Во времена СССР при плановой экономике существовала модель сотрудничества образования и бизнеса, при которой на базе профучилища или техникума создавалось небольшое предприятие с сотрудниками-студентами. Это давало ребятам возможность не только заработать свои первые деньги, но и получить реальный опыт работы на производстве. Сегодня, когда выпускники системы СПО сталкиваются с трудностями во время поиска рабочего места, формат сотрудничества «колледж – завод» может быть актуализирован. Об этом шла речь на круглом столе по теме «Развитие модели «колледж – завод». Создание малых бизнес-предприятий на базе колледжей», прошедшем на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки.
По словам директора Академии цифровых технологий, общественного представителя Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по направлению «Образование и кадры» в Санкт-Петербурге Дмитрия Ковалева, практика совмещения профобучения и реальной трудовой деятельности имеет более чем столетнюю историю. Еще в 1917 году возникли школы при заводах, переименованные затем в фабрично-заводские училища.
ФЗУ должны были дать студентам производственные навыки в данной производственной деятельности. Появившиеся потом профессиональные технические училища уже являлись образовательными учреждениями нового типа. Главным принципом в них становилось взаимодействие с шефским предприятием, для которого готовились трудовые кадры и которое должно было обеспечить их местами на производстве. Поэтому опыт кооперации между системой профобразования и бизнесом накоплен большой, и сегодня есть потребность использовать его в разных форматах.
О том, что в экспертном сообществе идет постоянное обсуждение использования модели «колледж – завод», сообщил директор проектов Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ по продвижению новых проектов Алексей Тропак. В частности, он пояснил, что сама идея встречена позитивно, правда, возникают вопросы, которые требуют решения. Например, модель «колледж – завод» предусматривает изменение всех компонентов деятельности образовательной организации, в том числе механизма финансирования. Реализация модели «колледж – завод» предполагает также создание юридического лица, которое размещается на базе образовательной организации или вне ее стен и с помощью студентов производит ту или иную продукцию.
По словам Алексея Тропака, сейчас при колледжах есть структурные подразделения – учебно-производственные предприятия, где студенты тренируют свои производственные навыки. А механизм учреждения субъекта малого и среднего предпринимательства у образовательных организаций, реализующих программы СПО, отсутствует. Для того чтобы колледж имел в своей структуре такие субъекты, но при этом не потерял статуса образовательной организации, нужны изменения в Законе «О субъектах малого и среднего предпринимательства» и в Законе «Об образовании в РФ».
Впрочем, там, где региональный закон позволяет, такие модели создавать можно, и примеры тому есть. Но зачастую подобное хозяйствующее общество создается на период кратковременной практики и по окончании заказа свою деятельность прекращает. По мнению экспертов, необходимо не создавать юрлица под заказ, а основать постоянную производственную площадку, где студенты могут работать. Однако сразу возникает вопрос: на какой срок студентов нанимать, с какого курса их принимать и т. д.?
Многие эксперты сходятся во мнении: малые предприятия на базе колледжей будут не конкурировать, а скорее сотрудничать с частными компаниями. Например, эта модель может быть востребована отдаленными центрами, где нет крупных работодателей и острой конкуренции. Тогда колледжи могли бы закрывать потребности в таких секторах экономики, как общественное питание, сельское хозяйство, строительство, производство мебели, ветеринария, IT.
Как считает руководитель Академии ООО «ДМГ МОРИ Рус» Илья Тонких, создание бизнес-предприятий на базе образовательной организации – это весьма перспективное направление. Малое предприятие, получая реальные заказы и выполняя их, может стать центром внедрения в том числе новых технологий. Это мотивирует самих ребят, которые видят, где приложить усилия, и понимают, что их продукция не выбрасывается, а имеет реального потребителя. Правда, модель «колледж – завод» будет рентабельна, если есть постоянные заказы. А для этого нужно вступать в полноценные рыночные отношения. Готовы ли к этому колледжи?
Пока не очень готовы, считает директор Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга Ольга Коротеева. Она подчеркнула, что развитие подобного формата сталкивается с барьером в виде откровенно сырой законодательной базы. Общение с руководителями колледжей показало: люди понимают, что в случае появления на базе образовательной организации бизнес-предприятия на них ложится слишком большая ответственность. К примеру, что делать, если оборудование вышло из строя при выполнении частного заказа? Как закупить сырье, не нарушив законодательство? Как правильно выбрать форму собственности? Нужна, конечно, серьезная юридическая подготовка управленческого звена.
По мнению многих руководителей колледжей, модель «колледж – завод» вполне жизнеспособна, но внедрять ее повсеместно нецелесообразно. Она подходит тем организациям, которые уверенно ведут внебюджетную деятельность и готовы заниматься предпринимательством. Другим колледжам вполне хватает мастерских и УПП.
Модель «колледж – завод» – это просто возможность, которую нужно зафиксировать в правовом поле. Кто-то ею воспользуется, а кто-то – нет, но право выбора должно быть у всех.
Маргарита ВИТАЛЬЕВА, Санкт-Петербург
Справка
Впервые идею «колледж – завод» представили в 2020 году на форуме Агентства стратегических инициатив и Росконгресса «Сильные идеи для нового времени». Она вошла в Топ-100 идей по результатам отбора для учета в стратегии агентства. АСИ взяло проект на сопровождение, он получил одобрение в Минтруда РФ и Минпросвещения РФ.
Комментарии