Проектно-исследовательская деятельность – одна из самых живых, интересных и востребованных в современной педагогике. В 2022 году я стала призером городской конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату», где были представлены проектные и исследовательские работы учителей со всей России. Расскажу о своем опыте, который получил высокую экспертную оценку.
Что же я поняла и приобрела в процессе освоения этого увлекательного метода работы?
В ходе проектно-исследовательской деятельности кардинально меняется роль учителя: ты больше не гуру и не диктатор, а скорее наставник, модератор и координатор. Тебе нужно не просто передать школьнику конкретные знания, но научить использовать их на практике, сознательно и систематически применяя в решении значимых жизненных задач.
Педагоги, работающие над проектами, выходят за рамки школьной программы и делают для своих воспитанников гораздо больше, потому что они:
– вдохновляют и мотивируют;
– делятся знаниями по конкретным предметам;
– организуют доступ к необходимым ресурсам и экспертам;
– учат планировать, организовывать конструктивное взаимодействие в командах;
– направляют и координируют, отдавая предпочтение косвенным методам (наводящие вопросы, обратная связь, уточнение описаний возникающих проблем);
– формируют навыки сбора и обработки информации;
– оценивают промежуточные и конечный результат проекта.
Проектирование является движущим механизмом развивающего образования, поскольку в его основе – самостоятельная творческая деятельность учащихся. Помимо этого на любом учебном занятии, во внеклассной работе происходит взаимодействие двух важных субъектов – учителя и ученика. И эффективность работы каждого из них во многом будет зависеть от того, как они выстроят общение, какие между ними сложатся отношения. Невозможно без общения с воспитанниками организовать их работу, оценивать их, влиять на их поведение, отслеживать трудности, которые они регулярно испытывают. Но если педагог нашел подход к детям, установил контакт, то учебная деятельность становится продуктивной.
Не менее важно для успеха соблюдение следующих принципов организации деятельности:
– проект должен быть посильным для выполнения;
– необходимо создать условия для успешной работы над проектом – у ребят должен быть доступ к библиотеке, медиатеке, оборудованию;
– у каждого ребенка должны быть интересующая его тема, вопрос, на который он хотел бы получить ответ.
Учащийся стремится доказать другим, и в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. Важны также:
– обеспечение руководства со стороны педагога (педагогов);
– обсуждение выбранной темы, плана работы, этапов;
– рефлексия, собеседование с руководителем проекта;
– учет вклада каждого учащегося в выполнение проекта (групповой проект);
– презентация результатов работы над проектом, темой исследования.
Другой важный аспект проектного метода – возможность создания творческой среды, в которую вовлекаются и ровесники, и взрослые – наставники, родители, специалисты из самых разных профильных сфер. Это дает всем участникам опыт взаимодействия с людьми других поколений, помогает создать чувство общности, наладить информационный, эмоциональный обмен и устранить надуманный конфликт поколений. Все участники проекта – и молодые, и взрослые – убеждаются в том, что их увидели и заметили, что их мнение важно, а опыт ценен.
Каждый год Школа имени Н.М.Карамзина проводит конференции проектно-исследовательских работ. Именно здесь по-настоящему раскрываются интересы ребят. Например, Рудольф очень хотел бы стать нейрохирургом и с увлечением рассказывает о видах нейронов и их связях. Алеша заинтересовался растительными пигментами и делится с нами впечатлениями о том, как интересно их выделять из тканей листа. Маргариту волнует, как людям уберечься от страшной болезни XX века – СПИДа. Вова учит ребят раздельному сбору мусора. Рядом с ними выступают ребята и постарше. Их доклады тоже горячо обсуждаются, и старшеклассники даже немного смущаются перед младшими. В ходе выступлений ребята задают вопросы друг другу по теме их докладов, высказывают свое мнение по поводу различных проблем.
Иногда ребята адресуют проблемные вопросы мне. Например, разобрали тему «Жизнедеятельность растений. Транспорт веществ», и у ребят возник вопрос: «А растения живые? Ведь они большую часть года стоят без листьев, без цветков…» Я попросила ребят вспомнить свойства живых организмов. Когда они их перечислили, то пришли к выводу: «Да, живые. Ведь они дышат, растут, размножаются, питаются». И такие маленькие открытия в ходе исследования случаются у детей постоянно.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем. Особенно ярко проявляется это при решении тех задач, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Вообще, успешный проект имеет определенные характеристики, которые можно описать как правило пяти «п». У вас должны быть:
- Проблема проекта – социально значимая, имеющая реальные шансы на практическое решение.
- Проектирование (планирование) – пошаговое планирование проекта, включающее четкое представление о целях, конечном результате, а также о сроках, содержании и результатах каждого этапа проектной работы.
- Поиск информации, необходимой для успешного решения поставленных задач.
- Продукт – средство, метод, способ решения проблемы, которой посвящен проект.
- Презентация – умение убедительно представить проект.
При этом проекты можно разделить на несколько групп в зависимости от задач и методов работы.
Например, исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования. Обязательно выдвигается гипотеза, обозначаются методы и проводится эксперимент. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулировкой выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Так, совместно с учениками мы оценивали чистоту городского воздуха, писали статьи, посвященные экологическим проблемам, проводили исследование жизненной емкости легких для выявления показателей здоровья, изучали компоненты природных экосистем.
Творческие же проекты предполагают творческое оформление результатов и не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, но строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной из нескольких, далее планирование, работа, оценка. Таким образом, у нас создавались видеоролики, репортажи о проведенных экологических акциях, конкурсах.
Игровые проекты имеют свои особенности. Они предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Обязательно намечаются проблема и цели работы. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут быть определены лишь в конце проекта, но необходимы рефлексия вклада участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Ребятам нравится создавать и проводить деловые и дидактические игры, предметные викторины, интеллектуальные игры.
Информационные проекты призваны учить ребят добывать и анализировать информацию. Такого рода проекты могут задействовать различные источники получения информации: литературные и библиотечные фонды, СМИ, базы данных, электронные методы анкетирования и интервьюирования, публикации, размещенные в Интернете или локальных сетях, телеконференции.
Практико-ориентированные проекты четко ориентируются на результаты. Результатами могут быть не только продукт, удовлетворяющий конкретным потребностям, но и определенная социальная инициатива, затрагивающая непосредственно интересы участников проекта либо направленная на решение общественных проблем. Так создаются многие волонтерские проекты, экологические акции вроде «Восстановим наш лес», «Раздельный сбор мусора». Здесь важны не только хорошо продуманная структура проекта, но и координация работы, презентация полученных результатов и внешняя оценка работы.
Творческие и практико-ориентированные проекты позволяют педагогу опираться на личный опыт учащихся, поддерживать длительное время интерес к проектной деятельности. Учитель направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важно сохранять консультирующие функции, не навязывая своего решения.
Мы давно занимаемся проектной деятельностью и любим ее. Результатами нашей многолетней работы стали удачные выступления и победы учеников на экологическом форуме, городском конкурсе социально значимых проектов, конференции проектно-исследовательских работ «Новые вершины», федеральном конкурсе «Юннат».
Метод проектов уже стал неотъемлемой составляющей процесса обучения. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. А самое главное – работая над интересной задачей, которая может быть воплощена в реальный результат, ребенок учится получать удовольствие от учебы и работы. Это умение – пропуск к успеху в современном мире, где обучение в течение всей жизни становится нормой, а умение гибко планировать и взаимодействовать в команде необходимо для построения желанной карьеры.
Елена ЖУКОВСКАЯ, учитель биологии Школы имени Н.М.Карамзина
Комментарии