Основные положения образовательного стандарта начального профессионального образования и соответствующие документы определили практику работы учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге. Опыт их внедрения в течение четырех лет позволяет подвести некоторые итоги.
Первое, что необходимо отметить, – осмысление сущности стандартов как руководителями органов образования, методистами учебно-методических центров, так и практическими работниками системы. В 1994/95 учебном году в городе проводились семинары, организованные на базе УМЦ Комитета по образованию. Мы анализировали документы стандартов, определяли их недостатки и преимущества по сравнению с ранее действующей типовой учебно-программной документацией, порядок внедрения стандартов и многое другое.
В течение 1995/96-1997/98 учебных годов работали специальные курсы по внедрению образовательных стандартов начального профессионального образования и педагогических технологий как необходимого условия, обеспечивающего выполнение требований стандарта; по методике разработки учебно-программной документации на базе госстандарта, содержанию и формам контроля качества знаний. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одного профессионального училища или лицея, представители которого не получили бы полного представления о стандартизации образования.
Принципиален выбор стратегии разработки рабочей учебно-программной документации на базе образовательных стандартов. Один из возможных вариантов – приобретение типовых учебных планов и программ, подготовленных разработчиками стандартов. Второй вариант – создание рабочей учебно-программной документации силами методистов, преподавателей и мастеров профессиональных училищ и лицеев. Инженерно-педагогические работники, прошедшие соответствующее обучение, выбрали второй путь. Ведь любая приобретенная документация требует адаптации к конкретным условиям как региона в целом, так и отдельных учебных заведений в частности. Учебные планы училищ и лицеев, готовящих рабочих по тем профессиям, стандарты на которые введены в действие Министерством общего и профессионального образования РФ, полностью откорректировали.
Причем ряд учебных заведений перешел на подготовку рабочих по профессиям нового Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, не дожидаясь выхода стандарта на соответствующие профессии. Для этого им пришлось самим разработать проекты профессиональных характеристик и федеральных компонентов содержания образования.
На сегодняшний день откорректированы или заново разработаны 317 учебных планов, из них: 228 – на профессии указанного Перечня, 89 – предусматривают подготовку по отдельным специальностям. В 169 учебных планах предусмотрено изучение общеобразовательных дисциплин в объеме базового уровня среднего (полного) общего образования, 48 планов рассчитаны на обучение молодежи, имеющей среднее образование.
Учебно-методический центр совместно с рядом профильных учреждений начального профессионального образования разработал 11 примерных рабочих учебных планов для подготовки специалистов по наиболее массовым профессиям, которые необходимы нашему городу: станочник, слесарь, портной, закройщик, повар, продавец и другим.
В связи с введением стандартов на такие профессии, как парикмахер, оператор швейного производства, секретарь-референт, УМЦ планирует разработать совместно с профильными учебными учреждениями соответствующие примерные рабочие учебные планы.
Особого внимания заслуживает разработка учебных планов для профессиональных лицеев, реализующих на первой ступени обучения образовательные программы начального профессионального образования, а на второй – среднего профессионального образования. Сейчас в профессиональных лицеях Санкт-Петербурга реализуются образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по 23 специальностям. Завершена работа по созданию 10 учебных планов по интегрированным образовательным программам.
Разработка учебных планов – это первый этап процесса внедрения в практику образовательных стандартов. Следующий этап – разработка учебных программ по конкретным дисциплинам. УМЦ подготовил соответствующие рекомендации.
Для обеспечения учреждений начального профессионального образования учебными программами были созданы творческие группы, в состав которых вошли методисты УМЦ и профильных училищ и лицеев. В настоящее время подготовлен комплект из четырех учебных программ по теоретическим учебным дисциплинам. Их изучение позволяет овладеть профессией портной, из пяти учебных программ – для подготовки по профессии коммерсант. Начата разработка комплекта примерных рабочих учебных программ для обучения профессиям: мастер столярного и мебельного производства, радиомеханик, продавец-кассир-контролер, автомеханик. Определенные трудности вызывает разработка учебных программ базовых курсов. Чтобы помочь учебным заведениям, УМЦ совместно с профильными учебными заведениями завершает работу по созданию примерных программ по следующим курсам: основы обработки древесины, основы теории сварки и резки металлов, основы строительных отделочных работ, основы ювелирного производства, основы слесарного дела, основы реставрации, организации торговли, основы технологии изготовления швейных изделий, основы электромонтажных работ, основы бухгалтерского учета.
