search
main
0

От «Гордого мыша» до «Идеального мужа». А вы видели детские мюзиклы? Уникальные спектакли фестиваля «Москва-Театр-Школа»

Зачем нужны школьные театры? Помимо развития творческого потенциала, они дают ребятам возможность раскрыть себя – «обычным» детям перевоплотиться в героев, тихоням – перестать стесняться, а непоседам – направить свою энергию в нужное русло. И для школьных театральных коллективов крайне важен факт признания не только в стенах собственных школ, но и в масштабах района, округа, города. Особенно, если это такой форум, как фестиваль-конкурс школьных театров «Москва-Театр-Школа», который уже много лет проводит Государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. Инициативу театра поддерживают префектуры Юго-Западного административного округа (здесь расположен театр) и Троицкого и Новомосковского административных округов, и школы, участвующие в фестивале, расположены в этих округах Москвы.

Нынешней весной состоялся уже одиннадцатый фестиваль, и уровень спектаклей, показанных юными артистами, превзошёл все ожидания. Об этом говорили на церемонии закрытия форума и представители префектур – Оксана Витальевна Андрианова (ЮЗАО) и Нина Викторовна Заруба (ТиНАО), и все члены жюри, возглавляемого заслуженным учителем РФ, заведующей литературно-педагогической частью Театра Сац Роксаной Николаевной Сац. Во многом благодаря её усилиям и энтузиазму специалистов педагогической части этого, единственного в мире детского оперного театра, в орбиту фестиваля с каждым годом входит всё больше школьных коллективов. В нынешнем фестивале, словно отвечая расширению границ Москвы, приняли участие множество детских театров из бывших подмосковных поселений: Щербинки, Внуково, Десны, Красной Пахры, Троицка, Мосрентгена… Новые московские территории с небывалым энтузиазмом включились в орбиту школьного театрального движения и продемонстрировали очень яркие постановки, завоевавшие высокие награды.

Однако, не только расширение состава участников стало отличительной чертой Одиннадцатого фестиваля «Москва-Театр-Школа». И в прошлые годы обращало на себя внимание стилистическое многообразие фестивальной афиши. С каждым годом круг тем и авторов, к которым обращаются юные артисты, становится всё шире. И всё больше удивляет смелость и открытость начинающих артистов к претворению самых сложных замыслов. Так, призов удостоился целый ряд музыкальных прочтений известных литературных сюжетов. Оригинально и задорно прозвучал мюзикл «Пеппи Длинный чулок» на музыку Владимира Дашкевича студии «Маленькая фея» школы № 1206  (первая премия). Еще одному мюзиклу – «Преданный друг» на музыку Валерия Бровко – коллективом театра «Дети земли» школы искусств «Юность» было дано жанровое определение «мини-опера». Действительно в этом спектакле (получившем вторую премию), созданном по мотивам сказки Оскара Уайльда, музыка становится главным выразительным средством и удивляет, как совсем юные артисты вдумчиво раскрывают непростую коллизию притчи английского классика.

В фестивальных интерпретациях классических литературных сюжетов было и обращение к танцу: балет-сюита «Чиполлино» балетной студии «Арабеск» школы № 2006 была удостоена второй премии, а выполненная в стилистике классической хореографии танцевальная фантазия «Подарок феи» хореографического коллектива «Премьера» школы искусств № 11 завоевала третью и спецприз «За приобщение к классическому наследию». И присуждение этой награды стало свидетельством вдумчивого обращения к искусству танца. Эта постановка, хоть и была рассчитана на совсем юных артистов, столь зрело претворяет хореографическую стилистику и сюжетные мотивы балета «Щелкунчик» Чайковского, что диву даешься, как восприимчивы дети. И эта работа – прекрасный пример того, как детское сознание, не подвластное штампам, под чутким взглядом опытного педагога, справляется с любыми сложностями.

В спектаклях, представленных театрами с участием школьников средней и старшей школы диапазон сюжетов был поистине необъятен. Юные артисты успешно обращались к претворению серьёзных и отнюдь не детских произведений. Спектакль «О любви и о театре» (третья премия) студии «Обруч» школы № 121 ЮЗАО основан на рассказах Аркадия Аверченко. Пьеса Эдварда Радзинского – первоисточник драматической баллады «Лунин» (за которую студия «МаскаРад» культурного центра «Внуково» получила третью премию), а «Идеальный муж» (вторая премия) театральной студии 10 «А» класса школы № 113 стал хоть и фрагментарным, но вполне убедительным обращением к одной из самых популярных пьес Оскара Уайльда.

