В начале декабря 2021 года прошла Международная конференция «Пересборка школы – от архитектуры к сообществу», на которой присутствовали спикеры из сферы образования, науки, строительства, архитектуры, профильных изданий, представители попечительских фондов.
Основными идеями конференции был переход от консервативной школьной системы, в которой дети изучают стандартную программу в условиях средней школы с традиционно обставленными кабинетами среди парт и шкафов с дополнительной литературой, к так называемому соучаствующему проектированию, где создается специальная образовательная среда, которая наполняется инструментами, позволяющими решать креативные задачи. Эта среда должна формировать сознание ребенка, развивать его способность критически мыслить и решать различные задачи в коллективе и сообществе. Спикеры конференции пришли к единодушному выводу: чтобы условия пространства способствовали развитию личности учащегося и помогали ее проявлению во внешнем мире, среда должна провоцировать активность ребенка за счет дизайна и архитектуры.
Согласно концепции «пересборки» школа больше не может быть консервативным образовательным учреждением, действующим по годами сложившимся алгоритмам, и требует постоянной реконструкции. Это касается как дизайна интерьера, так и программы, и школьных мероприятий, образовательный процесс должен стать пластичным.
На конференции была проведена презентация компании Martela и онлайн-журнала EdDesign совместно с Центром независимых социальных исследований. В ней были озвучены основные тезисы: как меняются смыслы образования, образовательные учреждения, как школьное пространство влияет на формирование ролей в социуме и отношения между учениками и учителями, как строятся эмоциональные связи, работа в команде, как все перечисленное влияет на качество образовательного процесса.
Следующим блоком был Research Discussion – презентация и обсуждение исследования, которое компания Martela проводила совместно с Центром независимых социальных исследований, – «Социальный код школы: о связи образовательных смыслов и пространства». Презентация плавно перешла в формат stage talks, в котором происходил диалог двух экспертов, которые обменивались опытом и делали общие выводы о реформации системы образования.
Отмечу наиболее интересных спикеров с креативными проектами. В формате stage talks вели беседу об изменении формата образования выступающие из Дании и Якутии, проект каждого из которых был уникален в своем роде. Келд Бадингаард, бывший тренер молодежной сборной Дании по футболу, рассказал о том, как датчане изменили понимание понятия «образовательный результат», сместив фокус с академической успеваемости и успешности на способность встраиваться в общество, самореализацию, использование приобретенных навыков в жизни. В итоге ученики стали показывать более высокие результаты в учебе и спорте, чему способствовало обучение в комфортном для каждого школьника ритме.
Вторым участником беседы были Прокопий Наговицын, замдиректора по исследовательской деятельности Средней школы села Ой, руководитель школьных экспедиций, и его коллега Максим Аникеев, консультант по образовательным и реабилитационным программам сообщества приемных семей «Орион». Рассказывая о сельской школе, спикеры отметили, что школа держит курс на уход от консервативного формата к поиску более пластичных и жизнеспособных форматов, привлекает внешних экспертов. Так, например, научно-исследовательские экспедиции в Якутии объединяются с учебным процессом в образовательном учреждении и переходят в инновационный формат кочевой школы. Дети путешествуют и занимаются научной и археологической работой наравне со взрослыми исследователями.
Не менее интересным было выступление спикера Арама Пахчаняна, соучредителя фонда и школы «Айб», и его коллеги Андрея Иващенко, председателя совета директоров центра высоких технологий «Химрар», сооснователя Физтехсоюза. Ими была предложена идея сообщества выпускников, способных влиять на жизнь института, обеспечивать сложность и разнообразие среды и преемственность поколений выпускников, готовить новые кадры. Поднимались вопросы о том, как эффективнее управлять этим ресурсом и сделать его инструментом долгосрочной поддержки образовательных проектов.
Любопытная мысль о приобщении структуры городских библиотек к образовательной среде прозвучала из уст Райнерта Мийхасселя из Норвегии, директора городских молодежных библиотек в Осло. Он предложил переориентировать эти учреждения культуры под новый формат одновременно и образовательной среды с публичным лекторием для граждан, и площадки для благотворительных программ для подростков из сложных районов. Это поможет ребятам обрести безопасную среду и получить навыки профориентации, записаться на кружки, дополнительные занятия и т. д.
Схожие идеи озвучил спикер из Финляндии Теслу Куркела, архитектор и сооснователь бюро JUMP. Он рассказал о том, как финское бюро размывает границы между функциональными возможностями среды, чтобы добиться максимального комфорта в разных государственных учреждениях и наладить между ними коммуникацию.
Что, задается вопросом Куркела, общего между школой и госпиталем, школой и аэропортом? То, что это государственные учреждения, в которых планируют повысить комфорт и которые хотят сделать доступными для разных групп граждан.
Помимо озвученных идей на конференции поднималась проблема сравнения дополнительного образования и общеобразовательной программы: должен ли ученик выбирать себе спецкурс или же дополнительное образование будет мешать усвоению основной программы? Спор развернулся между ведущим продюсером программы «Грамотеи» А.Пряниковым и директором Международного детского центра «Артек» Константином Федоренко. Пряников вместе с коллегой, гендиректором проекта «Мы – грамотеи» Юлией Солдиной, утверждал, что редкий формат, способный заинтересовать ребенка заниматься, допустим русским языком, – это викторина вроде тех, что проводит канал «Культура». Дополнительное образование же может помешать ребенку полностью погрузиться в выбранную сферу и следовать графику. Константин Федоренко в ответ рассказывал об иных порядках, царящих в школе на территории лагеря «Артек», где осуществляется не только обучение штатных учеников и детей сотрудников, но и дополнительных 45 тысяч человек, к тому же работает школа вожатых, готовящая к взрослым ролям старшеклассников из 59 регионов России. Федоренко утверждал, что ребенок может раскрыться только на площадке дополнительного образования, и для того чтобы он сделал свой выбор по жизни, государство должно предоставить очень большое количество разных образовательных площадок, где ученик мог бы определиться с вопросами «кто я?» и «что мне интересно?».
На конференции был озвучен вопрос перехода образовательных площадок на цифровые платформы в связи с эпидемией коронавируса, что в свою очередь продвинуло дистанционное обучение. Также на мероприятии затрагивались проблемы восстановления образовательной системы после катастрофы, например, своим опытом поделилась спикер Наталья Филиман-Бекмамбетова, помощник президента Республики Татарстан. После террористической атаки в Казани пострадало здание гимназии №175, вследствие чего в регионе велись обширная работа по реновации школы и попутное проектирование Национальной библиотеки Республики Татарстан.
В заключение конференции были подведены итоги выступлений и выдвинуты ключевые тезисы о базисах, на которых будет строиться новая образовательная модель:
1) Steam – естественные науки, точные науки, IT, инжиниринг, дизайн, цифровое искусство и креативные медиа;
2) ментальное и физическое здоровье, экологическое мышление, упор на экопроекты – спорт, практики осознанности, здоровый образ жизни, развитие воли, знакомство с экологическими инициативами;
3) Shape – социальные науки и исследования, гуманитарные науки, языки, изобразительное и исполнительское искусство;
4) предпринимательство – развитие культуры, навыков и компетенций для развития в данной сфере, бизнес-проекты, знакомство учеников со стартапами, с деятельностью на производстве, учебные проекты, близкие к выбранной сфере специализации.
Екатерина НЕКИПЕЛОВА
Комментарии