Другое направление работы – анализ мирового и отечественного опыта в области создания педагогических технологий. Ни один самый хороший стандарт не обеспечит требуемого качества подготовки, если весь учебный процесс не будет спроектирован с учетом способностей учащихся, преподавателей, а также имеющегося материально-технического обеспечения. В настоящее время в УМЦ организованы курсы по изучению современных педагогических технологий и основных подходов к технологизации образования. Ряд профессиональных училищ и лицеев города активно использует в своей работе модульную технологию, знания о которой они получили в рамках проекта Международной организации труда “Развитие программ модульного обучения в Санкт-Петербурге”.
Очень важно, что во внедрении стандартов активное участие принимают инженерно-педагогические работники практически всех учреждений начального профессионального образования города.
Но нельзя не говорить о возникших трудностях и проблемах. К их числу в первую очередь нужно отнести отсутствие в Перечне новых профессий, связанных с переструктурированием народного хозяйства и возрастанием роли сервисного обслуживания – офисного, бытового, технического. Введение таких профессий в государственную номенклатуру рабочих профессий и специальностей служащих достаточно затруднено (корректировка ЕКТС – процесс сложный и длительный). Включение же их в Перечень, утвержденный Правительством РФ, автоматически переводит их в статус государственных, что и произошло со специальностью “коммерсант”.
Решение проблемы только на региональном уровне нецелесообразно, так как, с одной стороны, это не может обеспечить эквивалентности полученного образования в рамках всего государства, а с другой стороны, регионы ограничены в финансировании.
Тем не менее на уровне нашего региона предпринята попытка разрешить данную проблему. Разработан и находится на согласовании в правительстве Санкт-Петербурга региональный Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. Он состоит их двух разделов. В один из них входят 22 новые профессии, по которым требуется подготовка квалифицированных рабочих для предприятий и организаций города, а во второй – 41 профессия из числа входящих в федеральный Перечень. Для овладения ими, с нашей точки зрения, необходимо иметь более высокий уровень образования, то есть при соблюдении определенных условий эти профессии могут быть отнесены к 4-й ступени квалификации.
Целесообразна более глубокая интеграция специальностей, например слесарных, по межотраслевому признаку. При таком подходе сочетание стандартизированной и нестандартизированной частей содержания образования будет более оптимальным.
О Модели учебного плана. Она устанавливает соотношения минимальных объемов общеобразовательной и профессиональной предметных областей, а внутри профессиональной предметной области – соотношение между общетехнической, общепрофессиональной и специальной ее составляющими.
Пользуясь Моделью учебного плана, можно практически сразу приступить к разработке учебных планов, минуя стадию разработки типовых (примерных) планов. Безусловно, если бы Модель сопровождалась подробным описанием основных программ начального профессионального образования, ее адаптация к условиям региона и конкретного предприятия, учебного заведения была бы более легкой. Серьезная проблема – несоответствие блоков и циклов профессиональной подготовки, представленных в Модели учебного плана и в стандартах на профессии. Логично было бы, имея в Модели учебного плана общетехнический цикл, общепрофессиональный, базовый и специальный курсы, выбрать именно такую структуру. Очевидно желание разработчиков представлять стандарт на общетехнические предметы сразу же по нескольким направлениям, но тогда они должны вводиться в действие одновременно со стандартами на соответствующие профессии. Несоответствие же в названиях остальных циклов заставляет разработчиков учебно-программной документации распределять предметы по циклам рабочего учебного плана зачастую чисто интуитивно.
К сожалению, от некоторых стандартов достаточно трудно перейти к составлению учебных программ.
Необходимо выделить ряд нерешенных вопросов:
1. Целесообразно ли при разработке стандарта брать за основу конкретную профессию (так называемый стандарт на профессию) или же он должен отражать наиболее общие требования к профессиональному образованию в целом?
