Общественные пространства и социальная инфраструктура играют в современных девелоперских проектах значительную роль – являются одним из основных элементов формирования комфортной городской среды. Для того чтобы учебные заведения становились центрами общественной жизни, по мнению директора дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлии ЧЕРНЕЦ, они должны обладать рядом ключевых составляющих. Их для «Учительской газеты» комментируют яркие представители отрасли.
В первую очередь, говорит Юлия Чернец, современные учебные заведения должны быть спроектированы по-новому. С ней соглашается победитель конкурса «Учитель года России»-2022, советник министра просвещения РФ Дмитрий Лутовинов.
– Сегодня в школе дети проводят больше времени, чем дома. Поэтому очень важно думать о школе как о комфортном пространстве для пребывания учеников. Хочется, чтобы помещения были светлыми и просторными, а пространство «дышало», – отмечает Дмитрий Владимирович.
Последние российские и мировые наработки в школьной архитектуре предполагают максимально эффективное использование пространства. Например, ГК «А101» отказалась в своих школах от актового зала, который зачастую используется только по праздникам. Возникает закономерный вопрос: а где же теперь ребята будут проводить разные мероприятия? В самом сердце школы – просторном многофункциональном атриуме. Теперь здесь проводят лекции и занятия, показывают видео, организуют представления и многое-многое другое. Можно даже устроить танцевальный флешмоб!
– Пространство должно включать в себя возможность групповых занятий, потому что сегодня такие компетенции, как социальное взаимодействие, помогают коллективно решать разные проблемы, – подчеркивает директор школы №109 доктор педагогических наук, академик РАО, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.
Максимальная функциональность всех помещений, по словам Юлии Чернец, достигается также и за счет гибкой системы стен между классами. Ввиду актуальных потребностей учебного процесса, происходят трансформации: объединяются или, наоборот, разделяются помещения на части для работы в небольших группах. Задействовать можно даже коридоры и рекреации. Именно для этого в школах ГК «А101» размещают удобную мебель, а стены классных помещений делают прозрачными – так педагоги не теряют зрительного контакта с учениками. К тому же прозрачные стены поддерживают в детях любопытство к образовательной деятельности, снижают риски буллинга.
С таким подходом соглашается Наталья Кравченко, председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ.
– Прозрачность и просматриваемость общих пространств – раздевалки, кабинетов, рекреаций – не дают возможности кого-то забуллить, а педагогам помогают заметить изменения в настроении класса или отдельного ребенка, а также делают школы светлыми и просторными, – описывает современную школу Наталья Васильевна, являющаяся также лидером общественного проекта «Школа мечты».
Следующая важная составляющая, как отмечает Юлия Чернец, – техническое наполнение классов. Если продвинутая и соразмерная архитектура позволяет добиться общего комфорта, то возможность на практике попробовать максимальное количество прикладных занятий пробуждает в детях интерес к учебе.
– Пространство должно быть снабжено совершенно современным оборудованием, например плазмами. Это позволит решить огромное количество проблем, воспитательных и образовательных, – рассказывает Евгений Ямбург.
ГК «А101» оборудует в своих школах физико-технические лаборатории, классы робототехники, медиацентры, где ребята на профессиональном оборудовании создают мультимедийный контент. Можно даже научиться готовить блюда любой сложности в кулинариумах. Не стоит забывать и о спортивной составляющей – в школах ГК «А101» или рядом помимо стандартных футбольных или волейбольных площадок есть скалодромы, памп-парки или площадки для воркаута.
Еще одним ключевым фактором является привлечение педагогов, готовых обучать детей в новых условиях, к учебному процессу. Важно, чтобы учителя чувствовали себя комфортно в школах нового формата, были технически подкованны и на практике могли донести до ребят материал в оборудованных лабораториях. Для этого ГК «А101» реализует совместно с департаментами образования программы привлечения таких кадров, в том числе предлагая приобретать квартиры в своих проектах на улучшенных условиях.
