Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От прошлого к будущему

УГ - Москва, №30 от 25 июля 2017. Читать номер
Автор:

​Музейно-педагогической деятельности в московских образовательных организациях уделяется большое внимание, как одной из форм патриотического воспитания молодежи.

В этой работе можно выделить два основных направления.Первое – освоение культурного наследия, собранного в коллекциях и экспозициях государственных музеев Москвы. Основная цель экскурсионно-образовательных проектов на базе музеев – углубленное изучение школьной программы, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учебе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей страны, готовности к защите Родины. Программы носят интерактивный характер и учитывают возрастные особенности школьников. В содержательном плане программы охватывают не только Великую Отечественную войну, но и другие периоды истории России, биографии выдающихся людей, знакомят с историей Вооруженных сил Отечества от момента их зарождения до настоящего времени. Около 200 тысяч московских школьников посетили столичные музеи в рамках различных образовательных программ, организованных нашим центром, и получили возможность ознакомиться с уникальными экспозициями.Все экскурсии бесплатны и доступны. План-график экскурсионных программ в начале учебного года публикуется на сайте центра (http://voenpatriot.mskobr.ru/).Второе направление – организация музейно-педагогической деятельности в школьных музеях. Развитию творческого потенциала обучающихся способствуют инновационные формы работы: исторические игры, музейные уроки по всем предметам школьной программы, музейные занятия, интерактивные экскурсии, музейно-исторические олимпиады, слеты активистов военно-исторических музеев. Учитывая интерес современных школьников к интернет-технологиям, нашим центром была разработана и проведена музейно-историческая интернет-викторина среди активистов военно-исторических музеев, посвященная великим сражениям Великой Отечественной войны. Новая форма работы заинтересовала школьников, и в викторине приняли участие 7963 обучающихся 7-11-х классов. Большое внимание мы уделяем повышению квалификации и проведению обучения с использованием передового опыта работы педагогов и руководителей военно-исторических школьных музеев. И это не всегда семинары и лекции. Проведение конкурсов среди педагогических работников позволяет им раскрыться творчески, рассказать о своих педагогических находках. В конце этого учебного года в Московском музее образования прошел заключительный этап конкурса для руководителей военно-исторических музеев «Инновационные формы и методы воспитания патриотизма обучающихся средствами военно-исторических музеев образовательных организаций». Основная задача конкурса состояла в том, чтобы выявить эффективные новые методы работы музейных педагогов, оказать им поддержку, создать условия для обмена опытом и его распространения в образовательных учреждениях города Москвы. Выпущенные по итогам конкурса методические материалы являются новаторскими по содержанию, обладают высокой методической ценностью, адаптированы для внедрения в практику других образовательных учреждений города Москвы. Важно особо отметить, что авторы работ, занявшие первые места, представили свои презентации коллегам, поделились опытом создания проектов, оценили эффективность их педагогического воздействия на учащихся.Методические рекомендации разрабатываются нашим центром по результатам проведения открытых мероприятий – семинаров, мастер-классов, конкурсных защит. Очень важно, чтобы накопленный опыт не был потерян, чтобы он получил отклик, чтобы его могли применить в своей деятельности коллеги. Публикация методических материалов создает площадку для такой дискуссии и обмена опытом. Одно из последних пособий – комплекс материалов «Деятельность военно-исторического музея – эффективная форма патриотического и гражданского воспитания», 5-й выпуск которого вышел осенью 2016 года. В сборник включены необходимые методические материалы, касающиеся проблем использования музейных предметов в образовательно-воспитательной деятельности музея, модернизации постоянной музейной экспозиции, реализации выставочных, социокультурных и просветительских проектов, возможностей применения современных музейных технологий. Методическая разработка «Инновационные возможности экскурсионной деятельности в музее образовательной организации» позволяет педагогу, не обладающему специальными познаниями в области музееведения, использовать фактические данные в качестве методического пособия по организации экскурсионной деятельности на базе музея образовательной организации. Начинающему руководителю музея в освоении музейной работы поможет разработанное и изданное на основании результатов экспериментальной деятельности первое учебное пособие по школьному музееведению «Школьный музей. Теория, методика и опыт создания и использования музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения». Собранные в сборнике материалы дают представление о месте и роли музея в образовательной организации, о разнообразии форм и методов его работы. Организация и проведение различных школьных мероприятий с использованием музейного пространства сегодня стали важной неотъемлемой формой образовательного и воспитательного процесса системы московского образования, а музейная педагогика сформировалась как самостоятельное важное педагогическое направление, воспитывающее у детей гражданственность и патриотизм.Людмила КОЗЛОВА,руководитель отдела Центра патриотического воспитания и школьного спорта


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту