Объединяя несколько лет назад конкурсы профессионального мастерства под единым брендом «Педагоги года Москвы», организаторы стремились создать большое профессиональное педагогическое сообщество. Учителя, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и логопеды – очень разные профессии, но все они – педагоги.
В этом году на конкурс было подано более 3000 заявок, и сразу на старте для всех номинаций введен единый подход к конкурсным испытаниям. Будучи кадровым центром системы образования, Корпоративный университет предложил конкурсантам подготовить эссе и снять видеообращение – своего рода мотивационное «письмо» экспертам, как при приеме на работу: с чем и зачем я иду на конкурс на примере решения задач московского образования. Второй этап был обращен к профессиональным навыкам педагога: на суд жюри были представлены фрагменты уроков, занятий, профессиональные практики и визитки. В финале же 90 участников впервые в истории конкурса собрались вместе, на одной площадке, чтобы представить свои мастер-классы.
Какими методиками делились в финале педагоги? Было много любопытных решений, ярких, смелых, но при этом очень зрелых. Вот о чем были некоторые из них. Как использовать инверсию при объяснении нового сложного материала: рассказать ученикам, к какому результату придем, а потом вернуться к методам решения. Как использовать эксперимент в начальной школе, чтобы мотивировать детей самостоятельно познавать новое. Как педагогу использовать метод ошибок, чтобы растить уверенных в себе детей. Как грамотно использовать нейросети в помощь педагогу, с одной стороны, и как давать такие задания ученикам, чтобы невозможно было воспользоваться ответами искусственного интеллекта, с другой, а заодно показывая школьникам, какие уловки скрывают нейросети.
Как модернизировать идею комплексного урока и использовать его в инклюзивном обучении: в начале XX века проводились такие комплексные уроки, которые работали на одну тему, финалист же конкурса предложил идею перевернуть и рассматривать одну тему с разных сторон, изучать в призме разных предметов, то есть комплексно, показывать ученику целостную картину. Как взаимодействовать со старшеклассниками при помощи чатов. И еще один, эмоционально окрашенный мастер-класс – педагог показала, как адаптировать урок под эмоции ученика. Когда в процессе подготовки к экзаменам старшеклассники находятся в сложном эмоциональном состоянии, необходимо персонализировать задания и подобрать такие, которые будут лучше всего ему удаваться – для этого педагог создала модель эмоциональных состояний и подобрала к ним виды деятельности на уроке. Такой подход помогает улучшить образовательные результаты, уверена педагог.
Обмен опытом, нетворкинг, конкурс как трамплин для будущих побед, говорили финалисты в конце двух конкурсных дней финала. «Мы не соперники, но союзники», – уверяли педагоги, и подтверждали это во время мастер-классов, когда на сцену к выступающему выходила группа поддержки: участники фокус-группы, задания, эксперимента… «Я смотрела в зал, и люди мне улыбались – я очень благодарна коллегам за поддержку», – искренне делилась эмоциями молодая финалистка.
Впереди – суперфинал, на котором встретятся восемь учителей, пять воспитателей, четыре педагога-психолога, четыре учителя-дефектолога и четыре учителя-логопеда. Всех их ждет новый формат конкурсных испытаний, единый для всех номинаций – просветительская беседа, и в этом интересная новация конкурса. Партнером суперфинала выступило Российское общество «Знание», а значит призерам предстоит примерить на себя роль Просветителя. Для этого педагоги выступят перед коллегами и членами Большого жюри, за семь минут необходимо построить диалог с аудиторией, завоевать ее доверие и расположение. Темы просветительских бесед определялись по жеребьевке, вне зависимости от преподаваемого предмета. Среди тем выступлений: как не попасть в цифровые ловушки, достопримечательности России от южных морей до полярного края, великий и могучий русский язык, словом можно спасти, ценность научного познания, «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский), медиаграмотность и цифровая гигиена.
Что это как не профессиональный вызов?.. Какие навыки педагога становятся важными сегодня? Да, без жестких навыков не дойти до суперфинала, но на последнем этапе участникам предстоит приподняться над профессией и проявить способность нести свет познания, просвещать, быть Педагогом – не по предмету, а по сути и естеству. И как всегда – продемонстрировать высокий уровень мастерства и профессионализма столичного педагога.
«Успех на конкурсе зависит от того, насколько вы владеете своим ремеслом, но не только! Он зависит от общего культурного уровня и владения профессиональным педагогическим культурным кодом», — напутствовала участников Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования.
На конкурсе встречаются опытные педагоги: кто-то много лет в профессии, кто-то еще молод и полон невероятных, интересных идей, а кто-то пришел в педагогику из профессиональной сферы – от медицины до бизнеса. Все они чувствуют себя состоявшимися профессионалами, которым не нужно никому ничего доказывать, только лишь – себе. «Мне важно, чтобы были видны горизонты, куда можно расти, и чтобы даже спустя годы продолжали гореть глаза», а значит – до встречи в суперфинале!
Педагоги года Москвы-2024 – это 6 номинаций, 3000+ участников. Победителей среди педагогов дополнительного образования и молодых педагогов определяют в финале с 13 по 24 мая. В суперфинале 14 мая участвуют призеры четырех номинаций – учителя, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и логопеды. Имена победителей объявят 29 мая на церемонии награждения в Московском центре качества образования.
Дарья Осина, фото предоставил Медиацентр
Комментарии