В качестве последней составляющей Юлия Чернец выделяет открытость школ для окружающих районов. Прежде всего это возможность использования образовательной, творческой, технической и спортивной инфраструктуры образовательного заведения не только учениками, но и их родителями, а также жителями соседних домов. Так, девелоперы и местные власти смогут оптимизировать затраты на создание социальных объектов: расширение функционала школы гораздо дешевле, чем строительство отдельно стоящих объектов. Школы же при таком подходе становятся настоящими центрами культурной жизни районов.
– Конечно, внедрение современных подходов было бы невозможно без поддержки властей всех уровней, которые корректируют нормативы, чтобы строительство продвинутых школ в принципе было возможно. И как на федеральном уровне, так и в регионах нашего присутствия мы видим желание профильных чиновников меняться вместе с нами и с потребностями учеников и педагогов. Ряд элементов наших школ приняты в качестве стандартов на федеральном уровне и в Москве, – отмечает Юлия Чернец.
ГК «А101» уже строит в жилом районе Прокшино образовательный центр для школы №109. Здание площадью около 31,6 тыс. кв. метров вмещает школу на 1275 мест и детский сад на 350 мест.
– 1 сентября 2024 года я открываю школу. ГК «А101» обратила внимание на все! В учебном заведении появятся инженерные и медицинские классы, театральный зал, центр досуга и многое-многое другое. Планируют оборудовать кванториум. Это такой сверхсовременный музей, где, например, изучается землетрясение: стулья начинают трястись. Ребята погружаются в реальный мир и получают не только теоретические, но и практические знания. И все это закладывается в единый проект, – делится впечатлениями Евгений Ямбург.
Пространства, открытые во всех функциональных блоках центра, можно будет использовать как общественную «шумную» зону, лекторий, концертный или театральный зал. Интересно и архитектурное решение: помещения имеют круглую форму и выделяются своими объемами, декоративными элементами на фасаде здания. Также на прилегающей территории появятся физкультурно-спортивные площадки, установят тренажерный, беговые треки и игровые зоны для дошкольников.
Важно отметить, что все вышеперечисленные подходы ГК «А101» использует и при строительстве школ в петербургской агломерации. Например, в сентябре группа обнародовала концепцию строительства в Лаголове школы на 920 учеников. Ее площадь составит почти 12 тыс. кв. метров. Помимо комплекса классов, связанных с инженерными специальностями и судостроением, здесь появятся художественная студия с гончарной мастерской, IT-полигон для изучения архитектурного проектирования, промышленного дизайна, компьютерной верстки и технологии создания веб-сайтов.
Всего за 2023 году в районах ГК «А101» открылось два образовательных центра. Первый – «Диалектика» в жилом районе Испанские кварталы в Новой Москве – в сентябре открыл двери для учеников. Здание центра вмещает школу на 1100 учеников и детский сад «Братец Лис» на 220 воспитанников.
Особое внимание стоит уделить прилегающей территории образовательного центра. Здесь и памп-трек с трибунами, и уличный скалодром, и площадки для шахмат. Есть и центральная площадь с амфитеатром для общественных и районных мероприятий. Территория создана как общественное пространство, которое усилит интеграцию объекта в городскую ткань. Жители района могут спокойно прийти на прогулку или на площадку с детьми.
Второй образовательный центр – «Холст», который ГК «А101» построила в южной части жилого района Скандинавия. Центр вошел в состав школы №338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева и начал работу в январе текущего года. Здание площадью 14,5 тыс. кв. метров объединяет школу на 550 учеников и детский сад на 200 малышей. Образовательная инфраструктура предлагает ученикам широкие возможности для дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Так, для ребят были обустроены медиалаборатория с профессиональным звукозаписывающим и съемочным оборудованием, компьютерный класс, фаблаб с 3D-принтерами, плоттерами и лазерными резаками и т. п.
В целом ГК «А101» возвела на территории ТиНАО 5 школ, 14 детских садов и образовательных центров. В стадии строительства находится одна школа, два детских сада и два образовательных центра. Непосредственно в своих районах девелопер создал более 11 тысяч мест в школьных и дошкольных образовательных объектах.
Дарья ЮЖИК
Комментарии