search
main
0

От прялки до фрегата… Живая история Красногорска

Этот год для 7-й школы подмосковного города Красногорска сорок пятый – юбилейный. У школы счастливая судьба, потому что за все годы ее существования коллектив возглавляли только два директора: основатель школы Дмитрий Пантелеевич Яковлев (умерший в прошлом году и до конца жизни не порывавший связи со школой) и его ученица – Светлана Михайловна Сизякова, руководящая коллективом уже 13 лет. Оба директора – учителя истории. Может быть, поэтому живая традиция школы – любовь к истории великой страны России, к истории города (малой родины) и к истории страны своего детства – школы.
Может быть, здесь просматриваются истоки стремления школьников к знаниям деятельностным, обретаемым в сборе и работе с историческими документами (письма военных лет, документы городской управы), истоки их интереса к работе творческой, когда хочется не только описать, но придумать “историю” таких собранных предметов антиквариата, как старинные монеты или изъеденная временем прялка.
Школьный музей так и называется – “Живая история”. Он постоянно пополняется новыми экспонатами, записями: ребята бережно редактируют воспоминания старших членов своей семьи, почетных горожан.
Много внимания уделяет работе музея завуч школы Раиса Семеновна Корсунская, но экскурсии проводят сами ребята. Так, нашими экскурсоводами стали семиклассники. И каждому из них было что рассказать о тематических подборках и отдельных музейных экспонатах. Любимая тема многих – “Крестьянский быт”, здесь экскурсоводом была Люда Самойлова. Другие ребята уточняли, как появились в музее старинные утюги, деревенская люлька, сундук, атрибуты крестьянской одежды. Алеша Паршин познакомил нас с материалами, рассказывающими о царской династии Романовых; были здесь и копии из старинных изданий (кружковцы работают в архивах). Особое место занимают в музее стенды, посвященные людям города – и участникам Великой Отечественной войны, и тем, кто строил Красногорск, и тем, чьими делами по праву гордится город.
Зарисовка с урока риторики. Ольга Александровна Сальникова предлагает одиннадцатиклассникам задание: выбрать общую тему монологической речи и представить несколько ее вариантов – в зависимости от аудитории. Тема – экскурсионная речь “Наша школа”. Ребята явно “работают” на нас, гостей, и, конечно же, очень хотят рассказать о том, что они знают и чем гордятся по праву. Определяются четыре команды, одна из которых будет выполнять роль арбитра (анализ и оценка речевого действия членов каждой группы), остальные три “поведут группы” (очень разные по уровню подготовленности: ученики 1-го или 2-го класса, гости-студенты и гости-иностранцы). На подготовку дается пять минут. Роли распределены, команды готовы. Речевая форма экскурсионной беседы для младшеклассников проста и эмоциональна, ее занимательность легко обретает игровую форму. Для нас, взрослых русскоязычных гостей, рассказ о тех же поисках и находках школьных музеев обретает характер аналитической оценки и звучит экскурсионная речь “научного сотрудника” музея. И совсем неожиданной оказывается экскурсия для иностранцев: появляется фигура переводчика, весьма профессионально дающего синхронный перевод речи экскурсовода. Кроме того, экскурсовод включает в свою речь объяснение некоторых топонимов, сугубо русских реалий (чувствуется, что школьница в свое время работала в историческом музее школы).
С изучения истории судна “Персей” ведет свое начало военно-морской музей школы (1971 год). Интересы к разным видам деятельности и к разным учебным предметам ребята не разграничивают: у персеевцев есть свой капитан (Николай Липовцев) и есть свои (не только морские) маршруты. Так, члены отпочковавшегося от музея историко-географического клуба “Юнона” только в последние два-три года побывали в Петербурге, Калининграде, Светлогорске. Результаты каждой поездки – не только знакомство с новыми местами и удовольствие от походов и экскурсий, но и маршрутные карты, дневник-отчет, фотографии и другие экспонаты для музея. Это тоже станет историей школы (так она складывается – по камешку!) и частицей истории России, которую гораздо интереснее изучать не только по учебникам.
Формирование классов с углубленным изучением предмета стало естественным явлением в Красногорской школе N 7. Сначала появились классы с углубленным изучением химии и биологии, затем – физики и математики, наконец, в последние два года – русского и иностранного языков и литературы. Ученики школы – постоянные участники и призеры всех конкурсов творческих работ и олимпиад, которые проводятся в районе.
Зинаида СМЕЛКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте