Что не знал Эвклид, что,
сходя на конус,
вещь обретает не ноль,
но Хронос.
Иосиф Бродский
Жизнь современного учителя такова, что порой не хватает времени на самое главное – подумать о жизни. А ведь нам приходится искать в ней новые смыслы с каждым классом, с каждым проектом, с каждой инновацией. Иначе очень легко превратиться в безликий придаток информационной системы, просто голос за кадром. Но не этот ли вечный поиск смыслов и искренний интерес к окружающему миру и отличают хорошего учителя и человека? Если, конечно, удалось его в себе сберечь.
Формула моей жизни в этом году – 1960+60=2020. Вполне красиво, но немного печально. Мне довелось быть классным руководителем в биолого-химическом и гуманитарном классах, теперь инженерный. И это 28 прекрасных парней и 3 девочки, с которыми мне посчастливилось по-особому интересно жить и работать.
Чему же научил классного руководителя инженерный класс? Можно об этом не очень серьезно?
Почти безошибочно отличать в толпе студентов Бауманки от остальных людей – столько экскурсий, «Университетских суббот», «Инженерных каникул» было проведено нами в этих стенах и даже на крыше кафедры РЛ-1!
Расшифровывать загадочное IEPhO – Международная олимпиада экспериментальной физики. Да что там расшифровывать – принять участие в работе Инженерной лиги и даже порадоваться за призеров 2019‑2020 года.
С удовольствием осознать, что физикам не победить в себе лириков. Иначе откуда столь образные названия олимпиад ведущих технических университетов: «Шаг в будущее», «Траектория взлета», «МИСиС зажигает звезды»? И тем приятнее, когда твои ученики становятся их призерами и победителями.
Почувствовать, что неподалеку от железнодорожной платформы имени Марии Барсученко, на одной из кафедр МГТУ, время будто остановилось, и ощущение иной реальности только усугубилось в лаборатории робототехники.
Порадоваться, что инженерный класс может выиграть квиз, посвященный юбилею Дмитрия Менделеева, даже у медицинского.
Усвоить, что питон – это вовсе не огромная змея, а язык программирования, необходимый при создании проектов и подготовке к предпрофессиональному экзамену.
Понять, что те, кто в детстве азартно играет в «Лего», в старших классах будут увлеченно сражаться в «Ардуино». И доигрываться до серьезных социально значимых проектов вроде «Автоматического сортировщика отходов».
Удивиться, что Михаила Валентиновича Ковальчука можно увидеть не только на экране телевизора, но и на юбилейных мероприятиях Курчатовского института для инженерных классов. И потом с улыбкой обнаружить, что на экскурсии в «курчатник» наибольшим успехом все равно будет пользоваться спортплощадка с турниками (простите, у меня 28 парней!).
Не поверить, что при получении рабочей профессии «наладчик технологического оборудования» самой большой проблемой будет, как добраться до Западного комплекса непрерывного образования, именуемого в дальнейшем ЗКНО, если не на трех автобусах. Задача, как оказалось, имеет решение: 40 минут пешком от метро «Молодежная».
Обнаружить, что оранжевый зонтик финалистов олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» – очень полезный приз для пеших походов в ЗКНО при любой погоде.
Окончательно понять, что надо худеть, потому что во время экскурсии в НПО «Энергия» не помещаешься в кресло космонавта.
Восхититься тем, что знаменитый девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» стал главным принципом жизни лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова. А наши «два капитана» – это пока капитан волейбольной команды школы + капитан команды-финалистки Кубка Воробьевых гор в одном лице – удивительный Сашка Рокотянский, лидер нашего инженерного класса.
Погрустить, что научиться распределять время намного сложнее, чем выучить слово «прокрастинация».
Сделать открытие, что исследование Васей Ляминым полета прыгуна на аттракционе «банджи-джампинг» приводит к решению дифференциального уравнения.
Допустить, что можно быть спикером «Большой перемены» по теме «Жизнь школьника в IT-индустрии», как Илья Пищулин, давать советы, как получить первый заказ, но не знать математику даже на четверку.
Смириться, что не все хотят стать студентами Вышки, несмотря на дипломы олимпиады «Высшая проба».
Не сдержать эмоций, узнав, что проект «Изучение природных фотонных кристаллов методами современной микроскопии» может стать призером сразу четырех конкурсов проектных работ.
Не мешать взрослению, наблюдать и удивляться, что в результате ежегодного просмотра шести – восьми спектаклей можно гениально сформулировать простую гипотезу: от Гоголя и Островского до Мартина Макдонаха и Дэниела Киза все пьесы про одно и то же!
И мне сложно не согласиться с этим открытием, мой дорогой инженерный класс! Да, про одно и то же: про нашу единственную человеческую жизнь, такую уязвимую и непредсказуемую, про поиски смысла в бесконечно меняющемся мире. И не самое важное – живешь ты в эпоху цифровизации или ядерной энергии и освоения космоса, как говаривало о себе предыдущее поколение. Главное – бустить платформу человечности в себе и своих учениках, а это возможно на базе любого контента.
Классный руководитель инженерного класса всегда немного дилетант, но мы готовы учиться. Спасибо тебе, 11‑й «Б», мой инженерный выпуск.
Вера ВОРОНИНА, учитель математики, классный руководитель 11‑го инженерного класса школы №1584
Комментарии