Особый интерес жюри вызвали прочтения Александра Пушкина, которые разделили вторую премию в старшей возрастной группе: театр-студия «Артель» ДК Щербинка назвал свою версию «Сказки о царе Салтане» «Корабельными байками», а студия «Маленький принц» ДК Мосрентген перенесла на сцену повесть «Барышня-крестьянка». И, конечно, с особым ожиданием встречали работы по Александру Островскому. К «Женитьбе Бальзаминова» обратились артисты «Дар-Театра» Рязановской школы искусств «Дар», а спектакль «Улыбка фортуны» «Театра миниатюр» школы № 1355, созданный по мотивам разных пьес драматурга, получил Гран-при фестиваля.

Еще одна примета одиннадцатого фестиваля – участие в нём театральных кружков школьных классов. Практика театральных постановок всем классом – прекрасная традиция, позволяющая всем школьникам раскрепоститься, а юным артистам найти своё призвание. Инсценировку по произведениям Сергея Михалкова «А что у вас?» темпераментно разыграли артисты театральной студии 2 «А» класса школы № 626 им.Н.Сац (первая премия). Еще одним не менее прекрасным примером классного спектакля стала опера «Кот в сапогах» театра «Маски» школы № 554 (третья премия) – учащиеся 3 «А» класса прекрасно освоили серьёзный жанр оперы! Еще одним серьёзным обращением к опере стал спектакль «Маленький принц» на музыку Сергея Плешака театра «Соловушки» школы № 626 им.Н.Сац (третья премия).

Многие спектакли, показанные на фестивале, являлись прекрасными образцами авторских постановок, сценарии, художественное и музыкальное оформление которых создавалось специально для школьных коллективов. Как правило авторами таких работ выступают руководители школьных театров, каждый из которых подлинный энтузиаст своего дела. Один из таких подвижников – Яков Натанович Шварцман, руководитель театра-студии «Друзья Волшебника», опытный театральный педагог, давно зарекомендовавший себя в работе с маленькими артистами. Его спектакль «Кот-мыслитель» (удостоенный первой премии в младшей возрастной группе) явился прекрасным образцом авторской постановки. Эта работа была исполнена самыми юными участниками фестиваля – театром-студией «Друзья Волшебника» и ансамблем «Этюд» Дома культуры «Первомайское».

Прекрасными примерами авторских работ стали искрометный мюзикл «Муха-Цокотуха» (первая премия) и музыкальная сказка «Зайкина избушка» (третья премия). «Муха-Цокотуха» студии «Дар-Театр» Рязановской школы искусств «Дар» покорила самых взыскательных зрителей не только темпераментом артистов, но и запомнилась как объемный, красочный, оформленный яркими, по-настоящему театральными декорациями, спектакль. Оформление сцены и колоритные костюмы помогали артистам донести темпераментный драйв специально написанной для постановки музыки руководителя студии Лали Егиазаровой. А для музыкальной сказки «Зайкина избушка» студии «Галёрка» центра «Исток» руководитель студии, режиссёр и композитор Алексей Кузнецов даже специально написал музыкальное сопровождение и вместе со своими воспитанниками создал динамичный и современный спектакль по мотивам русской народной сказки.

Фольклорная тема была продолжена в еще двух работах, удостоенных премий в младшей группе также в номинации «музыкальный спектакль». По мотивам осетинских сказок поставлен спектакль «Гордый мыш» студии «Самоцветы» лицея 1561 (первая премия), а оригинальная театрализованная композиция «Лесная аптека» младшего хора коллектива «Напевы» школы искусств «Юность» (первая премия) покорила не только вокальным мастерством исполнителей, но и колоритом костюмов: и руководитель коллектива Ольга Феоктистова, и артисты хора выступали в чудесных русских сарафанах. Алый цвет этих нарядов, дополненный узорами всевозможных расцветок, массой изысканно выполненных деталей, украшениями волос, стилизованными под старину, – всё это создавало неповторимую атмосферу фольклорного праздника.

Помимо восхищения талантами детей, важно отметить, что за их достижениями всегда стоят педагоги. А руководители школьных театров – это, как правило, самоотверженные энтузиасты. Они обладают не только педагогическим талантом, не только помогают выучить и сыграть роль, но и становятся режиссёрами, композиторами, художниками-постановщиками спектаклей. И не только учителями театрального искусства, но и воспитателями детских душ, характеров. И фестиваль «Москва-Театр-Школа» становится демонстрацией не только работ юных артистов, но и достижений этих удивительных специалистов, безгранично преданных своему делу и своим воспитанникам. Поэтому хочется пожелать творческого продолжения и развития этой важной и нужной инициативы Театра Сац – фестиваля школьных театров «Москва-Театр-Школа»!

Фото из архива Театра Сац

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте