Событием уходящего года, вне сомнения, стал II съезд учителей Москвы, который состоялся 5 сентября 2014 года. В этом году площадкой для его проведения стал Московский городской Дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. Концепция съезда отражена в его названии: «Москва – культурно-образовательное пространство».
Мастер-классы учителей – лидеров московского образования уже стали традиционным мероприятием съезда учителей. Востребованность такой формы работы педагогической общественностью столицы позволила представить на съезде учителей-2014 18 мастер-классов, объединенных общей ключевой идеей – «От фундаментальных понятий к фундаментальному знанию».Фундаментальные понятия – это то, что объединяет человеческие знания, ими наполнена и наша жизнь, и система образования. Как сложное сделать простым, непонятое понятным, неопределяемое определенным? Как и с помощью чего отразить общее содержание образования учителю физической культуры и математики? Как, к примеру, учитель химии, учитель музыки и учитель истории смогут вместе провести урок? Только если он построен на фундаментальном понятии!В чем универсальность фундаментальных понятий? Почему они способны связать совершенно различные сферы знаний, сферы общественной практики?Когда мы говорим о предельно обобщенном знании, мы имеем в виду не что иное, как фундаментальные понятия, или категории философии (или иной области знаний). Эти категории имеют свойство соединять явления и факты, на первый взгляд совершенно разнородные и несовместимые. Л.С.Выготский в работе «Исторический смысл психологического кризиса» писал по поводу общей тенденции к увеличению концентрации знаний: «…фундаментальное понятие, первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это – способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки. Единство определяет роль, смысл, значение каждой отдельной области, то есть определяет не только содержание, но и способ объяснения, главнейшее обобщение, которое в развитии науки станет со временем объяснительным принципом. Единство обобщающего понятия перерастает в единство объяснительного принципа, потому что объяснять – значит устанавливать связь между… группой фактов и другой группой».Это означает, что уже в ХХ веке и ранее в науке и философии было осознание того, что единство мира – это не просто красивая констатация и удобный факт, но и крайне важный гносеологический принцип, предельно расширяющий горизонт познания и сферы общественной практики. Педагогическая наука пришла к этому несколько позже.Как показывает практика, без понимания ключевых понятий учиться дальше трудно – получается своеобразный замкнутый круг: ребенок все время пытается понять и объяснить для себя непонятное через непонятное, необъясняемое через необъясняемое. Например, все мы представляем, что такое точка, прямая в геометрии или сила, отражение в физике. Тем не менее если мы попробуем дать определения этим понятиям, то поймем, что на самом деле это довольно сложные вещи.Для преодоления этого противоречия нужен радикальный шаг – надо выйти за пределы рассматриваемого объекта (явления, процесса) и взглянуть на него с позиции другой науки, которая также занята изучением этого объекта (явления, процесса). И здесь самое интересное – это существенно облегчает решение проблемы, – что какую бы науку мы ни взяли, она оперирует теми же самыми (или аналогичными) понятиями при описании или объяснении сходных явлений.Таких понятий много, однако их на несколько порядков меньше, чем обычных узкоспециализированных терминов. Изучить все термины даже в пределах отдельно взятой науки человек, пусть даже очень одаренный, сможет лишь за длительный период. Школьнику, изучающему одновременно более пятнадцати предметов, конечно, сложно значительно углубиться в какой-либо из них. А если учесть, что объем информации по каждой науке сейчас растет в геометрической прогрессии, то кажется, что ситуация тупиковая, и она будет неизменно ухудшаться из года в год. Тем не менее мы видим, что объективно этого не происходит: знание имеет способность сжиматься, уплотняться. Что стало единицей уплотнения, центром сжатия научной информации? Именно категории – те самые фундаментальные понятия, о которых идет речь! Они аккумулируют в себе не только информацию, но и смыслы, «не умножая сущностей», если использовать известную метафору философа У.Оккама.Таким образом, познать саму природу однопорядковых (аналогичных, комплементарных) явлений мы сможем, только проникнув в систему связей и отношений данной науки с науками, оперирующими теми же самыми объектами и понятиями, пусть даже и в ином содержательном ключе.Именно поэтому основой содержательной, концептуальной части II съезда учителей Москвы стала идея о возвращении к фундаментальным понятиям, которые способны привести к фундаментальному знанию. Эта идея родилась у нас уже давно, и мы смогли составить довольно объемный список, состоящий из 450 фундаментальных понятий.Оптимальный способ объяснить эти понятия – реальная практическая деятельность учащихся на каждом уроке, в каждом предмете. Именно поэтому мы собрали лучших учителей, победителей конкурса «Учитель года», и предложили им исследовать фундаментальные понятия с помощью наиболее интересных средств своего предмета.ВЫБОР, ВРЕМЯ, ОБРАЗ, СВЯЗЬ, ОТРАЖЕНИЕ, ОШИБКА – только шесть из огромного числа фундаментальных понятий стали темами мастер-классов лучших педагогов столицы. Участники секции «Педагогический диалог» вместе с ведущими пытались ответить на вопросы: «Как сделать правильный выбор?», «Как научиться избегать ошибок и заблуждений в процессе познания и в жизни?», «Как научиться ценить свое время?». Педагоги получили возможность обсудить, как наблюдение за обычными вещами рождает новые идеи, открытия, образы.Общение в неформальной среде, актуальность поднятых вопросов, яркие впечатления сделали съезд учителей Москвы настоящим праздником профессионализма. Съезд дал новый импульс для качественной работы учителей на новом витке развития системы образования.Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор МГМЦ
Комментарии