2. Корректно ли использование терминов “федеральный и региональный компоненты стандарта” или лучше ограничиться понятиями федерального и регионального уровней разработки и утверждения стандартов, то есть речь идет о распределении полномочий государственных – федеральных и региональных – органов управления образованием?
3. Какими качествами должен обладать рабочий, имеющий профессию нового типа согласно Перечню?
4. Каким образом может достигаться эквивалентность среднего (полного) образования: только полным соответствием номенклатуры общеобразовательных предметов и количества часов, отведенных на их изучение базисным планом общеобразовательной средней школы, или конечным результатом (совокупностью знаний и умений), получаемым в процессе усвоения материала всех учебных предметов (в том числе общетехнических и специальных)?
5. В какой форме предъявлять требования к результату обучения: в виде разделов, тем, подтем и представленных в “свернутом” виде знаний, профессиональных умений и навыков и т.д.?
Последний вопрос – один из самых сложных. Дело в том, что выбранная форма обозначения необходимого уровня усвоения учебного материала (цифры в скобках) допускает неоднозначное толкование и не позволяет сделать стандарт инструментальным. Требуется расшифровка в учебных программах. Этот недостаток мы пытаемся устранить, приводя в каждой программе после основных тем и разделов перечень знаний, умений, навыков.
Решение указанных вопросов, как и всей проблемы стандартизации, требует дальнейшего объединения сил ученых и практиков, проведения различного рода семинаров, конференций, то есть коллективной работы.
Эсфирь ФЕЙГИНА,
главный специалист УМЦ
Санкт-Петербург
Из анкет санкт-петербургского совещания
91% участников считают, что переход к госстандартам усилит уровень образования в учреждениях НПО;
65% – уверены, что утверждаемые стандарты сегодня не отвечают всем требованиям;
76% – констатировали: учреждения НПО полностью не готовы к внедрению госстандартов;
84% – считают, что в условиях стандартизации органы управления образованием в определенной степени изменили стиль и форму;
45% – полагают: методическая служба перестроила свою работу.
Существенно ли помогает система повышения квалификации при переходе на стандарты? На федеральном уровне – “не в полной мере” – ответили 65%, на региональном уровне – 38% – “да”.
Что в вопросе стандартизации наиболее востребовано в настоящее время?
60% – типовые программы по учебным дисциплинам;
56% – обучение разработчиков стандартов;
52% – тестовые задания для контроля результатов;
45% – процедура контроля результатов.
Доступность материалов.
Из рекомендаций санкт-петербургского совещания
У наших рекомендаций три адресата
1. Управление НПО (в Министерстве образования):
– организовать работу по завершению разработки образовательных стандартов по действующему федеральному Перечню до конца текущего года;
– ускорить разработку научно-методического обеспечения стандарта НПО;
– внести изменения в Перечень профессий и специальностей до конца года;
– разработать систему мониторинга введения в действие госстандартов;
– сохранить возможность реализации интегрированных программ начального и среднего профессионального образования и разработать модель единой интегрированной программы этого образовательного маршрута.
2. В адрес региональных органов управления и действующих при них УМО:
– разработать механизм контроля поэтапного введения в действие образовательных стандартов и перехода на подготовку по новому Перечню профессий;
– осуществлять мониторинг введения образовательных стандартов с целью обеспечения аттестации и аккредитации на основе действующих стандартов;
– обеспечить создание автоматизированной базы данных учебно-методических материалов по реализации стандартов по профессиям, закрепленным за УМО;
– разработать и провести апробацию тестов контроля качества подготовки выпускников учреждений НПО по действующим образовательным стандартам;
– обеспечивать повышение квалификации управленцев – методистов и работников образовательных учреждений по проблемам внедрения стандартов.
3. В адрес Института развития образования:
– обобщить накопленный опыт разработок национально-регионального компонента содержания стандартов;
– обобщить выявленные в ходе внедрения стандартов проблемы, обращая внимание на инструментальность образовательных стандартов. Провести в 1999 году научно-практическую итоговую конференцию;
– поручить институту вести страничку в Интернете;
– разработать систему нормализации теста профессиональной подготовки выпускников.
Комментарии