Вот уже четвертый год подряд в Центральном округе проходит конкурс для учащихся, мотивированных на педагогическую профессию, «Новая смена». Кому-то это название покажется несколько провокационным: что значит смена, смена кому? Кто-то скажет, что оно ко многому обязывает. А кто-то искренне порадуется за ребят, которые уже со школьной скамьи твердо знают, какой специальности посвятят себя.
Выпускникам школ ЦАО выпал по-настоящему уникальный шанс увидеть профессию педагога «изнутри». Можно много говорить о том, каким примером стал для тебя любимый учитель, вспоминать, как в детстве рассаживал перед собой игрушки и проводил первые уроки, но пока не войдешь в класс и не почувствуешь всю ответственность за тех, кто сидит перед тобой, трудно назвать себя педагогом. Одни становятся преподавателями в вузе, другие – после получения заветного диплома, у многих эта возможность появляется, как ни странно, еще в школе, во время традиционных единых дней дублера.
«Новая смена» ждет именно тех старшеклассников, кого не испугало первое боевое крещение. Конкурс готов помочь участникам расширить знания о выбранной профессии, удостовериться в правильности выбора, раскрыть таланты и педагогический потенциал, познакомиться с будущими коллегами. В свою очередь тот, кто становится свидетелем всех конкурсных испытаний, может никогда не сомневаться: пока есть такие увлеченные, знающие и уверенные в себе ребята, профессия педагога не перестанет быть престижной.
На пути к этапу «Мой первый урок» будущие специалисты системы образования принимают участие в командных состязаниях «Брейн-ринг» и деловой игре «Директор школы – это я», демонстрируя знание истории отечественной и зарубежной педагогики, выступая по темам современного столичного образования и предлагая пути решения различных проблемных ситуаций. Общение со сверстниками, знакомство с педагогическими вузами столицы и, вероятно, будущими преподавателями и коллегами, возможность окончательно утвердиться в сделанном выборе и доказать всем свое профессиональное предназначение, разработка проекта школы будущего и обсуждение путей модернизации российского образования – это далеко не все, что «Новая смена» дает старшеклассникам. Когда еще им удастся выступить в роли не только учеников, но и учителей? Когда еще получится практически на равных разговаривать со школьными и вузовскими преподавателями, обсуждая актуальные вопросы системы образования?
Десятого февраля в рамках «Новой смены» состоялось событие, которое никак нельзя назвать просто подготовкой к одному из этапов конкурса. В Центре образования №497 прошла общественно-педагогическая акция «Хочу быть учителем!», организованная Советом молодых педагогов Центрального округа совместно с Советом ветеранов педагогического труда при поддержке Центрального окружного управления образования, окружного методического центра и Совета директоров образовательных учреждений ЦАО.
Когда молодые специалисты выступили с предложением провести мастер-классы для учащихся, ориентированных на поступление в педагогические вузы, инициативу незамедлительно поддержали старшие коллеги – ветераны педагогического труда. А что может стать лучшей иллюстрацией работы школьного преподавателя, как не занятие-образец, подготовленное и проанализированное самим учителем? При этом мастер-классы стали для старшеклассников не только своего рода рекомендацией по проведению собственного урока, но и копилкой педагогических идей двух поколений.
«Уча, учимся» – этот девиз знаком каждому, кто так или иначе связан с образованием. Но, пожалуй, не так часто приходится удостовериться в этом воочию, здесь и сейчас. А всем, без исключения, участникам акции «Хочу быть учителем!» посчастливилось выступить и учениками, и учителями. На мастер-классах встретились три поколения педагогов: старшее (самое опытное, знающее), начинающее (лишь недавно познакомившееся со всеми перипетиями педагогической профессии) и будущее (готовое перенять опыт как мастеров, так и молодых учителей). Старшеклассники получили возможность увидеть в действии методы преподавания двух временных школ, но эти же ребята стали учителями для тех, кто еще недавно считал, что знает о педагогике практически все. Молодые специалисты с удивлением обнаружили, что во время подготовки мастер-классов вместе со старшими коллегами приобрели для себя гораздо больше, чем успели дать за сорок минут участникам «Новой смены». А ветераны педагогического труда рассуждали о том, насколько школьное преподавание ушло вперед в использовании новейших средств и методик, а также о том, как, без сомнения, было бы сейчас интересно воплотить в жизнь еще не реализованные идеи, опираясь на доступные информационные технологии. Можно не сомневаться, что такое тесное взаимодействие поколений, объединенных интересом к одной профессии, может служить залогом создания крепкой и сплоченной педагогической общности.
В этом году, давшем начало серии мастер-классов для старшеклассников, было организовано три занятия: «Увлекательная химия», проведено членом Совета ветеранов педагогического труда Еленой Усан и членом Совета молодых педагогов ЦАО учителем физики ЦО №1480 Галиной Мамочкиной; «Межпредметные связи на уроках географии» – разработали член Совета ветеранов педагогического труда Нина Гаврилова и учитель русского языка и литературы школы №588, член СМП Мария Сковородкина; мастер-класс по физической культуре подготовили член Совета ветеранов педагогического труда Зинаида Комарова и учитель физической культуры школы №124, член СМП Татьяна Соловьева.
Достаточно ли трех мастер-классов для участников «Новой смены», чтобы подготовиться к последнему этапу конкурса? Вопрос не так прост, как кажется, тем более что будущие учителя могли попасть только на одно из занятий (акция «Хочу быть учителем!» стала если не копией, то успешным подражанием всем известной акции «Учителя года – молодым педагогам»).
Не секрет, что так называемое обучение действием является одним из самых эффективных приемов овладения профессиональными навыками. Ведущую роль в этом играют, конечно, опытные педагоги, всегда готовые поделиться своими знаниями с молодыми коллегами, чтобы помочь им адаптироваться и стать достойными специалистами. В последнее время Москва вновь вернулась к активному обсуждению вопроса о развитии института наставничества. Очевидно, что разрыв поколений для нашего образования может оказаться болезненным, и напротив, возрождение педагогической преемственности станет основой продуктивного и успешного развития всей системы. Об этом говорили ветераны педагогического труда во время обсуждения состоявшихся мастер-классов. Опытные педагоги вспоминали о том, насколько полезным для них в свое время оказался пример старших коллег и как важно было бы именно сейчас возродить эту педагогическую традицию.
Совет молодых педагогов выражает признательность всем, благодаря кому акция «Хочу быть учителем!» состоялась, особенно ветеранам педагогического труда, которые не только всегда идут навстречу начинающим специалистам, но и нередко выступают с собственными инициативами, направляя молодых и настраивая их на новые достижения. Отдельные слова благодарности Совет молодых педагогов приносит председателю Совета ветеранов педагогического труда Людмиле Костяевой и председателю Совета директоров образовательных учреждений ЦАО, директору Центра образования №1480 Вячеславу Гусеву. Именно благодаря их поддержке общественно-педагогическая акция «Хочу быть учителем!» стала добрым начинанием.
Хочется надеяться, что обоюдный интерес, как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся, к подобной форме профориентационной работы, поможет акции подняться на новые ступени развития. Организаторы ждут, что в скором времени мастер-классы, подготовленные двумя поколениями учителей, приобретут самостоятельное значение и выйдут за рамки конкурса «Новая смена». Нет никаких сомнений: педагогические акции, объединяющие молодых и старших коллег, могут оказаться не только важными в плане профессионального становления начинающих и будущих учителей, но и по-настоящему интересными. А значит, можно не волноваться за то, какой выбор сделает новая педагогическая смена.
Комментарии