В центре представления об игре в русском языке лежат разнообразные употребления глагола играть. Глагол играть многозначен: в Малом академическом словаре у него выделяется 11 значений, а у некоторых значений выделены еще особые «оттенки значения». Однако очевидно, что разнообразные виды деятельности, соотносимые с глаголом играть, имеют между собой нечто общее, что и дает основание использовать для их обозначения один и тот же глагол. Более того, на основе этой общности в русской речи (особенно поэтической) нередко встречаются случаи «совмещения значений», например: То же бешенство риска, // Та же радость и боль // Слили роль и артистку, // И артистку и роль. // … // Сколько надо отваги, // Чтоб играть на века, // Как играют овраги, // Как играет река. // Как играют алмазы, // Как играет вино… (Б.Пастернак)
Семантическая структура глагола играть представлена в различных словарях различным образом; однако, как кажется, все разнообразие его употреблений может быть отнесено к одному из следующих четырех:1. Детская игра, забава.2. Игра на выигрыш (спортивная или азартная).3. Актерская игра.4. Игра на музыкальном инструменте.В основу представления об игре в русском языке положено, по-видимому, понятие о детской игре как основном занятии детей, когда они предоставлены самим себе: Дети играют во дворе. Иными словами, когда дети делают то, что им велели делать взрослые (едят, делают уроки), предполагается, что их действия направлены на некоторую пользу; если же они играют, цель их деятельности состоит в получении удовольствия от самого процесса игры. Взрослый может вовлекать детей в игру, имея в виду какие-то воспитательные, познавательные или развивающие цели или просто став перед необходимостью каким-то образом занять ребенка, но ребенок не задумывается об этом, иначе игра перестает быть игрой. При этом не имеет значения, в чем именно состоит деятельность играющего ребенка. Маленькие дети могут играть в песочнице, просто набирая песок лопаткой в ведерко или же строя песочный дворец; можно играть, подбрасывая мячик и пытаясь его поймать; детская игра может быть коллективной или индивидуальной, требовать или не требовать специальных приспособлений. Детская игра – это свободная деятельность, осуществляемая исключительно для получения удовольствия от самой игры, даже если с «объективной» точки зрения она требует значительных усилий или приводит к каким-то полезным результатам.Когда взрослые оказываются вовлечены в детские игры, они отдают себе отчет в том, что заняты не слишком серьезным делом. Иными словами, представление о детской игре связано с представлением о чем-то легком, несерьезном, необязательном, необременительном. Это дало начало таким выражениям, как играючи ‘без видимых усилий, как бы шутя’ или поигрывать ‘без определенной цели и без особых усилий двигать туда-сюда предмет, находящийся в руках’. Особым образом с идеей чего-то несерьезного, легкомысленного связано представление о любовной игре, флирте, например: …еще один лейтенант и Тамара играли в увлекательную игру: он брал ее сперва за один палец, потом еще за один, и так за всю кисть, она хлопала его другой рукой и вырывала кисть. И опять все шло сначала (А.Солженицын). При серьезном отношении к жизни для такой любовной игры не остается места: …она была строга, не расположена к шуткам, к пустой игре… (А.Солженицын) К данному типу употребления глагола играть восходят такие производные слова, как прилагательное игривый и глагол заигрывать. Именно на идее несерьезности и легкости основаны переносные употребления глагола играть с неодушевленным субъектом, например, в выражениях солнце играет, бриллиант играет.Среди детских игр можно различать индивидуальные, не подчиняющиеся никакой регламентации, и коллективные, которые часто (но не всегда) имеют определенные правила: прятки, салки, жмурки, дочки-матери, казаки-разбойники. Но и при наличии строгих правил остается неизменной общая установка детской игры на бескорыстие и удовольствие от самой игры, что и дает возможность разнообразных метафорических употреблений, например: Радостное богообщение, как бы игра Отца с детьми, жмурки и прятки духа! (О.Мандельштам)Детские игры, подчиняющиеся определенным правилам, сближаются со вторым типом игр – играми на выигрыш, которые подразделяются на азартные игры и спортивные игры, например, играть в футбол, в шахматы, в карты.Ключевое различие между рассматриваемыми двумя типами игр состоит в том, что участие в игре второго типа предполагает стремление к достижению определенного результата, не сводящегося к получению удовольствия от самого процесса игры. Само по себе участие в игре второго типа отнюдь не гарантирует достижения этого результата. Играя в игру второго типа, можно выиграть, но можно и проиграть (но тот, кто проиграл, может в дальнейшем отыграться). Мальчик, который подбрасывает и ловит мячик, занят игрой первого типа, но если он играет в футбольном матче, то это игра второго типа.В играх второго типа важное место занимает соперничество: каждый из участников игры стремится к выигрышу, и победа одного (одних) означает поражение другого (других). Роль соперничества в игре второго типа отражена в характерном производном существительном контригра – ‘игра, дающая шансы в борьбе с имеющим преимущество противником’. Весьма характерной разновидностью игр рассматриваемого типа являются азартные игры. Склонность к азартным играм может рассматриваться как черта характера, и в этом случае она, как правило, не одобряется.Как уже говорилось, детские игры могут включать имитацию «серьезной», взрослой деятельности. Имитация находится в центре третьего типа игры – «актерской игры», когда некоторый человек изображает другого, имитируя чувства и мысли, которые не являются подлинными личными чувствами и мыслями «актера»: играть на сцене, в драмкружке.Такого рода «актерская игра» не преследует цель обмануть окружающих. Однако имитирующая игра нередко встречается в жизни, когда играющий изображает те или иные эмоции, которых на самом деле не испытывает: Валентин правдоподобно играл в возмущение (А.Солженицын). Цель в этом случае состоит в том, чтобы ввести в заблуждение наблюдателей. Если окружающим удается раскусить игру, иногда говорят о наигранных эмоциях.Последний, четвертый круг употреблений глагола играть связан с исполнением музыкальных произведений на каком-либо инструменте: играть на скрипке; играть Бетховена. Этот круг употреблений стоит особняком, он слабо связан с прочими видами игры, а установление такой связи часто воспринимается как дурной каламбур, например: Судьба играет человеком, а человек играет на трубе (Ильф и Петров). Ср. также анекдот: Поручик, вы на рояле играете? – Чего ж тут не играть – конечно, играю. – А на контрабасе играете? – Тоже случалось. – А на арфе? – На арфе нет – карты соскальзывают. Отметим, что формально-грамматическим субъектом глагола играть в данном типе употреблений необязательно является человек – возможны разнообразные метонимические сдвиги: играть может скрипка, фортепьяно, оркестр, а также проигрыватель, радиоприемник. Наконец, играть может и просто музыка.К данному типу игры восходит ряд производных слов, например проигрыватель, долгоиграющая (пластинка), и переносных употреблений глагола играть, например играть на нервах; играть на чьих-то слабостях. Но все это находится на периферии представлений об игре в русской языковой картине мира.Алексей ШМЕЛЕВ, доктор филологических наук, профессор, зав. отделом культуры русской речи ИРЯ РАН
Комментарии