфония П.И.Чайковского, романс “Жаворонок” и фрагменты из оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинки, кантата С. Прокофьева “Александр Невский”. Одновременно уточняются понятия оперы, хоровой сцены, кантаты, музыкальной формы, близости поэзии и музыки. В учебнике 4-го класса эта рубрика знакомит с творчеством С.Рахманинова, русскими народными песнями, напоминает об их родстве с мелодиями из крупных музыкальных произведений – опер, кантат отечественных композиторов.
Вторая рубрика – “О России петь – что стремиться в храм”. В учебнике 3-го класса в рамках этой рубрики дан тропарь Владимирской иконе Божией матери, рассказано о торжественных молитвенных песнопениях-величаниях, предложено сравнить две песни, написанные разными композиторами А. Гречаниновым и Р. Глиэром на одинаковый текст – стихи А. Блока “Вербочки”. В учебнике 4-го класса ученики знакомятся с жанрами тропаря, стихиры, сравнивают молитвы “Богородице, Дево, радуйся” С. Рахманинова, “Ангел вопияше” П. Чеснокова и “Аве Мария” Ф. Шуберта. “Сравни по нотной записи начало молитвы С. Рахманинова и П. Чеснокова, – обращаются создатели учебника к четвероклассникам. – Как композиторам удалось сделать главным слово “радуйся”?” (4-й класс, стр. 35).
Третья рубрика называется “День, полный событий”. Третьеклассники убеждаются, что есть музыка, отображающая душевное состояние человека, и есть музыка, связанная с образами природы. Цитаты из произведений П. Чайковского, Э. Грига, С. Прокофьева, М. Мусоргского помогают убедиться в этом. В учебнике 4-го класса выделены понятия “выразительность”, “изобразительность”. Один из разворотов украшает репродукция полотна художника В. Попкова “Осенние дожди” (Пушкин). Выполняя помещенное здесь же задание, ученики будут сравнивать, близка ли “Осенняя песнь” П.И.Чайковского этой картине и всем известным строкам поэта: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…” Таким образом, связываются воедино поэзия, живопись и музыка.
Четвертая и пятая рубрики – “В музыкальном театре” и “В концертном зале”. Они повествуют о театрально-сценических и концертных жанрах. Здесь третьеклассников ждут увлекательные встречи с операми “Руслан и Людмила”, “Орфей и Эвридика”, “Снегурочка”, “Садко”, балетом “Спящая красавица”, мюзиклом “Звуки музыки”; четвероклассников – с операми “Иван Сусанин”, “Хованщина”, балетами “Гаянэ”, “Петрушка”, опереттой “Летучая мышь”, мюзиклом “Моя прекрасная леди”. Ученики знакомятся с музыкальными инструментами и их звучанием в конкретных музыкальных произведениях: “Шутке” И.-С.Баха, “Каприсе” Н. Паганини, сюите “Пер Гюнт” Э. Грига, “Героической” симфонии Л. Бетховена (3-й класс); “Ноктюрне” А. Бородина, “Вариациях на тему рококо” П. Чайковского, мазурках и вальсах Ф. Шопена (4-й класс).
Интересные и разнообразные задания, помещенные на разворотах, позволяют школьникам также с интересом, разнообразием способов достичь освоения музыкального материала и одновременно развить свою личность. Например, третьеклассникам после прослушивания “Шутки” И.-С.Баха адресуется вопрос: “Что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент? Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?” (3-й кл. стр. 97).
Шестая рубрика – “Гори, гори ясно, чтобы не погасло” – концентрирует внимание на том, что самым талантливым композитором является народ.
Седьмая рубрика – “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” – приглашает к разговору о композиторе, исполнителе, слушателе, их взаимодействиях. Дети сравнивают острые ритмы джаза и симфонические фрагменты, авторские песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, С. Никитина и монументальные произведения композиторов-классиков…
Оба учебника – части учебно-методических комплектов, включающих рабочие тетради для учеников, хрестоматии музыкального материала для учителей и аудиокассеты. Что же касается споров о том, каков должен быть учебник по музыке, пусть эти споры не утихают и дальше. Потому что каждая новая попытка – это новый поиск, проторящий дорожку от сердца человеческого к музыке и ее ценностям.
Елена ЮДИНА
Наш адрес: 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
E-mail: prosv@online.ru
Web-site: http://www.prosv.ru
Редакция эстетического воспитания: тел. (095) 289-52-25.
Редакция рекламы: тел. (095) 289-52-84, факс (095) 200-42-66.
“Книга – почтой”: тел. (095) 289-50-26.
Магазин “Книги “Просвещения”: 127521, Москва, ул. Октябрьская, 89, тел.: (095) 289-44-44, 289-60-44, факсы: (095) 289-60-26, 289-62-35.
Комментарии